ПРОТОТИПЫ ("изделие 23-11")
Построено три самолёта (23-11/1 - 23-11/3). На прототипах установлен ТРДФ Р-27Ф-399 тягой на форсаже 7800кгс; в ходе испытаний "23-11/1" переоснастили сначала ТРДФ Р-44 тягой на форсаже 9000 кгс, затем Р-47 тягой на форсаже 10000 кгс. РЛС "Сапфир-23" впервые установлена на "23-11/3". Прототипы использовались для снятия лётных характеристик, оценки устойчивости и управляемости. В1968 году с "23-11/1" выполнялись пуски ракет К-13 (Р-13) и К-23 (Р-23), самолёт мог нести до четырёх ракет (две под фюзеляжем и две под неподвижной частью крыла), пушка не ставилась. По программе лётных испытаний "23-11/1" выполнил 97 полётов, испытания завершены в июле 1968 года. В настоящее время первый прототип находится в Центральном музее ВВС в Монино.
МиГ-23С ("изделие 23-11")
Первый серийный вариант истребителя МиГ-23 оснащён ТРДФ Р-27Ф-300 тягой на форсаже 7800 кгс ( часть МиГ-23С получила ТРДФ Р-27Ф2-300 тягой на форсаже 10200 кгс.); установлена РЛС "Сапфир-21", теплопеленгатор отсутствует, крыло прямое по передней кромке с предкрылками. Вооружение - встроенная пушка ГШ-23Л и четыре УР "воздух-воздух" Р-3 и/или Р-13М. Первый полёт на МиГ-23С выполнил А.В. Федотов 21 мая 1969 года. Полноценный комплект целевого оборудования впервые установлен на пятом МиГ-23С. В 1969-1970 годах построено примерно 50 МиГ-23С.
МиГ-23М ("изделие 23-11М")
Самая массовая серийная модификация. От МиГ-23С отличается крылом модификации 2 с увеличенной хордой и "зубом" на передней кромке подвижной консоли, предкрылки отсутствуют. В ходе доработок большую часть МиГ-23М переоснастили крылом модификации 3 с "зубом" и отклоняемыми носками. Силовая установка - ТРДФ Р-29-300 тягой на форсаже 12500 кгс. Оснащён обзорно прицельной системой С-23Д, включающей РЛС "Сапфир-23Д", теплопеленгатор ТП-23 и коллиматорный прицел АСП-23Д. РЛС "Сапфир-23" стала первым Советским радиоприцелом, способным выделять и сопровождать воздушные цели на фоне земной поверхности. В состав вооружения введены УР "воздух-воздух" Р-23Р, Р-23Т и Р-60. Ёмкость топливных баков доведена до 4700 л. за счёт установки четвёртого фюзеляжного бака (фюзеляж удлинён на 860 мм.) Первый полёт на МиГ-23М выполнил А.В. Федотов в 1972 году.
МиГ-23МС
Экспортный вариант истребителя МиГ-23М с упрощённым составом БРЭО, РЛС "Сапфир-21", способный применять только УР "воздух-воздух" малой дальности (Р-13, Р-3Р/Т). Первый полёт выполнил в 1973 году.
МиГ-23МФ
Экспортный вариант истребителя МиГ-23М, предназначенный для поставок в страны Варшавского договора. От МиГ-23М отличается незначительно упрощённым составом БРЭО; оснащён РЛС "Сапфир-23Э" Первый полёт выполнил в 1977 году.
МиГ-23МЛ ("изделие 23-12")
Существенно модернизированный вариант самолёта МиГ-23М. Установлен двигатель Р-35-300 тягой на форсаже 13 000 кгс; вместо четырёхсекционных закрылков установлены трёхсекционные. Самолёт оборудован новой системой автоматического управления и новой пилотажно-навигационной системой "Полёт-21-23"; масса уменьшена за счёт отказа от четвёртого фюзеляжного топливного бака (буква "Л" обозначает "лёгкий"). Изменён состав целевого оборудования - установлены РЛС "Сапфир-23МЛ", теплопеленгатор ТП-23М, прицел АСП-23МЛ. Количество узлов подвески вооружения увеличено до шести за счёт монтажа ещё двух подфюзеляжных пилонов; изменена форма киля. Сильно уменьшена площадь форкиля. "МЛ" стал первым в мире серийным истребителем, у которого вся необходимая для выполнения атаки воздушной цели информация выводилась на ИЛС - традиционный для истребителей той поры индикатор РЛС в кабине отсутствовал. Первый полёт МиГ-23МЛ выполнил в 1976 году, серийно выпускался в 1976-1985 годах (с 1981 года только на экспорт). Большинство МиГ-23МЛ прошло модернизацию в МиГ-23МЛД.
МиГ-23П ("изделие 23-14")
Модификация МиГ-23МЛ для авиации ПВО страны; оснащён системой наведения на цель по командам с наземных КП ПВО и линией обмена информацией с наземными КП.
МиГ-23МЛА
Развитие МиГ-23П, предназначен для ВВС. Оснащён облегчённой РЛС "Сапфир-23МЛА", в элементной базе которой широко использованы полупроводники; установлен теплопеленгатор ТП-264, в состав вооружения введены УР Р-24Р/Т, а со временем - Р-73. В 1978-1983 годах построено около 1100 МиГ-23МЛА.
МиГ-23МЛД ("изделие 23-18")
В МиГ-23 МЛД на авиаремонтных заводах ВВС дорабатывались МиГ-23МЛ, внешне "МЛД" от "МЛ" отличается наплывами на неподвижных частях крыла и генераторами вихрей на ПВД. Оборудован системой ограничительной сигнализации (предупреждение о сваливании) СОС-3-4; стреловидность крыла в маневренном положении изменена с 45* на 33*. Оборудован аппаратурой пассивной самообороны. Серийное производство началось в 1984 году, построена небольшая партия. Большинство МиГ-23МЛД переделаны из модификации "МЛ".
МиГ-23УБ ("изделие 23-51")
Двухместный учебно-тренировочный самолёт, спроектированный на основе МиГ-23С. Оснащён ТРД Р-27Ф2М-300. Кабина инструктора (вторая) оборудована за счёт уменьшения объёма фюзеляжного топливного бака №1. Установлена РЛС РП-21 ( в строевых частях РЛС обычно демонтировали), в передней кабине смонтирован оптический прицел АСП-ПФД, управление самолётом полностью дублировано. В ходе доработок и серийного производства на спарки последовательно устанавливались крылья модификаций 1, 2, и 3. На самолётах поздней постройки допускалась возможность подвески ПТБ. Первый полёт на МиГ-23УБ выполнил в 1969 году лётчик-испытатель М.М. Комаров. Самолёт строился серийно на авиазаводе в Иркутске в 1970-1978 годах.
МиГ-23Б/БН/БМ/БК
Ударные варианты истребителя МиГ-23. Их развитием стал истребитель-бомбардировщик МиГ-27. Основное внешнее отличие от истребителей МиГ-23 - "утинообразная" носовая часть фюзеляжа, в которой вместо РЛС установлен прицельно-навигационный комплекс "Сокол-23С", обеспечивающий применение управляемого оружия класса "воздух-поверхность".
МиГ-23-98
МиГ-23-98 создан в конце 1990-х годов в надежде на получение экспортных заказов по модернизации ранее построенных истребителей МиГ-23. Допускается установка РЛС "Москит-23" и "Москит-21К", в систему управления вооружением интегрированы УР "воздух-воздух" Р-27Р/Т, и РВВ-АЕ, противокорабельные ракеты Х-31. Опытный самолёт МиГ-23-98 выполнил первый полёт в 1999 году. Из-за отсутствия заказов программа развития не получила.
На основе МиГ-23 было создано несколько летающих лабораторий использовавшихся ЛИИ и специализированными НИИ.
ЭКСПЛУАТАЦИЯ
Первым МиГ-23С получил Липецкий ЦБП и ПЛС в 1969 году. Первым строевым полком ВВС СССР, перевооружённым на МиГ-23, стал дислоцированный в Шаталово под Смоленском 32-й Гвардейский Виленский орденов Ленина и Кутузова III степени ИАП - десять МиГ-23С "нулевой" серии прибыли в Шаталово в июне 1970 года. Самолёт оказался очень "сырым". Его освоение сопровождалось чередой аварий и катастроф, происходивших, прежде всего, из-за недостаточной прочности крыла. Не помогло даже введение ограничения на максимальную перегрузку. По маневренности МиГ-23С однозначно уступал МиГ-21. Отношение лётчиков к МиГ-23 было, мягко говоря, настороженным. Тем не менее перевооружение строевых полков ВВС на истребитель 3-го поколения набирало темп. С появлением в строю МиГ-23М положение с аварийностью только усугубилось. По количеству лётных происшествий МиГ-23М сравнялся с американским F-104, который Советская пропаганда справедливо называла "летающим гробом". Со временем конструкторские недостатки самолёта были устранены, и по своей боевой эффективности он превосходил МиГ-21 однозначно.
Первым в семействе МиГ-23 самолётом, способным вести маневренный бой без существенной оглядки на указатель перегрузки, стал МиГ-23МЛ. Этот самолёт, равно как и последующие "МЛА" и "МЛД", во многом недооценены. В США в 1980-е годы проводили испытания МиГ-23МЛ (предположительно, полученных из Египта), американцы пришли к неутешительному для себя выводу: в ближнем бою 23-й, как минимум, не уступает F-15, лучшему истребителю ВВС США, конечно, при наличии в кабине профессионала соответствующей квалификации.
К середине 1980-х годов МиГ-23 стал самым массовым истребителем Советских ВВС, а вариант МиГ-23П почти вытеснил из авиации ПВО страны перехватчики МиГ-21, Су-9/11 и Су-15. МиГ-23МЛД широко использовались ВВС 40-й армии в Афганистане. МиГ-23П регулярно поднимались на перехват реальных целей, включая печально знаменитую "охоту" в сентябре 1983-го года на Боинг-747 Южнокорейской авиакомпании KAL.
С МиГ-23 связан удивительный эпизод, когда впечатляющие лётные данные самолёт продемонстрировал сам по себе, без участия лётчика! 4-го июля 1998-го года МиГ-23М Северной группы войск взлетел с одного из аэродромов на территории Польши. На высоте 130 метров произошёл "помпаж" двигателя (если по простому - самовыключение) лётчик катапультировался. Двигатель МиГа сам по себе восстановил работу, увеличил обороты и набрал высоту порядка 10000 м, на которой успешно пересёк границу с ФРГ. Американские F-15 перехватили "цель", но сбивать МиГ не стали из-за опасения падения обломков в населённой местности. МиГ упал сам, в Бельгии, продержавшись в воздухе 1 час 22 минуты. Машина преодолела без малого 900 км. пролетев над Польшей, ГДР, ФРГ, Голландией и Бельгией. Истребитель рухнул на дом , похоронив под обломками 18-ти летнего парня.
Из боевого состава ВВС России истребители МиГ-23 исключили в середине 1990-х годов, но в двух полках ПВО (Курск и Барнаул) они летали до 1999 года.
МиГ-23 экспортировался во многие страны мира. Первым импортёром стала Ливия в 1974 году. Позже МиГ-23МС/МФ/МЛ/УБ поступили на вооружение ВВС Алжира, Анголы, Болгарии, Венгрии, ГДР, Египта, Ирака, Индии, Кубы, Польши, Румынии, Сирии, Судана, Чехословакии. Несколько самолётов через третьи руки были закуплены США и Китаем.
Самолёты принимали участие во многих вооружённых конфликтах, самым масштабными из которых стали столкновения в 1980-х годах на Ближнем Востоке и война в Анголе.
С вооружения ВВС стран Восточной Европы МиГ-23 сняли в начале 21-го века, но в странах третьего мира истребители эксплуатируются до сих пор.
Первые МиГ-23, поступившие в строевые авиаполки ВВС СССР имели однотонную серую окраску. В середине 1970-х годов МиГ-23 получили камуфляжную окраску, нижние поверхности обычно окрашивались в светло-голубой цвет. Вариантов камуфляжа существовало великое множество - как по цвету пятен, так и по их форме. Как правило, камуфляж наносился в четыре цвета, цвета выбирались с привязкой к местности, над которой летал тот или иной самолёт. Радиопрозрачные элементы обшивки, включая конус РЛС, окрашивались в зелёный или тёмно-серый цвет. Опознавательные знаки в виде пятиконечных красных звёзд с бело-красной окантовкой наносились на киль, верхние и нижние поверхности подвижных консолей крыла. Двузначные бортовые номера наносились на борта фюзеляжа в районе кабины; цвет цифр (красный, жёлтый, голубой) варьировался от полка к полку, реже - от эскадрильи к эскадрилье. Как правило, цифры номеров имели окантовку белого цвета. В СССР индивидуальная символика на самолётах встречалась крайне редко и, чаще всего, была ограничена знаком "Гвардия" ( в Гвардейских полках), в ряде авиаполков имелись именные самолёты. К примеру, в 28-м Гвардейском ИАП ПВО (аэродром Андреаполь) имелись именные самолёты, названные в честь однополчан - Героев Советского Союза. Довольно часто встречались самолёты, украшенные знаком "Отличный самолёт" - пятиугольник в сочетании со стилизованным изображением самолёта, рисунок выполнялся краской красного цвета. Знак обозначал отличное обслуживание истребителя техническим составом. Официальным количественным критерием этого была оценка технического состояния самолёта не ниже 4,6 балла в течении полугода. Знак наносился на борта фюзеляжа между кабиной и обтекателем РЛС.
В период перестройки на многих самолётах появилась индивидуальная символика. Например, воздухозаборники МиГ-23 дислоцированной в ГДР 16-й воздушной армии были в изобилии украшены символикой полков и эскадрилий. Индивидуальную символику получили также МиГ-23, воевавшие в Афганистане. Традиционно маленькими красными или белыми звёздочками на борту фюзеляжа отмечались пуски ракет, а в Афганистане - боевые вылеты.
Практически все поставленные на экспорт истребители МиГ-23 получили камуфляжную окраску согласно пожеланиям заказчика. В 1980-е годы многие МиГ-23 ВВС стран Восточной Европы были перекрашены по ярким демонстрационным схемам. Пожалуй, самым необычно окрашенным МиГ-23 стал истребитель 1-го ИАП ВВС Чехии - в 1994 году в ознаменование 50-летия первого Чехословацкого авиаполка, сформированного в годы Второй мировой войны в СССР, МиГ-23МФ раскрасили под....... чёрта!!! "Чёрт с трезубцем" украсил собой киль самолёта, в окраске которого преобладали красные и чёрные цвета, на правом борту фюзеляжа в районе кабины сделали надпись "Hell Figter".
ОГРОМНОЕ СПАСИБО ЗА ВАШЕ ВНИМАНИЕ!!! Подписывайтесь, ставьте лайки, комментируйте!!! Дальше, интересней!!!