Оригинальные прототипы, созданные советскими и российскими автопроизводителями, которые так и не добрались до конвейера.
Москвич-408 «Турист» (1964)
Построенный всего в двух экземплярах опытный образец купе-кабриолета Москвич-408 — это, пожалуй, один из самых красивых, стильных и элегантных автомобилей, родившихся в Советском Союзе и, к сожалению, не добравшихся до конвейера.
Эти двухместные «Туристы» со съемным жестким верхом были созданы по просьбе бельгийского дистрибьютора автомобилей «Москвич» и «Волга», пожелавшего получить на реализацию машину с открытым кузовом. Нишевую модель сделали из пары обычных седанов, срезав им крышу, убрав пару лишних дверей и укоротив салон до конфигурации 2+2.
Оставив кузова без крыши, их жесткость на кручение повысили путем приваривания к днищу Х-образного подрамника. Кузовные панели одного из прототипов были алюминиевыми, а другого — стальными. Последний также получил модернизированный более мощный мотор с системой впрыска с электронным управлением.
Считается, что нишевая модификация Москвич-408 «Турист» не пошла в серию из-за загруженности завода и инженеров другими задачами. Не дожила до наших дней и изготовленная пара прототипов. Никакой документации тоже не сохранилось. Только архивные фотографии этих машин невероятной красоты.
ЗиЛ-4102 (1988)
Нынешняя линейка «Аурусов» — далеко не первая попытка изменить дизайн советских правительственных лимузинов. Одной из ранних в конце 1980-х годов стал седан ЗиЛ-4102. Этот автомобиль с передовым, демократичным дизайном должен был прийти на смену устаревающей модели 41041.
Он отличался принципиально новым для машин первых лиц государства подходом в проектировании. Вместо рамной конструкции у этого ЗиЛа был несущий кузов, панели крыши и пола, а также капот и крышка багажника изготовлены из стеклопластика, а рессорную заднюю подвеску заменила независимая.
Под одобрение тогдашнего главы страны Михаила Горбачева с оглядкой на зарубежные модели Rolls-Royce Silver Spirit, Volvo 760 и Cadillac Fleetwood Limousine было спроектировано и построено два опытных автомобиля ЗиЛ-4102 черного и золотистого цветов.
Говорят, первому из них сотрудники предприятия дали прозвище «Мишка» в честь Горбачева, а второй назвали именем его супруги — «Раиса». Узнал ли об этом первый и единственный президент СССР, доподлинно неизвестно. Но после личного знакомства с машиной Горбачев остался проектом недоволен.
Черный автомобиль в итоге разобрали, а «Раиса» оказалась в экспозиции музея ЗиЛ в Сокольниках.
ГАЗ-3106 «Атаман II» (1999)
Этот футуристичный внедорожник ГАЗ, представленный накануне тысячелетия, внешне, прямо скажем, не красавец. Однако концептуально он выполнен вполне в духе нашего времени. Более того, «Атаман II» здорово опередил нынешнюю увлеченность разного рода кроссоверами. Жаль, «лицом» не вышел.
В основу внедорожника ГАЗ легла универсальная платформа предшествовавшего ему и еще менее привлекательного полноприводного пикапа ГАЗ-2308 «Атаман» с рамой, зависимыми подвесками со стабилизаторами поперечной устойчивости — пружинной спереди и рессорной сзади.
Над странным дизайном внедорожника ГАЗ работал совместно с американской фирмой Venture Industries, до этого помогавшей ему рисовать тоже специфическую на вид экспериментальную «Волгу» ГАЗ-3111. Зато внутри «Атаман II» выглядел солидно и по советским меркам богато, как и подобает «Волгам».
Ориентировочная цена нового внедорожника составляла около 15 000 долларов. И хотя это было в полтора-два раза дороже ульяновского «Симбира», «Атаман II» превосходил его по вместительности и богатству оснащению. В итоге в серийное производство этот внедорожник ГАЗа, как и его более поздние прототипы под тем же индексом, не пошел.
Lada Roadster Concept (2000)
Попытки построить доступный открытый спорткар для молодежи предпринимались в России задолго до созданного бауманцами первого родстера «Крым». В 2000 году на Московском международном автосалоне впервые дебютировал концепт под названием Lada Roadster.
Автором его дизайна стал молодой инженер Сергей Нужный, который прошел обучение в кузовной швейцарской школе Espace Sbarro. Многообещающую двухдверку, которую в 2001 году АвтоВАЗ показал на мотор-шоу в Женеве, планировалось выпускать на агрегатах новой на тот момент «Калины». Родстер должны были оснастить передним приводом и 105-сильной 16-клапанной «четверкой», способной разгонять машину до 200 км/ч.
Было построено два прототипа Lada Roadster c кузовами из полиэфирных смол. В основу легла укороченная база «Калины». От нее же взяли и переднюю панель в салоне. Рамку лобового стекла позаимствовали у «Десятки», а каркас безрамочных дверей у Alfa Romeo GTV. Головную оптику собрали на основе элементов фар Volkswagen Golf IV.
У тольяттинского родстера уникальная крыша. Она не складывается и никуда не убирается, а просто ложится поверх крышки багажника. Вместо двигателя «Калины» с механикой на прототип установили 2-литровый 16-клапанник с впрыском топлива. Мощности этого силового агрегата хватало, чтобы разгонять Lada Roadster до 100 км/ч за 9 с.
Несмотря на радужные перспективы, проект не получил продолжения. Говорят, на его внедрение не нашлось денег.
УАЗ-3165М (2003)
Собственный полноприводный минивэн с коротким капотом мог появиться в России больше двух десятилетий назад. Первые попытки построить такую машину предприняли в Ульяновске еще в 1999 году. Модель получила обозначение УАЗ-3165 и милое название «Симба».
Минивэн, построенный на агрегатах внедорожника «Симбир», окрестили новой «буханкой». От идейной предшественницы он конструктивно отличался двухобъемной компоновкой с передним расположением двигателя и пружинной зависимой подвеской вместо рессорной.
С удлиненным на 25 см задним свесом и приподнятой на 46 см крышей «Симба» мог перевозить до 13 человек. В 2003 году прототип полукапотного минивэна УАЗ модернизировали и добавили к названию литеру «М». С новой оптикой и другой радиаторной решеткой автомобиль стал походить на «Патриот» и выглядел намного привлекательнее.
Однако и этот перспективный проект по каким-то причинам дальше ходовых прототипов не ушел. Вместо него в Ульяновске продолжили производить старую добрую «буханку». Считается, что в общей сложности было построено три опытных образца УАЗ-3165 «Симба», которые в разных модификациях (минивэн и скорая помощь) демонстрировались автозаводом на выставках.
Так же много полезного и интересного вы найдете в других наших статьях:
С заботой, команда ПТИМАШ.
ПТИМАШ.РФ - Автозапчасти проверенные временем.