Найти тему
Тихий океан 1/72

Тихоокеанский "Matchbox". Иногда они возвращаются.

Модели "Matchbox", конечно в несравненно меньшей степени чем NOVO, тоже были целой эпохой для моделистов старшего поколения (но это не точно), будучи для многих (в частности, для автора статьи) первыми, попавшими в руки представителями "западных модельных ценностей", оставив запоминающийся след в памяти о времени, "когда деревья были большими".

История пластиковых моделей "Matchbox" была сравнительно короткой, но яркой. Все началось в 1972-ом году, когда владельцы бренда "Matchbox", существовавшего с 1953-го года и прославившегося выпуском автомобильной техники (т.н. "машинок" ультимативной ценности из "тоталитарного детства"), фирма "Lesney Products & Co ltd", решила выйти на рынок пластиковых, сборных моделей авиации, составив конкуренцию Airfix и FROG. Сказано-сделано. Нашлись энтузиасты-разработчики (заправлял Морис Ленди), нашлись энтузиасты-художники (Рой Хаксли) и уже в 1972-ем году появилась первая модель за внутренним каталожным номером PK-1: Hawker Fury. Упор изначально делался на масштаб 1:72, как наиболее перспективный, и к 1975-му году "портфолио" составляло более тридцати моделей.

Целевой аудиторией рассматривались "юные моделисты" и #ПочтиМоделисты, поэтому наборы выпускались с использованием двух- и трехцветного пластика, причем цвета пластика примерно подбирались под цвета одного из вариантов оформления модели, позволяя собрать "нарядную" модель и без покраски.

-2

Что касается, качества, то на мой скромный взгляд, деталировка моделей, для середины 70-х годов, была упрощена, но, как правило, не утрирована. От Фиксовского "огуречного" внешнего клепа отказались изначально, а расшивка была частично внешней, частично внутренней, периодически превращавшейся в широкие и глубокие "канавы" - так родилось моделистское понятие "матчевский" или "траншейный расшив".

Дела компании шли настолько хорошо, что в 1979-ом году была приобретена американская "AMT" с выпуском общего каталога и изданием моделей "Matchbox" под брендом "AMT" для продажи в США. Но успех, штука переменчивая: у головной компании, как и в случае ФРОГа, начались финансовые проблемы и бизнес "Lesney" в 1982-ом был продан гонконгской компании "Universal Group".

Ну а в чистом виде, история авиа-моделей "Matchbox" закончилась в 1991-ом, когда все пресс-формы были выкуплены фирмой "Revell" с десятилетним, до 2001-го года, правом использования бренда "Mathcbox".

Цветной пластик ушел в небытие, как и красочные коробки с двухсторонним боксартом (цветные картинки) и "окошком". Несомненным плюсом была, в большинстве случаев, более качественная декаль, иногда с другими вариантами оформления. Причем под лейблом "Матчбокса" Ревеллом выпускались не только Матчевские модели - хозяин-то барин.

Уже традиционно, рассматриваться будут варианты оформления моделей, выпущенных под брендом "Matchbox", имеющие "родные-изкоробочные" варианты с Тихоокеанского ТВД, включая поздний, "Ревелловский этап".

Итак, в алфавитном порядке. Забегая вперед, стоит сказать, что производитель по мере возможностей старался соблюсти историческую достоверность.

Avro "Lancaster" Mk.I/III

-3
-4

Все без исключения модели много раз переиздавались: в большинстве случаев, в разных выпусках менялось оформление коробки (бокс-арт). "Ланкастер" не исключение. До "Ревелловской эпохи", без изменения оставались варианты оформления (декали, например).

На МКСМ ("Московском клубе" с середины 80-х и далее) модель появлялась крайне редко ибо люди, имеющие "выход на зарубежных партнеров" (в том числе и автор статьи), у "братьев по СЭВ" этот "Ланкастер" не заказывали: смысла не было. При очень приличной цене, имел вполне достойных и более дешевых конкурентов: во второй половине 80-х из ЧССР массово пошел "Ревелловский", с "паровозной" клепкой, но зато с отличной, "коробочной" декалью. При определенной удаче, можно было достать почти родной, НОВОвский, ташкентский "Ланкастер", у которого приходилось решать одну важную проблему - отсутствие декали.

Есть варианты оформления моделей редкие, а есть уникальные. "Матчевский, тихоокеанский Ланкастер" именно такой: Lancaster B.Mk III, A66-1, Австралия. 1944-45 год.

Первый из двух "Ланкастеров", попавших на "Зеленый Континент" летом 1943-го года. Использовался в агитационных акциях, затем был передан на фирму DAP, где планировали развернуть лицензионное производство "Ланкастеров" (не срослось). В боях естественно не участвовал.
Первый из двух "Ланкастеров", попавших на "Зеленый Континент" летом 1943-го года. Использовался в агитационных акциях, затем был передан на фирму DAP, где планировали развернуть лицензионное производство "Ланкастеров" (не срослось). В боях естественно не участвовал.

Brewster "Buffalo" Mk.I

-6
-7

Несмотря на очевидный "конструктивный примитивизм", модель пользовалась заслуженной популярностью из-за критерия "цена-качество". Эта история продолжалась вплоть до появления Хасегавы, то есть, до середины 90-х. Конкуренты банально были менее доступны (Airfix и Aoshima тоже выпускали экспортную модификацию "Model 339"- если конечно обращать на такую мелочь, как модификация, внимание: тогда все было куда проще).

С "тихоокеанскими" вариантами (их два), немножко не задалось:

Британец: Brewster "Buffalo" Mk.I , 488-ой новозеландской эскадрильи, а/б Калланг, Сингапур, октябрь 41-го.

Почему, при всем обилии исторической фактуры, выбрали именно этот борт - непонятно, но по факту получилось не очень: о самолете с тактическим кодом, который дает Матчбокс (NF-N), ничего неизвестно (что однако не означает, что такой машины вообще не было), хотя борт с таким серийным номером (W8142) был, правда в другом подразделении (243-я эскадрилья) и естественно нес другой код (WP-N):

W8142. Довоенный снимок.
W8142. Довоенный снимок.

Голландец: Brewster 339C. Пятая группа ML-KNIL, Ост-Индия, декабрь 41-го.

Тут получилось строго по пословице: "либо крестик снимите, либо трусы наденьте". Есть довоенное фото этой машины, правда без тактической белой полосы:

-9

Фото этой же машины с "белой полосочкой" тоже имеется, от декабря 41-го года, в составе эскадрильи 2-VlG-V в Сингапуре. Правда должна присутствовать и эмблема эскадрильи:

9-го февраля 42-го года самолет был поврежден в воздушном бою с Зеро над Явой и разбит на посадке.
9-го февраля 42-го года самолет был поврежден в воздушном бою с Зеро над Явой и разбит на посадке.

Consolidated PB4Y-2 "Privateer"

-11

Великий, ужасный, огромный, дорогой. Для ценителей актуален до сих пор, так как альтернативы не имеет по сей день. Только ценители должны быть рукастыми и терпеливыми: модель хоть и "поздний Матчбох"(1983 год), но все "родовые признаки" в наличии ("фирменная" расшивка, деталировка уровня "мыльница").

Поскольку изображения на декали, мягко говоря, несколько отличаются от таковых на прототипе, лучший выбор - перепак уже чисто Revell (2009 год).
Поскольку изображения на декали, мягко говоря, несколько отличаются от таковых на прототипе, лучший выбор - перепак уже чисто Revell (2009 год).

Вариант: PB4Y-2 "Privateer", "Redwing", с/н 59505, эскадрилья VPB-106, Палаван, Филиппины, лето 1945-го года.

-13

Consolidated PBY-5 "Catalina"

-14

"Засланный казачок". Выпуск 1992-го года под брендом "Matchbox" старенькой модели "Revell" (серия "Каталин" была заложена в 1969-ом году). "Огуречная" клепка, бедненькая деталировка. Из плюсов - редкий, голландский вариант (есть ценители).

Вариант только один: PBY-5, б/н "Y-38" эскадрильи GVT-17 NNEI , Голландская Ост-Индия, начало 1942-го года:

9-го февраля 42-го года борт совершил вынужденную посадку у Сурабайи. Во время подготовки к буксировке был протаранен катером-буксировщиком и затонул. Так что Зеро с бокс-арта не причем.
9-го февраля 42-го года борт совершил вынужденную посадку у Сурабайи. Во время подготовки к буксировке был протаранен катером-буксировщиком и затонул. Так что Зеро с бокс-арта не причем.

Curtiss P-40N "Warhawk"

-16
-17

С 1976-го года, модель-минималист, весьма условно напоминающая прототип, перевыпускалась несколько раз. Менялась только коробка.

Вариант: P-40N, 85-я эскадрилья 10-ой Воздушной Армии, Нагахули (Nagahuli), Индия,1944-ый год:

В 80-ой истребительной группе (80th FG)  не было 85-ой эскадрильи. Машина (третья в ряду), принадлежала 89-ой эскадрилье. С расположением номерных знаков на хвосте модели немножко дали маху.
В 80-ой истребительной группе (80th FG) не было 85-ой эскадрильи. Машина (третья в ряду), принадлежала 89-ой эскадрилье. С расположением номерных знаков на хвосте модели немножко дали маху.

В 1995-ом году, когда уже был P-40N от Хасегавы (тоже не подарок по геометрии, но не до такой степени), модель была переиздана новым владельцем, "Revell".

-19

Вероятно решили взять необычными вариантами (декалью):

P-40N-20 "Kittyhawk" Mk.IV, 80-я эскадрилья RAAF, Моротаи, 1945-ый год. Пилот: комэск Джон Вадди. (Sqn.Ldr J.L.Waddy) - 15.5 воздушных побед на Ближнем Востоке:

-20

P-40N, "Голландец". 120-я эскадрилья (120th Sqn NEI), Мерауке, Индонезия, 1944-ый год:

-21

Curtiss SB2C-1 "Helldiver"

-22
-23

Модель 1973-го года три раза переиздавалась с одними и теми же вариантами, но с разным оформлением коробок и позволяла собрать первую модификацию, SB2C-1 - печально знаменитую "Тварь" (The Beast). До начала двухтысячных, когда стали появляться конкуренты другого уровня исполнения, вполне неплохо смотрелась на фоне клепанного-переклепанного Airfix.

С вариантами оформления (эскадрилья VB-17 c авианосца USS"Buker Hill" и VB-4 c USS "Hornet") вышла небольшая незадача: такие эскадрильи, оснащенные "Хеллдайверами", действительно существовали и базировались на указанных авианосцах, но ни фото-подтверждения, ни даже "боковичков" на конкретные ЛА, предлагаемые Матчбоксом, нет.

Примерно тоже самое, что дает "Матчбокс". Вверху машина с VB-17  в непотребном виде на палубе "Банкер Хилла", внизу - машина с "Хорнета", эскадрилья правда другая (VB-8).
Примерно тоже самое, что дает "Матчбокс". Вверху машина с VB-17 в непотребном виде на палубе "Банкер Хилла", внизу - машина с "Хорнета", эскадрилья правда другая (VB-8).

Douglas A-20G "Havoc" / "Boston" Mk. IV

-25
-26

Модель, выпущенная в 1977-ом, была сравнительно недорогой и пользовалась заслуженным успехом среди "любителей этого дела", будучи до 2007-го года лучшим A-20, не говоря уже о том, что для самой массовой модификации, A-20G, была безальтернативна.

Нарядный тихоокеанский вариант присутствовал:

A-20G-25-DO, с/н 43-9407, "Green Hornet", 675-я эскадрилья, 417-я группа (417th BG, 675th BS) , Новая Гвинея. 1944-ый год.

Машина умерла "своей смертью": была списана в сентябре 44-го.
Машина умерла "своей смертью": была списана в сентябре 44-го.

Douglas P-70 "Nighthawk"

-28

Случай беспощадного маркетинга и безусловный победитель статьи в номинации "Это не наши!". Владелец бренда ("Ревелл") в 1991-ом году стал паковать как "Матчбокс" свою же древнюю модель с "огуречным" клепом, ножки которой растут из далекого 1967-го года, притом с абсолютно неинтересным вариантом.

На боксарте, в ночи бодренько горит "Бетти", что явный перебор: прототип (с/н 39-737) был в составе 481-ой учебной группы ночных истребителей (481st Night Fighter Operational Training Group (481 NFOTG)), никогда не покидал территорию США и был разбит во Флориде 10-го мая 1943-го года.

-29

Grumman F6F-3 "Hellcat"

-30
-31

Модель, толком не имея никаких преимуществ перед НОВОвским "Хеллкетом", будучи куда более "кривой" и дорогой, встречалась сравнительно редко.

Вариантов два и оба "тихоокеанские".

С "американским" вариантом (эскадрилья VF-1 времен битвы в Филиппинском море с авианосца CV-10 "Йорктаун") в точности повторилась история с вариантами оформления на "Хеллдайвер": машины этого периода, на этом авианосце, в таком оформлении были, но фото-подтверждения наличия данного, конкретного борта нет. "Белой Шестерки" нет и на групповых фото эскадрильи на палубе, коих предостаточно.

Самая близкая итерация: "белая Девятка" лейтенанта Уильям Мосли (Lt. William C Moseley, VF-1, 5 воздушных побед). Просто перевернуть тактический номер ("девять" в "шесть") не получится - цифры разного размера, плюс отсутствует номер на капоте, плюс нет ответа на вопрос "А зачем?".
Самая близкая итерация: "белая Девятка" лейтенанта Уильям Мосли (Lt. William C Moseley, VF-1, 5 воздушных побед). Просто перевернуть тактический номер ("девять" в "шесть") не получится - цифры разного размера, плюс отсутствует номер на капоте, плюс нет ответа на вопрос "А зачем?".

Зато с "англичанином" вроде все в порядке: "Hellcat" Mk.I, с/н JV141, 1839-я эскадрилья (1839th NAS), авианосец HMS "Indomitable", апрель-май 1945-го года.

-33

Всё в порядке, да не всё. Весной 45-го года такую маркировку (тактическое обозначение "W", б/н "116", британские ОЗ с "ушами"), носил самолет с серийным номером JW867 из 1844-ой эскадрильи, на котором летал лейтенант Аткинсон (SLt WHI Atkinson). Хуже другое. Это был "Хеллкет" модификации Mk.II (читай, F6F-5).

Lockheed P-38J/L Lightning

-34
-35

Несомненным плюсом в середине 80-х естественно была декаль. Обычные советские граждане обходились НОВО, "богатые буратинки", на сколько знаю, отдавали предпочтение Хасегаве.

Тихоокеанский вариант - наше все, МакГи. (P-38L, Maj Thomas McGuire, 431st FS, 475th FG, Филиппины, конец 44-го года.):

-36

Mitsubishi A6M Zero

-37
-38

В первых изданиях - на коробке просто Mitsubishi Zero-Sen. По факту - модификация A6M2: если убрать стволы пушек, которых на этой модификации не было, то, в принципе, узнается. Базовый цвет планера: Airframe White (белый) - чудесные времена, когда все было просто и легко. При цене на московском Клубе в тридцать полновесных советских рубликов, обладал весьма относительной ценностью, так как уже была старая Хасегава, пусть и более дорогая.

Два варианта: борт б/н AI-113 с "Акаги", прямиком из Перл-Харбор - на сегодняшний день о самолете с таким бортовым номером ничего неизвестно, соответственно, скорее всего выдумка художников.

И учебный, "Naval Air Corps Operational Training Unit": на самом деле борт из учебного корпуса Тсукуба (Tsukuba Kokutai) образца 1943-го года:

Ничем не примечательный и никак не отличившийся учебный корпус Тсукуба, как магнитом притягивал британских производителей моделей: в 2011-ом году Airfix выпустил новую модель с вариантом этого же подразделения.
Ничем не примечательный и никак не отличившийся учебный корпус Тсукуба, как магнитом притягивал британских производителей моделей: в 2011-ом году Airfix выпустил новую модель с вариантом этого же подразделения.

В 1996-ом настало время трэша: "Ревелл" под брендом "Matchbox" переиздал модель с красивым, но фантастическим вариантом. На коробке опять просто "Mitsubishi Zero":

-40
-41

Предлагался единственный вариант: A6M5 253-го корпуса (253th Kokutai), Рабаул, начало 1944-го года. Пилот, не кто-нибудь, а Тетсузо Ивамото - второй по "победам" ас Империи. Все бы хорошо, но подтверждения бортам Ивамото с "иконостасом" значков побед, в природе не существует:

-42

Открыв коробку, счастливый покупать испытывал шок и трепет: внутри лежал старинный раритет: FROG образца 1959-го года неопределенной модификации Зеро, со всеми вытекающими.

North American B-25H/J "Mitchell"

-43
-44

Модель у нас популярностью толком никогда не пользовалась, ибо присутствовал "зловещий конкурент": модель-ровесник от Italeri была и лучше и дешевле.

Тихоокеанский вариант: B-25H-1 "Mitchell", 43-4329, "Sweet Sue", 1th ACG. 1944-ый год. Бирма.

"Полосатики" - 1th ACG (Air Commando Group) - интересное образование, больше напоминающее нашу САД, созданное весной 44-го и включающее истребительные, бомбардировочные и транспортные подразделения. Местному американскому командованию (10-ой Воздушной Армии) формально не подчинялось, зато активно взаимодействовало с RAF (англичанами). Бомбардировочная компонента была представлена двенадцатью B-25H. В сентябре 44-го бомбардировщики (B-25) были изъяты из подразделения. На сколько известно, боевых потерь не было. На "боковичке" тактический номер не верен ("четверка" вместо "двойки"), но что имеем, то имеем.
"Полосатики" - 1th ACG (Air Commando Group) - интересное образование, больше напоминающее нашу САД, созданное весной 44-го и включающее истребительные, бомбардировочные и транспортные подразделения. Местному американскому командованию (10-ой Воздушной Армии) формально не подчинялось, зато активно взаимодействовало с RAF (англичанами). Бомбардировочная компонента была представлена двенадцатью B-25H. В сентябре 44-го бомбардировщики (B-25) были изъяты из подразделения. На сколько известно, боевых потерь не было. На "боковичке" тактический номер не верен ("четверка" вместо "двойки"), но что имеем, то имеем.

В 1991-ом году модель была перевыпущена "Ревеллом" с новыми вариантами оформления модели.

Боксарт - просто полет фантазии и драйва: Дело происходит в Бирме, но на земле, на аэродроме, фланирует пара "Зеро" которым на ТВД в 44-ом году взяться было неоткуда.
Боксарт - просто полет фантазии и драйва: Дело происходит в Бирме, но на земле, на аэродроме, фланирует пара "Зеро" которым на ТВД в 44-ом году взяться было неоткуда.
-47

"Тихоокеанцев" стало уже два.

Опять "Полосатик", правда борт уже другой: B-25H-1 "Mitchell", 43-4271, "Dolly", опять 1th ACG. 1944-ый год. Снова Бирма:

-48

"Летучий голландец", B-25J-1 "Mitchell", 43-28184, 18-ой эскадрильи NEIAF (ВВС Голландии на Дальнем Востоке). Формально, борт передали голландцам в июле 44-го, а сбили ... 4-го августа 1946-го года над деревухой Кали-Бантенг (Индонезия).

Фото периода ВМВ. Эмблему под кабиной нанесли уже после войны.
Фото периода ВМВ. Эмблему под кабиной нанесли уже после войны.

В общем и целом, в отличие от ФРОГ, модельный ряд "Матчбокса" до сих пор включает приличное количество безальтернативных моделей, которые периодически перевыпускаются "Ревеллом" (правда в "Тихоокеанском наборе" такая модель только одна - "Приватир"), даже несмотря на откровенно низкое, по современным меркам, качество исполнения. "Матчбокс" жив!

Всем добра.

  • В статье использована информация из открытых источников.