Найти тему
Заметки Моргора

Животные обличия домового

Оглавление

В крестьянских рассказах, зафиксированных в период времени с XIX по XX век, обличье домового преимущественно человеческое, однако он, домовой, – оборотень, может предстать и животным.

Животные обличья принимает домовой, обитающий во дворе.

Чаще это змея, кошка, ласка, петух, уж (уж упоминается отдельно от змеи). Также отмечены белка, голубь, жаба, заяц, козёл, корова, крыса, лягушка, мышь, петух, свинья, собака, ягнёнок.

Так, домовой в виде зайца выбегает из старого дома (откуда переселился на новое место один из двух братьев) и исчезает на новом жилище – и старый дом вскоре сгорает, его владелец вынужден переехать к брату. В Новгородской губернии домовой в облике собаки, которая спит в подвале, проходит мимо хозяина, осматривающего двор. В Тульской губернии тоскующий домовой ходит на пепелище чёрной телушкой и козлом, пока хозяин отстраивается после пожара.

Кот (или кошка) – традиционные обличья домового или его спутники. В Архангельской губернии говорили, что кот – родственник домового, в Костромской – что домовой является в виде рыжей кошки, в Томской – что кошка – любимица домового.

Логично, что домового – покровителя хозяйства, достатка, благополучия – представляли в облике насущно необходимых в хозяйстве животных и домашней птицы.

На Орловщине считали, что домовой может обернуться любой скотиной.

В кого бы ни превратился домовой, шерсть его, как считали, должна быть того же цвета, что и волосы у хозяина дома.

В Ленинградской области ласку, появляющуюся во дворе, именовали Власом, что профессиональными исследователями славянской старины трактуется как связь «ласки – хозяйки двора» с Велесом, «скотьим богом». Прослеживается эта связь и в некоторых других районах России.

В Тамбовской губернии домового представляли медведем с человеческими ступнями и головой, в Тульской – говорили, что домовой на вид неуклюж, как медведь, обладает толстыми конечностями, покрытыми шерстью. В одном южнорусском рассказе описано превращение домового в медведя.

Животных, птиц, пресмыкающихся, которыми мог обернуться домовой, запрещалось убивать в пределах двора: так, новгородцы верили, что если убить возле дома гадюку или лягушку, это повлечёт за собой падёж скота и смерть людей, а в Олонецком крае рассказывали о крестьянине, убившем крысу, – у него пали все коровы.

В поверьях о домовом, принимающем образ зверя или змея, исследователи видят отголоски древних представлений о животных – предках-родоначальниках, родовых божествах, ставших в процессе распада родового строя и выделения семьи предками и покровителями отдельных семей, домов, дворов. Животные, сопровождающие домашних и дворовых духов, сопутствующие им, часто знаменуют их прежний звериный образ.

Также можно предположить, что в означенных поверьях отразились языческие представления о воплощении душ предков в животных (особенно здесь стоит отметить змею – наиболее древний образ домашнего духа-покровителя).

Иллюстрация Алексея Киселёва
Иллюстрация Алексея Киселёва

См. также

Список использованной литературы

  • Власова М. Н. Энциклопедия русских суеверий
  • Левкиевская Е. Е. Мифы русского народа