Найти тему
Заметки Моргора

Как переселить домового в новый дом

Обычай звать домового с собой при переезде в новый дом известен преимущественно в русской традиции.

В старину наши предки, переходя в новый дом, обязательно звали с собой домового, ибо, как говорили во Владимирской губернии, «без хозяина двор не стоит».

Тамошние крестьяне шли на прежний двор, становились лицом к верее (верея – столб, на который навешиваются ворота; косяк у дверей, ворот; толстый столб, поддерживающий крышу сарая) и произносили следующие слова:

Хозяин, батюшка, пожалуй к нам на новое поместье.

В Московской губернии брали хлеб и соль в солонке и отправлялись в двенадцать часов ночи к новой стройке, обходили её по часовой стрелке, становились против столба, на который навешиваются ворота, и трижды призывали:

Домовой, домовой, пойдём со мной.

Затем открывали ворота и входили во двор, где повторяли:

Домовой, домовой, пойдём со мной.

После направлялись к порогу новой избы и отрубали на пороге голову курице, входили в избу, а за обедом ту курицу съедали.

В Тобольской губернии, впервые протопив печь в новом доме, хозяйка брала петуха и шла с ним в старый, обходила, держа птицу в руках, по часовой стрелке всю избу, становилась посреди неё, лицом вглубь оставленного жилища, делала низкий поясной (или даже земной) поклон и говорила:

Дедушко-буканушко, милости просим к нам на новоселье, переходи к нам в новый дом и будь добр и ласков к нашей семье, как ты был добр и ласков к нам в старом доме.

Затем, также с петухом в руках, возвращалась в новый дом, обходила новую избу по часовой стрелке, делала поясной или земной поклон вглубь избы и говорила:

Милости просим, дедушко-буканушко, к нам на новоселье, живи в нашем новом доме и будь добр и ласков к нашей семье, как ты был добр и ласков к нам в старом доме.

После чего выпускала птицу из рук на середину пола.

В Тюменском уезде Тобольской губернии дворовой и домовой разделены, при переводе на новое место не являются одним сверхъестественным существом, переводились отдельно. Перевод осуществлялся хозяином дома обязательно ночью, чтобы светила луна.

В Вологодской губернии домового зазывали следующими словами:

И здесь оставайся, и туда пойдём!

В Дмитровском крае, призывая домового в новый двор, брали со стола хлеб-соль, брали две осиновые палки, стучали ими на старом дворе и кричали:

Домовой, домовой, пойдём со мной на новый двор!

Хлеб с солью клали на верею нового двора.

Там же, в Дмитровском крае, зафиксирован рассказ, приписываемый некой старухе Авдотье: её сын Кирилл съехал на новое жильё и увёл скотину, Авдотья, выйдя однажды во двор, увидела, как домовой беспокойно шевелится в кошеле с сеном. Старуха взяла домового в кошеле и отнесла к сыну со словами:

Иди, мой батюшка, у меня теперя нет никого, ни коровушки, ни лошадушки.

Вообще, если от семьи отделялся взрослый женатый сын и переезжал в новый дом, семейство домового полагалось «разделить» – домовой оставался в семье отца, а его дети переезжали с сыном.

На Новгородчине хозяин приготавливал в подполье нового дома для домового водку и хлеб, ночью, один, без шапки, в одной сорочке приглашал его на новое место:

Кланяюсь тебе, хозяин батюшко, и прошу тебя пожаловать к нам в новые хоромы, там для тебя и местечко тёпленькое и угощеньице маленькое сделаны.

Хозяин повторял эти слова трижды, с поклонами, после чего уходил.

На Ярославщине водку и хлеб-соль для домового оставляли в подызбице и на чердаке нового дома.

На Вологодчине первый ломоть хлеба закапывали в землю на вышке, приговаривая:

Кормильчик, кормильчик, приходи в новый дом хлеба здесь кушать и молодых хозяев слушать.

Забайкальцы, переселяясь в новопостроенную избу, наливали рюмку водки со словами:

Дедушка, соседушка, пойди с нами жить.

Рюмку эту незамедлительно, прежде всяких других действий, связанных с переселением, уносили в новый дом и ставили в печурку, туда же помещали испечённую для домового лепёшку.

Там же, в Забайкалье, перебирались в новую избу обязательно на полный месяц, когда он прибывает, рассчитывая, что и в доме тогда всего будет полно, всё будет прибывать. При этом обязательно готовили булочку для домового, разрезали её на четыре части и клали во все четыре угла, приговаривая:

Это тебе, соседа,
Это тебе, беседа,
Это тебе, домовой.
Запусти меня домой
Не ночь ночевать,
А век вековать

В Курской губернии помещали в трубу водку и хлеб, брали испечённую в новом доме ковригу и звали в полночь, обратившись на восток:

Хозяин, пожалуйте ко мне на новоселье!

Ковригу оставляли на припечке (припечек – место перед печью, перед топкой; лежанка при печи; опечье, основа печи, подпечье) или на столе. Если она оказывалась надкушенной – это свидетельствовало о том, что домовой пришёл.

В Архангельской губернии, переселяясь, хозяйка брала с собой горшок недоваренной в старом доме каши и доваривала её в новом, при этом домового перевозили со старого места в лапте.

Переселение домового посредством лаптя выглядело следующим образом. В старой усадьбе открывали ворота или лаз из подполья, клали перед ним лапоть и кликали домового:

Хозяин домовой, пойдём со мной в новый дом!

Затем переносили в новое жилище вещи, а лапоть всю дорогу от старого дома до нового тащили за верёвочку, полагая, что в нём едет домовой.

Первый ломоть хлеба, отрезанный за первым обедом в новом доме, закапывали в правом углу под избой и снова призывали домового прийти в новый дом.

В Московской губернии в лапте торжественно перевозили из старого жилища в новое пепел и уголёк, представлявшие домового.

В Нижегородской губернии перевозили домового и на помеле, и на хлебной лопате.

В Томской губернии совали под печь старую обувь с приговором:

Домовой-родовой, вот тебе сани, поедем с нами.

Спутница домового при переселении – кошка.

В Архангельской губернии семейные хозяева приходили в старый дом, где раскланивались во все углы и говорили:

Хозяйнушко-господин! Пойдём в новый дом, на богатый двор, на житьё, на бытьё, на богачество.

Забирали с собой и уносили на новое место икону, квашню и кошку, приговаривая:

Вот тебе, хозяин, мохнатый зверь на богатый двор.

На Орловщине считалось, что сверчок не должен попасть в новый дом прежде домового, иначе тот с ним не поладит, поскольку выбирает себе сверчка сам.

Кое-где считали, что переводить домового лучше всего в день Усекновения главы Иоанна Предтечи (29 августа по старому стилю). В этот день хозяин вынимал кол из яслей в старом хлеву и переносил его в новый двор. Часто новый дом не белили на протяжении всего дома или оставляли одно место в углу небелёным – для домового.

Для переселяемого домового в разных губерниях России оставляли подношения и на столе, и в печке, и в подполье, и на чердаке. В Енисейской губернии, к примеру, пекли для домового три маленькие булочки, не касаясь теста руками, и прятали их в новом доме под печку или в подполье.

В ряде районов России домового «вносили» в избу уже на этапе начала строительства – его символизировало устанавливаемое в срубе (на месте переднего угла) деревце (в Сибири это мог быть кедр).

На Вологодчине домового приглашали на новое место жительства после того, как на фундамент дома положили пять-шесть брёвен. Приглашал хозяин, обязательно с клочком сена в руках, следующими словами:

Батюшка домовой, приди сюда в новый дом пожить, посмотреть и за скотинкой погледить.

Появление в этот момент собаки (пусть даже случайно забежавшей) считалось дурным предзнаменованием, его трактовали так:

Домовой видно не хоцет сюды придти, а вместо себя послал собаку.

Неприглашённый домовой оставался на старом месте и плакал каждую ночь. Он мог даже умереть или навлечь беды на оставившую его семью: извести скот, разрушить хозяйство, наслать болезни.

Домовой привязан к дому. Так, в Белозерском уезде Новгородской губернии записан рассказ о бегающим при пожаре с криками «Ой, погиб я теперь! Не найти мне лучше этого дома!» среднего роста мужчине в синем балахоне и красном кушаке (это был домовой).

В одном из орловских сёл рассказывали, как сгорело несколько домов, и домовые, оставшись после пожара без крова, так стонали и плакали, что каждому из них построили по временному шалашику, положили возле шалашиков по ломтю посоленного хлеба и попросили:

Хозяин-дворовой, иди покель на спокой, не отбивайся от двора своего.

По поверьям, могло случится так, что семья переедет в дом, где остался прежний домовой – неприглашённый, оставленный людьми.

На Русском Севере считали, что такого домового необходимо выпроводить, а после звать своего. Для этого, прибыв на новое место жительства, старому домовому говорили:

Ты уж освободи нам дом, помещение. Хозяева твои уехали, и ты с богом уезжай!

Затем звали своего:

Батюшко-хозяюшко, матушка-хозяюшка, малые детушки! Мы пошли, и вы пойдёмте с нами!

Чужой домовой покидал дом в виде животного.

«Домовой. Вечер перед отъездом хозяев...» – работа художника Павла Назима
«Домовой. Вечер перед отъездом хозяев...» – работа художника Павла Назима

См. также

Список использованной литературы

  • Власова М. Н. Энциклопедия русских суеверий
  • Левкиевская Е. Е. Мифы русского народа
  • Домовой / Левкиевская Е. Е. // Славянские древности: энциклопедический словарь словарь
  • Мифологический словарь Мелетинского