Найти в Дзене
Заметки Моргора

Откуда берутся домовые

Оглавление

Ничто не берётся из ниоткуда, не правда ли?

А откуда берутся домовые?

Вопрос, конечно, интересный, и ответов я приведу несколько: сначала те, которые можно получить из фольклора, потом поделюсь мнением профессиональных исследователей славянской старины и даже одного психофизиолога.

Итак...

У русских домовой зачастую – это пращур, покойник, дух умершего члена семьи, предка рода. Об этом свидетельствует белый цвет его одежды или шерсти, отличающий потусторонних существ, и положение «хозяина» (нередко прямо называемом дедом, дедушкой), старшего над всеми живущими и даже жившими ранее в доме. В Томской губернии красноречиво советовали: если домовой не любит, следует пойти на кладбище и положить что-нибудь на могилки, лучше всего – на могилки родственников.

Некоторые былички рассказывают о том, что домовыми становятся «неправильные» покойники, а то и вовсе – умерший член семьи, за свои грехи назначенный в услужение живым домочадцам богом.

Любопытно редкое украинское поверье о том, что домовой – умерший в стародавние времена грешник, смоченный загадочным «домовым напитком».

Поздняя легенда объясняет домовых как падших ангелов, сброшенных с небес за участие в мятеже против господа: кто упал в людское жилище – тот превратился в домового.

Иногда полагали, будто бы домовых сотворил бог и раздал по одному в каждый дом.

Однако отойдём от христианского влияния к более интересным, на мой взгляд, трактовкам.

Есть такая, согласно которой домовой – жизненная сила, своеобразная «внешняя» душа человека в форме, повторяющей его обличье (это подтверждается сходством домового с тенью, с отражением в зеркале, а тень-отражение – один из традиционных обликов души в верованиях многих народов, не только славянских).

В некоторых поверьях XIX – XX вв. смутно прослеживаются представления о домовом как о духе-спутнике, рождающемся или появляющемся вместе с человеком. Так, крестьяне Никольского уезда Вологодской губернии давали матери новорожденного ломоть посоленного ржаного хлеба, с которым предварительно спускались в подполье, обходили все углы и призывали домового такими словами: «Суседушко, батюшко, иди-ко-ся за мной», а в Воронежской губернии говорили, будто бы бог при рождении посылает человеку ангела для защиты, чёрта для искушения и домового для ведения хозяйства.

В не самых распространённых поверьях того же временного промежутка (XIX – XX вв.) домовым может стать существо, погубленное – случайно или намеренно – при строительстве дома в его пределах (с этим иногда связывается многообразие обличий домового). К слову, до начала XX века верили в то, что первый вошёдший в дом – умрёт. Также верили, будто бы любое существо, измеренное знающим строителем меркой, впоследствии зарытой под одним из углов будущего дома, обращается в домового (при этом сохраняются прежние черты: например, если измерили кошку, то домовой будет мяукать и царапаться).

Профессиональные исследователи славянской старины видят в образе домового отголоски языческих культов – культа «скотьего бога» Велеса (поверье о том, что замужняя женщина показавшая свои волосы чужому, вызывает гнев домового, соотносится со связью Велеса-Волоса с поверьями о волосах) и культа Рода и Рожаниц (предположительно предшествующих домовому).

И напоследок позвольте представить материалистическое объяснение, данное психофизиологом Леонидом Леонидовичем Васильевым. Согласно ему вера в домового вызвана... сомнамбулизмом. Некоторые люди в состоянии сомнамбулизма выполняют работу по хозяйству, о чём после пробуждения не помнят. Например, зафиксирован случай, когда одного учёного застали ночью за переводом французского текста на итальянский. При этом учёный зажёг свечу, хотя в комнате уже горело много свеч. Когда зажжённую учёным свечу потушили, он вновь её зажёг, не осознавая, что в комнате и без того светло.

Иллюстрация Дмитрия Галкина
Иллюстрация Дмитрия Галкина

См. также

Список использованной литературы

  • Васильев Л. Л. Таинственные явления человеческой психики
  • Власова М. Н. Энциклопедия русских суеверий
  • Левкиевская Е. Е. Мифы русского народа
  • Домовой / Левкиевская Е. Е. // Славянские древности: энциклопедический словарь словарь
  • Мифологический словарь Мелетинского