Ну что, уважаемые читатели, мой довольно обширный обзор домового как персонажа низшей славянской мифологии (низшей – потому что персонаж не имеет статуса божества), почти подошёл к концу. Почти – осталась последняя заметка.
Позвольте представить все предыдущие:
В них фигурировали домовые, обитающие в сельской местности; старинные, скажем так, домовые, домовые из крестьянских поверий.
А водятся ли домовые в современных городских квартирах (есть ли соответствующие поверья)?
Да, водятся (да, есть).
Кандидат филологических наук Марина Никитична Власова отмечает, что «городских» домовых чаще называют барабашками, полтергейстами или вообще никак не обозначают, а сами они напоминают домовых крестьянских поверий.
О Барабашке, к слову, материал у меня уже выходил:
Примечательно, что полтергейст, «шумный дух», не тождествен домовому крестьянских поверий, но при этом обладает рядом черт, весьма характерных для домового: не имеющие источников звуки, звуки падения, пилы, пляски, прядения или стирки, звуки голоса (монологи и даже осмысленные диалоги с присутствующими) и шагов, грохот, скрип, стуки в двери, окна, пол, потолок и стены, царапанье; перемещение предметов в пространстве, словно бы передвигаемых или бросаемых невидимой рукой, опрокидывание предметов, перенос вещей, разбивание посуды.
В образе «городских» домовых превалируют отрицательные отрицательные характеристики домовых крестьянских поверий.
Причины сходства в облике и поведении «городских» и «крестьянских» домовых объясняются прослеживаемым с раннего средневековья «переплетения» (и, вероятно, генетического родства) поверий горожан и сельских жителей разных сословий, непосредственным наследованием традиции суеверных рассказов и воспроизведением мифологических архетипов в массовом сознании.
Источник
- Власова М. Н. Энциклопедия русских суеверий