Современный обыватель, постольку-поскольку интересующийся славянской мифологией, привык к тому, что существуют два разных, обособленных духа – домовой и дворовой. И это... не совсем так. В крестьянских рассказах, записанных в XIX – XX вв. отделить духа, обитающего в доме, от духа, обитающего во дворе, – весьма трудно. Подчас названия домовой и дворовой воспринимались крестьянами как синонимы. Домовой свободно перемещается как по всей избе, так и по двору. В поверьях XIX – XX вв. домовой проявляет приоритетное отношение то к людям и живущим под его крышей людям, то ко двору и содержащимся там животным – это как бы два лика, две ипостаси одного духа. Специалист по традиционной славянской культуре Елена Евгеньевна Левкиевская называет домового и дворового персонажами-двойниками, чьи образы не везде различаются как самостоятельные. В более поздних народных представлениях фигурирует уже целый ряд домашних духов. Каждый из них в одних случаях может отождествляться с домовым, в других – воспр