На протяжении веков театральные постановки восхищали зрителей своим великолепием и красотой. Однако, в современном театре шагнули ещё дальше в стремлении создать по-настоящему незабываемые представления. Одним из самых захватывающих элементов стало использование полётных устройств, которые придают спектаклям небывалый воздушный шарм и магию.
Как это работает
Устройство для полётов в театре — это настоящий шедевр инженерной мысли. Оно состоит из кареток, блоков и тросов, которые обеспечивают безопасность и надежность при проведении полётных сцен.
"А где тут моторы и пульт с дисплеем?" - спросит читатель. Дело в том, что данная схема соответствует требованиям по охране труда для театров и концертных залов, принятым в России в 1998 году. Так в этих правилах закреплены следующие нюансы:
- максимальная грузоподъёмность - 2кН;
- максимальная скорость по горизонтали - 2,0 м/сек, по вертикали - 1,0 м/сек
- металл в качестве материала для всех колёс и роликов;
- ручной привод с двумя лебёдками;
- 14-кратный запас прочности для каната крестовой свивки.
Типовая ручная лебёдка имеет двойной тормоз с приводом от педали. Один тормозной механизм фрикционного типа для плавного гашения скорости, второй - типа "палец в паз" для гарантированной фиксации.
Безопасность постановочных полётов
Конструкция описанного полётного устройства проста и гениальна одновременно. Наверное, она и не могла быть другой, потому что в далёком 1998 году частотно регулируемые привода и системы управления были не столь распространены и надёжны, как сегодня. Никто не хотел "улететь" в стену из-за "зависшей" электроники или залипших контактов. Актёрам, вывешенным на таких механизмах, и так приходится не сладко: жар от световых софитов, пыль от мягких декораций, страх высоты, сухость в горле...
1 января 2021 года в силу вступили новые правила, где большинство ограничений убрали, а значит людей теперь можно "катать" электроприводом. Теперь нет ограничений ни по скорости, ни по грузоподъёмности. Театральные постановки становятся всё сложнее и насыщеннее, а это, в свою очередь, ведёт к увеличению количества аварийных ситуаций.
Последняя громкая трагедия, связанная с механизацией сцены, произошла в 2021 г. Так, на человека опустили огромный "задник" прямо во время оперы "Садко" в Большом театре. В расследовании писали, что декорация опускалась со скоростью 0,75 м/с.
Будущее полётов
Показанное в статье полётное устройство является двухмерным, т.е. перемещает актёра только в двух координатах. На сегодняшний день уже существуют системы, позволяющие перемещать людей и предметы по трём координатам. Как же они работают?
Различные тренажёрные комплексы, наверное, уже видели все.
"Ну и как на этом летать в театре?" - спросит читатель. Данный тренажёр построен на базе так называемой платформы Стюарта. Представьте, что мы этот тренажёр перевернём вверх ногами, а актуаторы (цилиндры), которые приводят его в движение, заменим на канаты. По научному это будет называться "Подвесная платформа Стюарта с гибкими связями".
К сожалению, у меня в архиве не нашлось фотографий подобной системы. Единственная иллюстрация - это 3D модель прототипа такой системы.
Данный стенд действительно был изготовлен, собран и испытан. Далее была попытка сделать промышленный образец для действующего театра. Чем она увенчалась - мне не известно.
За рубежом такие системы точно есть.
А вы бы согласились прокатиться на такой подвеске?
Ещё больше о работе театральной механики можно прочитать в наших предыдущих постах: