Домовой – существо непростое, требовательное и подчас капризное. От него, по поверьям, зависит не только достаток и благополучие, но и просто спокойная жизнь всей одной отдельно взятой семьи.
Иногда, чтобы не рассердить домового, нужно соблюдать незамысловатые правила: нельзя ложиться на излюбленное место домового или что-либо на него класть, нельзя ложиться спать без ужина, нельзя работать ночью и кормить ребёнка, нельзя ругаться (особенно во дворе и в хлеву), нельзя стоять на мусорной куче, женщине нельзя выходить из дому с распущенными волосами и спать без белья.
Следует помнить, что домовой любит лад и мир в семье и, как считали в Новгородской губернии, ровный и чистый двор.
С домовым общались.
Приветствовали:
Добрый день тебе, домовой хозяин. Охраняй меня от всякого врага, от всякого зла.
Вечером, запирая хлев, прощались:
Гляди, хозяин домовой, охраняй и не допускай никого.
В Новгородской губернии рекомендовалось прежде чем открыть хлевную дверь, кашлянуть. Зайдя в хлев, молчать, чтобы не помешать домовому или не увидеть его (если увидеть домового, в хлеве случится беда).
Рассерженного домового задабривали краюшкой хлеба, положенной вместе с солью в чистую белую тряпку, – вместе с ней выходили во двор, становились на колени и оставляли узелок у ворот со словами:
Хозяин-батюшка честной домовой, хозяюшка домовая, матушка честная, вот я вам хлеб-соль принес!
С домовым поддерживали добрые отношения, оставляя ему угощение: в Курской губернии говорили о том, что после ужина оставляют на столе «харч для домового» в хороших семьях. Забайкальские крестьяне стряпали раз в год лепёшки для домового и клали их в печурку (небольшое углубление в печи), подполье, туда, где содержится скот. В Калужской губернии угощение для домового клали под комягу (выдолбленное бревно для кормления скота), в Саратовской – относили на чердак (и уверяли, что наутро там не остаётся ни крошки).
В быличке, записанной в Томской области, старушка объясняет, что домовой питается паром от воды и еды.
Угощение для домового оставляли на столбе, на котором держатся ворота.
В определённые дни домовому совершали относы – приношения: под печку и в углы хлева клали хлеб, на печке оставляли крашеные яйца.
В некоторых деревнях Русского Севера домовому в подпечек клали верхнюю корочку каши, а по праздникам для него специально варили целый горшок каши – круто посоленной.
«Кормили» домового или делали ему подарки (для хорошего его расположения) с привязкой к церковным праздникам и датам, вписавшимся в крестьянский аграрный календарь.
В Великий четверг в Тобольской губернии хозяин дома бросал под печь медную монету (копейку или грош) с наговором:
Вот тебе, суседушко-батанушко, гостинцы от меня. Аминь.
Хозяйка же пекла три маленькие булочки из ржаной муки и оставляла их в укромном месте во дворе с приговором:
Вот тебе, суседушка-батанушка, гостинцы от меня. Аминь.
Отмечалось, угощение сие моментально поедалось...
Кстати, предлагаю ознакомиться с моими заметками о том, что это за слово такое, аминь, что оно делает в заговорах-наговорах, что означает и какими русскими словами его заменить:
Крестьяне, проживавшие в бассейне реки Енисей, в Великий четверг пекли четыре пресные булочки размером с куриное яйцо и бросали их в печь наотмашь, стоя спиной к печи. Как испекутся – три из них скармливали лошадям (или коровам), а четвёртую клали во дворе под матку (среднюю потолочную балку в избе) со словами:
На тебе, хозяин, хлеб-соль. Корми моева скота. Я ево кормлю днем, а ты корми ево ночью.
Домового «закармливали» перед Великим постом, угощали на каждое заговенье (последний день перед постом, в который разрешается есть скоромное) и разговенье (когда после поста впервые едят скоромное).
В Смоленской губернии на заговенье, перед тем как садиться ужинать, хозяйка с хозяйкой шли во двор, становились у ворот и говорили:
Царь домовой, царица домовица, с малыми детками, милости просим с нами заговлять.
Кланялись до земли на все четыре стороны (при этом запрещалось креститься) и возвращались в хату. Поужинав, оставляли на столе еду и посуду – для домового и домовихи
В Забайкалье в заговенье, оставляя вечером кушанье для домового, приглашали его следующими словами:
Господин хозяин, приходи заговлять. Вот тебе хлеб-соль, Божья милость, приходи, кушай!..
Угощенье для домового на заговины перед Рождественским и Великим постами – блины, кусок мяса или чашка молока, оставляемые на чердаке.
Стоит отметить, по большим праздникам «кормили» домового особенно плотно.
Так, на Новый год относили домовому на чердак борщ и кашу (также на Рождество и на Пасху).
Особые праздники домового – день Ефрема Сирина, «именины домового» (7 или 10 февраля, в этот день оставляли домовому кашу на загнётке – зольнике русской печи или шестке у печи – с просьбой беречь скот), Иоанн Лествичник (12 апреля, в этот день, по поверьям, домовой праздновал наступление весны, бесился, сбрасывал шкуру, подкатывался людям под ноги), в некоторых районах России – Михайлов день (23 ноября, домового «ублажали»).
В Новгородской губернии считали, что домовой также бесится и перед Петровым днём.
Чествовали домового в день первого выгона скота в поле.
В Тобольской губернии говорили: «в ноябре с домовым как с родным: или задабривай или выгоняй». 1 ноября, в день Кузьмы и Демьяна домового гнали и метили помелом, дабы не губил животных и не разорял двор.
На Владимирщине считалось, что во дворе может «скопиться» два или три домовых, они ссорятся меж собой и даже дерутся, что вредит животным. Для разрешения такой ситуации обращались к «знающим» людям, знахарям.
В Нижегородской и Вологодской губерниях «знающие» люди усмиряли домового (своего или «напущенного» – а домового, по некоторым поверьям, могли и напустить посредством колдовства, о чём пойдёт речь в следующем абзаце) следующим образом: били с приговорами лутошкой (липой, с которой снята кора, содрано лыко; липовой палкой) или метлой по стенам избы и дворовых построек, в Олонецком крае и Новгородской губернии – использовали особый веник, плётку (иногда трёххвостную, иногда просто новую погонялку).
В Белоруссии и в западных областях России считалось, что колдун может наслать на семью чужого домового («наброжего», «лихого») – тот чинит хозяйству вред и убыток, мучает и морит скотину. «Свой» домовой при этом встаёт на защиту хозяйства, по ночам меж ними завязываются ожесточённые, отчаянные драки. «Чужого» выгоняли со двора первого ноября по старому стилю: для этого хозяин обмакивал помело в дёготь, садился на лошадь, которой доставалось от домового, и скакал на ней по двору, размахивая этим помелом. Вариант: со всего маху тыкали вилами в нижние брёвна хлева. «Своему» домовому помогали одолеть «чужого», оставляя в хлеву пестик («свой» может им вооружится), а услышав шум драки – били метлой по стене дома с криками «Бей наш чужого!». Также для изгнания «чужого» домового пользовались особыми заговорами.
В Нижегородской губернии записан рассказ, где хозяин гонял домового, связав пук из травы чертогон, ходил по всему двору и всюду хлестал этим пуком, приговаривая:
Не озорничай, живи хорошенько, скотинушку-матушку люби!
Также домовому давали укорот, втыкая нож над дверью.
От проказ домового в разных регионах России оберегались по-разному: вешали в конюшне убитых сороку или ястреба, размещали там медвежью голову, закапывали под домом череп козла.
В Полесье, дабы домовой не мучил скотину, в хлеву вешали уже упоминавшуюся убитую сороку, зеркало или мужские штаны.
Чтобы вредящий животным домовой испугался, ушёл со двора и больше не приходил, по всем углам двора водили ручного медведя или окуривали дом и двор медвежьей шерстью либо рассовывали её по углам двора.
В бассейне реки Енисей чтобы домовой не ездил на лошади, её, вводя в первый раз на двор, заставляли перешагнуть через гасник (верёвочку, стягивающую кальсоны)
В XVII веке, выгоняя из конюшни домового, наговаривали на воду и той водой кропили лошадей и по стенам.
Оберегом от домового, вредящего курам, служил куриный бог – камень с отверстием, подвешиваемый в курятнике. Иногда его заменял старый лапоть или горлышко разбитого кувшина.
Чтобы домовой не беспокоил овец, не состригал с них шерсть, не мучил, в Архангельской губернии подвешивали под потолок мешочек с серебряной денежкой – домовой станет ей играть и не тронет овец.
В случае хвори скота домовому приносили подарки, раскладывали по углам хлева.
В Орловской губернии оставляли под яслями для домового блёстки, горбушку хлеба, мишуру, овечью шерсть, старую копейку с изображением лошади, цветные лоскутки. В Смоленской губернии домового одаривали куском хлеба, обёрнутым в прошитую красной нитью тряпочку, относили его в сени или на перекрёсток, где кланялись на четыре стороны. В Тамбовской – для домового под застрехи (жерди, перекладины, поддерживающие крышу избы, сарая) клали блины и хлеб, в Вологодской – оставляли на печном столбе крашеные яйца.
Душащего человека домового отгоняли бранью (отмечалось, что молитвы он не боится).
Чтобы избежать ночных кошмаров, насылаемых домовым, рекомендовалось не спать на спине, у порога, поперёк пола.
См. также
Список использованной литературы
- Власова М. Н. Энциклопедия русских суеверий
- Левкиевская Е. Е. Мифы русского народа
- Домовой / Левкиевская Е. Е. // Славянские древности: энциклопедический словарь словарь