У домового – множество названий.
Позволю себе привести в начале данной статьи две цитаты.
Первая – из книги специалиста по традиционной славянской культуре Елены Евгеньевны Левкиевской «Мифы русского народа»:
Имя домовой, конечно же, происходит от слова «дом». Однако его называют и по излюбленному им месту в доме: у русских голбешник (голбец – перегородка за печью), запечник, у белорусов подпечник. Именуют его и особо почтительно: у русских хозяин, избенной большак, дедушко-браток, братанушко, доброхотушко, хозяйнушко мохнатый, кормилец; у белорусов дамавой хазяин, господарь, самый набольшой, дяденька, браток, дед, свойский; у украинцев хозяин, дiд. Но могут и подчеркнуть его принадлежность к нечистой силе: у русских лихой, другая половина, жировой чёрт, у белорусов чёрт дамавы, не свой дух, лиходзей, у украинцев домовий дябел, нечистий.
Вторая – из книги «Энциклопедия русских суеверий» кандидата филологических наук Марины Никитичны Власовой:
Имена домового «господарь», «большак», «дед», «дедко», «дедушко», «братанушко», «доброхотушко», «кормилец», «навной», «хозяин», «хозяинушко» характеризуют отношения домового к живущей в доме семье и хозяйству: он старший в доме, член семьи, предок, невидимый «хозяин». «За охотливое совместное жительство» домовой – «суседка». Домового именуют и почётным «другая половина» или просто «он», «сам» <Максимов С. В. Нечистая, неведомая и крестная сила>.
Из довольно обширной «Энциклопедии русских суеверий» я и выбрал разные названия домового, связанные либо с местом его обитания, либо с каким-то действием, либо с чем-то ещё.
Батаман (батаманка, батаманко, батаманушко, батамушка, батамушко, батанушко) – домовой дух, схожий в своих характеристиках с домовым и связанный со скотом (в особенности с лошадьми).
Бес-хороможитель – так называли домового христианские авторы.
Бирюк – так домового называли на Дону. Также в некоторых регионах России этим словом обозначали волка, медведя и страшилище, которым пугали детей.
Букан (буканка, буканко, буканушко) – тоже страшилище, которым пугали детей, тоже иногда домовой.
Глумица – домовой, который «глумится», иначе говоря: чудится, мерещится, проказит, пугает.
Гнетка (гнётка, гнетке, гнетко, гнеток) – домовой, который по ночам «гнетёт», давит людей.
Голбечник – домовой, обитающий в голбце (у печи или под печью).
Дед (чаще дедушка) – так именовали домового во многих районах России.
Жировик (жировой чёрт, жировый) – домовой, любящий довольство и достаток.
Жихарями (в значении «старожилы», «домоседы», «владельцы хозяйства», «зажиточные хозяева») называли не только домового, но и дворового, овинного, банника.
Жма (жмара) – домовой, который наваливающийся к худу или к добру (от слова жмать, означающего «жать, давить, сжимать»). Также, возможно, название жма (жмара) характеризует домового как существо, принадлежащее к миру мёртвых (ср. всем нам известных жмуров, жмуриков).
Запеченник (запечник, запечный) – домовой, обитающий за печью.
Игрец (грец) – «играющий, игривый» домовой, который «шутит» над людьми и скотиной.
Избяной – домовой, обитающий в крестьянской избе.
Лизун (лизунко) – домовой, который лижет, зализывает по ночам волосы людей, шерсть скота, вылизывает оставленную где попало посуду.
Мардос (мардус, мартос) – домовой, оставляющий («выкусывающий») синяки на теле человека.
Модовой (модовейко, модовеюшка, модожирко, модожирушко) – «перевёрнутое» в целях табуирования название домовой, произносить которое считалось нежелательным из опасения прогневить духа.
Навной (намной) – домовой, «наминающий» людей (наваливающийся на них) к переменам в их судьбе. В слове навной очевидна связь со словом навь (навьё), имеющим значение «мертвец, покойник», что свидетельствует о связи образа домового с культом предков.
Он (ён) – так, почтительно и иносказательно, называли не только домового, но и практически всех духов, особенно тех, кто где-либо владычествует и вместе с тем опасен.
Пастен (пастень, постен, постень) – домовой, который является в виде тени на стене.
Подпечка (подпечник, подпечный, подпечечник) – домовой, обитающий в подпечье (под печью).
Подпольник (подплянник, подполяник) – домовой, обитающий в подполье дома, где проводит время так же, как крестьянин в избе. Среди подпольников есть большак, большуха, дети и т. п.
Полудённый домовой – домовой, действующий в полдень.
Сам – в этом названии отразились понятия о домовом духе как о почитаемом «хозяине», старшем в доме.
Седок – домовой, незримо разъезжающий на лошади, причиняя ей вред.
Стень – домовой, наваливающийся на человека во сне.
Тень – дух лесной избушки, появляющийся в виде тени, по всей вероятности, представляющий собой разновидность домового духа, «хозяина» лесного жилья, который может «шутить» над людьми, останавливающимися в лесу на ночлег, и даже выживать чем-то не угодивших ему пришельцев.
Хозяин (хозяйнушко, хозяюшко) – дух, распоряжающийся определённой территорией и областью деятельности (в данном случае, разумеется, домовой).
Многообразие названий привычного нам домового обусловлено табуированием сего названия, представлениями о его локализации в доме, разнообразием функций и общей сложностью образа.