Двухдверные внедорожники кардинально отличаются друг от друга.
Они были популярны несколько десятилетий назад, когда в тренде были автомобили предназначенные исключительно для бездорожья, которые становились неудержимыми благодаря короткой колёсной базе. Но в последнее время на первый план вышли кроссоверы, а сегмент коротких внедорожников стал нишевым и почти сошёл на нет. Но как бы там ни было, двухдверные внедорожники всё ещё существуют, и поэтому мы собрали список из десяти наиболее удачных и неудачных из них (включая кроссоверы), пытаясь показать, что далеко не всем производителям удалось справиться с задачей, когда дело дошло до дизайна и технического проектирования, независимо от того, сколько денег было вложено в процесс.
Ford Bronco – удача.
Список открывает новый Ford Bronco, выпускающийся как в двухдверной, так и в четырёхдверной версии. Двухдверный автомобиль продолжает традиции предыдущих пяти поколений Bronco и готов стать конкурентом легендарному Jeep Wrangler. Благодаря двум своим двигателям, Bronco отличается большой мощностью. Стандартный 2.3-литровый четырёхцилиндровый EcoBoost с турбонаддувом выдаёт 275 лошадиных сил, а опциональный 2.7-литровый V6 EcoBoost – 315 л. с. Единственное, что вызывает сожаление, так это отсутствие укороченной версии Bronco Raptor.
Двухдверный вариант внедорожника на целых 40 сантиметров короче четырёхдверного. Укороченная колёсная база позволяет ему демонстрировать выдающие результаты на бездорожье.А благодаря офф-роуд режимам фордовской системы G.O.A.T. и углу въезда 29 градусов, двухдверный Bronco превращается в отличный выбор для любого искателя приключений, но далеко не единственный…
Range Rover Evoque Coupe/Convertible – провал.
На каждый успешный Ford Bronco приходится что-то вроде купе Range Rover Evoque. И почему кому-то пришло в голову, что это хорошая идея? Evoque, задуманный как стильный кроссовер, выпускался и в очень успешном четырёхдверном варианте, но наше разочарование вызывает именно двухдверный. Это совершенно непрактичный кроссовер, проигрывающий любому хэтчбеку или универсалу. И если с передними креслами всё было относительно нормально, то для сидящих сзади почти не оставалось места. Хуже того, в Land Rover решили создать версию с откидным верхом, видимо для тех, у кого вообще нет вкуса. Учитывая, что оригинальный Range Rover выпускался в двухдверном исполнении, некоторые могут возразить, что Evoque остался верен своим корням, но всё же он (тяжёлый, непрактичный и переднеприводный) был далёк от своего предшественника. К счастью, в конце концов здравый смысл взял вверх, и второе поколение вышло в традиционном четырёхдверном виде.
Land Rover Defender 90 – удача.
А теперь, для баланса, давайте рассмотрим пример двухдверного Land Rover, который заслуживает всяческих похвал (на случай, если вам показалось, что мы негативно настроены по отношению к этому бренду). Defender имеет долгую историю двухдверных моделей, а версия с короткой колёсной базой (около 90 дюймов) стала известна как Defender 90. У нового Defender тоже есть вариант с короткой колёсной базой, который жертвуя практичностью ориентирован на бездорожье. Он вмещает всего пять человек и сокращает пространство для ног сзади до 93 см, но эти неудобства компенсируются углом въезда достигающим 30 градусов, благодаря 100-дюймовой (254 см) колёсной базе. На выбор доступен широкий спектр двигателей, начиная от 2.0-литрового четырёхцилиндрового турбомотора и заканчивая огромным V8 с наддувом мощностью 518 л. с. Квадратный дизайн идеально сочетается с короткой колёсной базой, и, на наш взгляд, Defender 90 – самая красивая из всех версий нового Defender.
MINI Paceman (2012-2016) – провал.
Никто не знает почему в MINI решили выпустить Paceman – ещё более миниатюрный, чем Countryman, и гораздо менее практичный, чем Clubman. Это был странный нишевый кроссовер с покатой линией крыши и двумя дверями, продававшийся в 2012-2016 годах. Технически напоминавший Countryman, он обладал 1.6-литровым двигателем с турбонаддувом (и без него), мощностью до 218 л. с., а также передним или полным приводом. Интересно, что Paceman не собирался в Великобритании, как другие модели MINI. Его производство передали австрийской Magna Steyr (производившей в том числе BMW Z4). Paceman был принят довольно прохладно, и поскольку объёмы продаж сокращались, компания отказалась от него всего через несколько лет пребывания на рынке. Даже будущий Aceman EV, духовный преемник в плане размера и концепции, останется без двухдверного кузова, доказывая, что в MINI хорошо усвоили этот урок.
Jeep Wrangler – удача.
Как вы уже поняли, победителями нашего рейтинга всегда оказываются двухдверные автомобили, предназначенные для бездорожья, потому что их форма следует за функцией. Без всякого сомнения, у Jeep Wrangler функциональность стоит на первом месте. Обновлённый к 2024 модельному году двухдверный вариант Wrangler является основой линейки (хотя вы можете приобрести и четырёхдверную версию с длинной колесной базой). На момент написания этой статьи он был доступен в пяти комплектациях. При колёсной базе в 246 сантиметров, по сравнению с 300 сантиметрами у четырёхдверного, места для пассажиров задних сидений не так много, но Wrangler компенсирует это неудобство хорошими офф-роуд характеристиками, например, углом въезда в 27,8 градусов. В отличии от четырёхдверного варианта, двухдверный (с 2.0-литровым четырёхцилиндровым двигателем с турбонаддувом или 3.6-литровым V6), остался без старого-доброго V8 и гибридных опций, но это цена, которую приходится платить за превосходные внедорожные характеристики.
KIA Sportage Convertible (1995-2002) – провал.
Мы любим KIA Sportage, но эта любовь началась на рубеже тысячелетий, то есть с его второго поколения. Здесь же речь пойдёт о его предшественнике. Это был первый южнокорейский кроссовер, разработанный компанией Karmann (также известной как Karmann Ghia). Выглядел он не особо привлекательно, но это даже не самое страшное. Главной ошибкой была двухдверная модель с откидным верхом, которая казалась неудачной попыткой подражать Toyota RAV4 того времени. Складной мягкий верх закрывал только заднюю часть кроссовера, в то время как над передней половиной салона была обычная жёсткая крыша, а это значит, что с открытым верхом автомобиль превращался неуклюжий приземистый пикап, с торчащей сзади перекладиной, которая постоянно мозолила глаза. Надо отдать должное – это был неплохой внедорожник, с рамной конструкцией кузова, двухдиапазонной раздаточной коробкой и самоблоком в полноприводной версии (кроме неё существовала и переднеприводная). Его 130 лошадиных сил тоже было вполне достаточно, но глядя на Sportage Convertible всё равно невольно возникает вопрос: зачем он появился на свет?
Toyota RAV4 (1995-2000) – удача.
Если нам не понравился KIA Sportage Convertible, то почему RAV4 той же эпохи мы относим к удачным двухдверным кроссоверам? Да просто потому, что его можно было приобрести без нелепого мягкого верха (или с ним, если кому-то очень хотелось). RAV4 первого поколения – наш главный фаворит из всех пяти поколений и один из первых новаторов в сегменте кроссоверов. Это был стильный, чрезвычайно надёжный и мощный автомобиль, с настоящим полным приводом и режимом блокировки 4WD (в версии с механической коробкой передач). Кроме того, благодаря короткой колёсной базе он мог проехать практически везде – даже там, где это не удавалось Land Cruiser. Ощутимым недостатком был его 2.0-литровый четырёхцилиндровый двигатель мощностью всего 127 л. с. в самом мощном варианте. Кроме того, задние сиденья RAV4 не были уж слишком практичными, но для одиноких искателей приключений он подходил идеально.
Land Rover Freelander (1998-2006) – провал.
Логотип бренда Land Rover вызывает определённые ожидания, и каким бы роскошным ни был салон – автомобиль всё равно должен быть пригодным для бездорожья. Freelander стал первым Land Rover, системе полного привода которого не хватало пониженной передачи или блокировки, что серьёзно затрудняло езду по бездорожью. Как и RAV4, в котором многие видели прямого конкурента Freelander, его можно было приобрести в двухдверном исполнении, но у Freelander ещё было и несколько вариантов кузова. То есть вы могли купить стандартный двухдверный автомобиль, двухдверный полу-кабриолет или двухдверный фургон, для коммерческого использования. Линейка двигателей состояла из бензиновых и дизельных четырёхцилиндровых моторов, включая дизель TD4 от BMW и 2.5-литровый Rover V6 мощностью 177 л. с. С точки зрения продаж, Freelander можно назвать вполне успешной моделью, но он навсегда остался белой вороной в семействе Land Rover. Может быть поэтому впоследствии он и был снят с продаж, в то время как Discovery Sport и Range Rover Evoque выпускаются по сей день.
Mercedes-Benz G-класс – удача.
Хотя нынешний G-класс продаётся только в пятидверном варианте, более старые модели предлагались в самых разных конфигурациях, включая двухдверные внедорожники с жёсткой крышей или откидным верхом. Как можно понять из других пунктов нашего списка, настоящие офф-роудеры с короткой колёсной базой показывают невероятные результаты на бездорожье, и G-класс не стал исключением. Кроме того, укороченные версии отличались исключительными пропорциями, которые соответствовали не только историческим корням модели, но и военным потребностям. За свою долгую историю, G-класс (включая четырёхдверные модели) сменил несколько десятков двигателей и множество коробок передач. Уровень его комфорта мог отличаться, в зависимости от года выпуска и комплектации, но что бы вы ни выбрали – рабочую лошадку или роскошный внедорожник – модели G-класса всегда оставались верны своему предназначению.
Nissan Murano CrossCabriolet (2011-2014) – грандиозный провал.
Nissan Murano CrossCabriolet – не просто неудачный двухдверный кроссовер. Его навсегда запомнят как один из самых уродливых автомобилей в истории. Nissan решили ответить на вопрос, который никто никогда не задавал, взяв за основу кроссовер Murano и убрав две двери вместе с крышей. На дороге CrossCabriolet, с его шасси, по жёсткости напоминающем переваренные макароны, был просто ужасен, а инопланетный вид и отсутствие места для ног на задних сиденьях, только усугубляли ситуацию. К счастью, публика не поддержала этот сомнительный эксперимент, и низкие продажи привели к тому, что Murano CrossCabriolet исчез с рынка после 2014 модельного года, то есть всего через три года после начала продаж. Между тем, обычный Murano по-прежнему пользуется большим спросом и выпускается по сей день.
Isuzu VehiCROSS (1999-2001) – несомненная удача.
Без сомнения, звание самого крутого двухдверного внедорожника заслуживает Isuzu VehiCROSS. Он был практически идентичен концепту VX 1993 года выпуска, вплоть до чёрной пластиковой обшивки кузова, которая покрывала всю его нижнюю половину. Изначально VehiCROSS создавали для демонстрации офф-роуд технологий Isuzu, взяв за основу другой двухдверный внедорожник – Isuzu Raider (в США его продавали как Acura SLX). Кроме того, он получил уникальный кузов, с короткими свесами ради улучшенных углов въезда и съезда. Пожалуй, одной из самых странных особенностей его дизайна стало заднее запасное колесо, доступ к которому был возможен только из багажника. VehiCROSS успешно сочетал короткие свесы с системой полного привода BorgWarner Torque-on-Demand (TOD), двенадцатью датчиками для определения пробуксовки колёс и распределением крутящего момента на колёса с лучшим сцеплением. Мощность обеспечивал 3.5-литровый V6 мощностью 215 л. с. и 312 Hм крутящего момента. Автомобиль продавался с 1999 по 2001 год (продажи в Японии начались чуть раньше) и считался провальной попыткой, хотя его тираж был ограничен всего 5 958 экземплярами из-за уникального метода производства. Дело в том, что при создании его причудливых панелей, вместо обычных красок использовались керамические, что заметно увеличивало их долговечность. К сожалению, производство полностью прекратилось в 2002 году. Базовая цена внедорожника составляла 28 900 долларов, что сегодня эквивалентно 50 тысячам (4,5 млн рублей).