Как в бизнес среде, так и в повседневном общении можно часто услышать слово «коучинг». Для многих это слово приобрело свой специфический оттенок, который скорее похож на предубеждение, нежели отражает то, чем это является в действительности. Более того, немалый сумбур в этот вопрос вносит подчёркивание дистанции между коучингом и практической психологией (консультациями, психотерапией и пр.). У многих людей возникает естественный вопрос: если коучинг «работает» и помогает людям найти выход из сложных для них ситуаций, достигать целей, то как этого достичь без понимания психологии человека? Неужели не нужно знать психологию мыслительного процесса, принятия решений, изменения установок и пр.?
Рассмотрим, что же на самом деле из себя представляет коучинг и так ли он эффективен, как об этом говорят?
Что такое коучинг и на чем он основан?
Коучинг представляет собой процесс взаимодействия двух (в некоторых вариантах и более) людей в форме диалога, который направляет специально обученный человек (его идентифицируют как коуч) и в результате которого клиент, или заказчик, находит способ достижения собственной цели. В более формальном определении «коучинга», которое используется в Международной организации корчей (ISF) коучинг представляет собой «партнёрство с клиентом, которое стимулирует мыслительные и творческие процессы, вдохновляющие клиентов на максимальное раскрытие личностного и профессионального потенциала».
Как можем увидеть в этом определении нет принципиальной разницы в том, что делает психолог или психотерапевт при работе в недирективных техниках и подходах с психически здоровыми людьми. Хотя я понимаю возможное Ваше возмущение на столь категоричное утверждение (сам ранее также возмущался), но не спешите протестовать…
Хочу напомнить, что история возникновения коучинга начинается со спортивной психологии и это далеко не случайно. Тимоти Голви — пионер коучинга, бросил вызов традиционным методам подготовки спортсменов для достижения наилучших результатов. Какой бы спорт вы не выбрали — все начинается с головы. В его бестселлерах «Теннис. Психология успешной игры» (The Inner Game of Tennis), а затем и «Внутренняя лыжня» (The Inner Skiing) и «Внутренняя игра в гольф» (The Inner Game of Golf), тема психологической настройки на реальный результат предстала в совершенно новом видении.
Основной акцент в развитии высоких достижений был сделан на использовании собственных ментальных возможностей спортсмена в освоении нужных, а в некоторых случаях даже более полезных, способов выполнения спортивных действий и операций. Ранее практиковавшиеся (впрочем, сейчас это также повсеместно используется) подходы к тренировкам со стороны инструктора или тренера — «повторяй как я показал / объяснил» по факту делали процесс освоения навыка крайне длительным. Ошибки в этом «классическом» подходе совершаются обучающимся повсеместно и это считается «нормой». Более того, львиную долю времени тратится на замещение ранее усвоенного «неправильного» навыка более «правильным» с точки зрения инструктора. Обучающийся действительно старается, прикладывает реальные усилия, у него высокая мотивация достижений, но прогресс не такой яркий, который мог бы быть при такой изначальной активности…
Это и стало предметом пересмотра с точки зрения реальной эффективности. Коучинг, так назвали новое направление, поставил под сомнение базовые и, казавшиеся незыблемыми, условия «эффективного» обучения. Новый подход переворачивал аксиоматические представления о том, что следует делать тренеру при обучении спортсменов. А это, как вы уже понимаете, вызвало естественную бурю протеста со стороны тренерского сообщества, пытавшегося сохранить свой безусловный авторитет. А им было чего опасаться…
Основной принцип коучинга состоит в том, что коуч не использует сам принцип «повторяй за мной». Кажется, что это выглядит несколько абсурдным, но это не так.
Коуч не «учит» в классическом понимании этого слова, он создаёт условия, своеобразную динамичную среду на ментальном уровне у обучающегося, для того, чтобы тот сам использовал готовые свои возможности для получения принципиально нового результата. Это может быть новый навык, привычка, способ действия и пр.
Эти условия формируются путём постановки специально поставленных вопросовобучающемуся, который за счёт поиска ответов на них изменяет свой фокус внимания, вовлечённости, расширяет круг возможных решений, улучшает собственную гибкость мышления, делает возможным то, что ранее казалось невыполнимым.
Что это за «магические вопросы» и почему они стоят денег?
Люди задают другим и себе кучу вопросов и я уверен, что каждый по праву может считать себя гуру по этой части. Однако вопросы вопросам — рознь. Как показывает практика, большинство изысканий относится к поиску ответов на вопрос «Почему?», правда, в разных модификациях и контекстах. Например, «Почему мы оказались в такой неприятной ситуации (или просто в ж*пе)?»; «Почему упали продажи?»; «Почему мы расстались?»; «Почему ребёнок не хочет учиться?»; «Почему…?»; «Почему…?» и ещё миллион «Почему?».
Как эксперты, так и вы сами, найдёте десяток, если не больше, убедительных причин, почему что-то произошло или почему что-то случилось. Это все прекрасно, но совсем не даёт ответа на вопрос: «А что, собственно, со все этим делать?». У нас нет машины времени, чтобы отмотать события назад и все «исправить», а надеяться, что в аналогичной ситуации вы поступете иначе — весьма сомнительная затея. События никогда не повторяются в точности и при сохранности всех важных условий.
Более того, даже если сходство будет, все равно повторяются прежние ошибки и хорошим примером тому служит цикличность исторического процесса, когда одно и тоже событие повторяется через определённые временные периоды, создавая стойкое убеждение, что люди ничему «не учатся» и ничего не выносят из прежних ошибок (речь, как правило, идёт о следующих поколениях).
Коучинг смещает акцент в постановке вопросов с позиции «Почему?» на позицию «Как?». Это просто в понимании, но совсем непросто в реализации, поскольку наши усвоенные ещё с детства шаблонные представления о том, что нужно искать причины, чтобы что-то «исправить» дают о себе знать практически повсеместно. Вы сами можете наблюдать, что порой переходите на эти излюбленные «рельсы» сами того не ожидая.
Коучинг призван к тому, чтобы не «застревать» на прошлом, а, наоборот, переводить фокус внимание в настоящий момент и искать то, что можно использовать уже сегодня для достижения любых грамотно поставленных амбициозных целей. Коуч позволяет вам самим увидеть и самим реализовать тот путь, который действительно выведет вас к цели, при этом все, что будет использоваться отвечает вашим актуальным возможностям в конкретный момент времени.
Коуч допускает, что все для того, чтобы что-то достичь уже есть в реальности, просто выбирались неверные (не такие результативные) способы решения. Клиент интуитивно понимает это, поэтому запрос на отыскание «пропущенных» вариантов и согласованного маршрута действий, более чем актуален.
Задача коуча состоит отыскание самим клиентом ответа, который, в принципе, уже содержится в его бессознательном. Вопросы коуча — это реальный инструмент продвижения в видении проблемы, понимании ее тонких, слабых сторон или уязвимых мест, что может быть использовано как новые точки прорыва и выхода на новые уровни. Это «волшебный» момент инсайта, или озарения, подготавливается одним или серией вопросов особой направленности. Принцип «здесь и сейчас» как нельзя лучше отражает этот метод работы.
Правильно поставленный вопрос открывает принципиально новые решения, которые изначально не видны, но после их принятия возникает убежденность, что «это было так очевидно!».
В качестве примера можно привести ситуацию, которая была связана с попытками увеличения объемов продаж зубной пасты, выпускаемой одним большим международным концерном. Стандартные методы маркетинговой работы не приносили тех результатов (объемов выручки), на которые рассчитывали. Ответ на эту задачу был найден путём постановки серии вопросов о том, что заставляет людей больше использовать зубную пасту, при условии, что прирост населения стабилен. Ответ оказался неожиданным: нужно увеличить отверстие у тюбика, через которое выходит зубная паста при том, что «в рекомендациях стоматологов» паста наносилась на всю длину щетины зубной щетки.) правильно поставленный вопрос позволил найти ответ, который принёс корпорации миллионы $.
То же самое относится и к личной жизни каждого человека. Как у корпораций, так и у обычных людей есть те же самые потребности: стать успешным, увеличить доход, больше зарабатывать, быть «узнаваемым», признанным, освоить новые примеры, навыки и пр.
Из своей практики могу сказать, что коучинг может быть прекрасно интегрирован в психотерапевтический процесс на определённой фазе взаимодействия, тем самым сокращая общее время работы над запросом клиента на 20 — 30%, а в некоторых случаях на 50%.
Как самостоятельное направление или в качестве вспомогательного инструмента психотерапевтической работы, коучинг обладает безусловным полезным действием при его грамотном использовании с соблюдением рекомендаций и правил, определённых Международной организацией коучей (ISF). Однако здесь следует помнить «золотое правило»: коучинг заканчивается тогда, когда коуч начинает транслировать то, что вам следует делать, забирая у вас собственную ответственность и переводя процесс коучинга во что угодно: менторство, наставничество и пр.
Помните, что правильные вопросы — это путь выхода из самой сложной ситуации. Без преувеличения можно сказать, что формулировать эти «волшебные» вопросы это и искусство, и наука.
Автор материала: Сипягин Дмитрий Вячеславович, психолог-психотерапевт, коуч, кандидат психологических наук. Подробнее…