Домовой – вещун, «хозяин» человеческой судьбы. Это едва ли не самая основная, главная его функция.
Домовой обычно невидим, узреть его – к беде: так, в Вятской губернии отмечали: домовой кажется редко и к несчастью, в Ярославской – домовой имеет вид хозяина дома и является к несчастью, во Владимирской – домового видят перед смертью, в Вологодской – домовой является перед смертью кого-либо из членов семьи, опять же в Ярославской – увидеть домового в образе живого на тот момент человека – к смерти данного человека.
Когда домовой незрим, он может быть слышим и осязаем: он плачет и стонет перед бедой, «наваливается» на человека – к неотвратимым переменам.
Предвещая печальные события, домовой воет, по-кошачьи мяукает, стучит, хлопает дверьми, оставляет на теле спящего человека синяки, гладит его холодной безволосой рукою.
К смерти домовой кричит под окном, топчется по дому, храпит по ночам. К беде – прыгает днём с чердака. К пожару – стучит в окно. К падежу скота – усердно за ним ухаживает.
К хорошему положению дел в семье домовой пляшет в клети или в сенях, смеётся, гладит тёплой мохнатой рукой.
Когда домовой давит спящего человека, у него спрашивали: «К добру или к худу?» – если к худу, промолчит или пропыхтит: «кху-кху». Также судили по тому, какой рукою давит домовой: голой – к плохому, мохнатому – к хорошему.
Появление (проявление) домового (не только в форме двойника), как отмечают профессиональные исследователи славянской старины, равнозначно появлению (проявлению) персонифицированной, олицетворённой судьбы и даже смерти.
В Архангельской губернии рассказывали о девушке, умершей после того, как она увидела домового, в Курской – о домовом, который залез в окно и лёг на печь, после чего в доме умер ребёнок, в Орловской – о домовом, приложившим руку к губам старика, после чего тот умер, в Тверской – о том, как домовой выметал сор из дома, и дом сгорел, в Тульской – о женщине, у которой в жизни случилось три напасти, и перед каждой на неё «наваливался» домовой.
Однако есть мнение, что домовой не только производит мрачные пророчества, но и предупреждает об опасности, предоставляя возможность отвести беду.
У домового, вызывая его заговорами, узнавали не только о своей судьбе, но и о судьбе близких. Так, на Русском Севере во время войны жёны узнавали о судьбе мужей, находившихся на фронте: для этого в полночь шли в хлев и прямо спрашивали домового: жив ли супруг.
См. также
Список использованной литературы
- Власова М. Н. Энциклопедия русских суеверий
- Левкиевская Е. Е. Мифы русского народа
- Домовой / Левкиевская Е. Е. // Славянские древности: энциклопедический словарь словарь