В журнале «Крылья Родины» №7 за 1984 год была опубликована статья студента Харьковского авиационного института В. Черниенко «Микроэлектровертолет». В статье было рассказано об эксперименте проведенном в институте по созданию действующего стенда вертолета с соосными винтами. Данный стенд позволил изучить работу основых узлов и агрегатов вертолета. В. Черниенко подробно рассказал о конструкции создаваемого микроэлектровертолета. Предоставляю слово автору:
«Микроэлектровертолет»
Прежде чем построить радиоуправляемую модель вертолета соосной схемы, мы решили сделать простейшую модель с электроприводом. Это – действующий стенд, который позволил изучить работы основных узлов и агрегатов: двигателя, редукторов, несущих винтов, втулок несущих винтов, муфты свободного хода и т.д. Электропривод не требует длительного запуска, тонкой регулировки, отпадает необходимость в муфте сцепления.
Теперь о самой модели. Силовой установкой служит электродвигатель постоянного тока Д 12-ТФ с последовательным возбуждением номинальной мощностью 12 Вт, n=7000 об/мин. Двигатель облегчен до 275 г. Для увеличения мощности напряжения кратковременно повышалось с 24 до 60 вольт. Питание подводилось по проводам Ø 0,8 мм, обороты регулировались с помощью проволочного реостата.
Трансмиссия состоит из основного редуктора, муфты свободного хода, распределительного редуктора, валов несущих винтов. Передаточное число основного редуктора 1:3,6 (Z1=42; Z2=147), распределительный редуктор из трех конических зубчатых колес. Все шестерни редукторов покрываются вязкой смазкой. Валы несущих винтов соосные. Внутренний вал Ø 5 мм изготовлен из стали 45 и термообработан. Он опирается на два шарикоподшипника №25 во внешнем валу и в муфте свободного хода. Внешний вал Ø 8 мм из Д16Т. Все вращающиеся детали модели опираются на шарикоподшипники.
Несущая система из двух соосных двухлопастных винтов Ø 700 мм, укрепленных на валах распределительного редуктора. Лопасти с хордой 20 мм прямоугольные, изготовлены из липы. Втулки с горизонтальными повернутыми шарнирами. В процессе экспериментов углы установки лопастей можно регулировать.
Фюзеляж – силовая рамка из 1,5-мм дюралевого листа замкнутой конструкции. Рамка имеет две подпорки для жесткости. Шасси переходящее в хвостовую балку упрощенной конструкции. Хвостовая балка из сосновых реек 5х5 мм. Полетный вес модели 1000 г.
Схема питания электродвигателя при помощи гибких проводов позволяла осуществить кратковременные неуправляемые подлеты модели на высоту до 1 м. Полученный опыт применяется при создании модели соосной схемы с поршневым двигателем и четырехканальной радиоаппаратурой. Предполагается стендовая доводка систем, после чего испытания продолжатся в свободном радиоуправляемом полете.
© В. Черниенко, студен ХАИ
Харьков
Источники:
В. Черниенко – АИР, журнал «Крылья Родины» №7 за 1984 год