Личную жизнь домового представляли по-разному: иногда считалось, что он одинок, чаще – у белорусов и русских – имеет семью, состав которой в точности повторяет состав человеческой семьи, проживающей во «вверенном» доме.
Семья домового вообще копирует жизнь соответствующей человеческой: например, когда в семье человека играют свадьбу, по поверьям, достаточно встать на лестницу, ведущую в подпол, нагнуться и посмотреть между ног – тогда можно увидеть, как домовой тоже играет свадьбу.
Жена домового – большуха, доманушка, домаха, домовичиха, домовичка.
Могут иметься и дети: дочь домового – домовинка – прядёт под столом, а сыновья, вырастая, поступают на службу в новые дома.
В быличке, записанной в Олонецком краю, лежащий ночью дома мужик внезапно видит, как входит баба с зыбкой. Она вешает зыбку, качает её, греется у печи, приговаривая: «Аа-а-а! Холодно». Испугавшись, мужик зажигает спичку, баба хватает зыбку и выбегает прочь. Мужик тушит спички – и приходит дворовой (равнозначный домовому) со словами: «Жалко тебе избы стало, что ли? Не пустил бабу обогреться!»
Есть поверья, согласно которым домовой посещает тоскующих жён и вдов (особенно молодых вдовушек). В том самом смысле. От таких посещений рождаются дети, умирающие прежде, чем их успевают окрестить, и в посмертии своём обитают в подполье и за печкой.
Также домовой, подобно другим представителям низшей славянской мифологии, может похищать детей, особенно проклятых матерью (с этим связано опасение гасить ночью огонь, чтобы домовой не украл малого дитяти), и жениться на проклятых, «отсуленных» ему недобрым, подчас неосторожным словом девушках. Такие девушки исчезают и незримо обитают в подполье, у домового.
См. также
Список использованной литературы
- Власова М. Н. Энциклопедия русских суеверий
- Левкиевская Е. Е. Мифы русского народа
- Домовой / Левкиевская Е. Е. // Славянские древности: энциклопедический словарь словарь
- Мифологический словарь Мелетинского