Найти в Дзене
TRegion48

Транспортная недоступность отдаленных регионов РФ

В 2010-м году положено начало начало массовым отменам пригородных поездов в ряде субъектов РФ, когда в соответствии с нормами Федерального закона № 184 от 06.10.1999 (ст. 26.3, ПП. 12 Организация транспортного обслуживания населения воздушным, водным, внеуличным, автомобильным транспортом, включая легковое такси, в межмуниципальном и пригородном сообщении и железнодорожным транспортом в пригородном сообщении, осуществлении госконтроля в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси) полномочия заказчика пригородных пассажирских железнодорожных перевозок внутри отдельно взятой области, края, республики и т.д. были переданы органам исполнительной власти субъектов РФ, на которые была возложена обязанность компенсации выпадающих доходов пригородным пассажирским компаниям (дочерние общества АО «РЖД») от установленного тарифа на проезд пассажиров и провоз багажа, а именно: разницу между стоимостью билета и экономически обоснованным тарифом (по себестоимости).

В конечном итоге принятие вышеуказанных поправок в нормативно-правовую базу фактически поставило под угрозу существование пригородных пассажирских перевозок железнодорожным транспортом, что тем самым привело к значительному ухудшению транспортного обслуживания, снижению мобильности и вместе с этим качества жизни населения в ряде субъектов РФ. Поэтому данный вид перевозок в настоящее время пребывает в состоянии глубокого кризиса. Регионы Центральной России и Черноземья (в т.ч. Тульская и Липецкая области) в этом плане не стали исключением.

При этом ранее пригородные ж/д перевозки финансировались за счёт грузоперевозок (система, так называемого, «перекрестного субсидирования»). Поскольку сейчас грузоперевозки по железным дорогам РФ выполняют частные компании, данный вариант субсидирования по сути своей утратил силу. В этой связи властям регионов (как заказчику перевозки, согласно ФЗ № 131 от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления») стало выгоднее финансировать только автобусное сообщение, что значительно дешевле поездов, особенно на тепловозной тяге (как самой энергозатратной по статье расходов бюджета регионов). Поэтому включать в транспортный заказ некоторые регулярные маршруты пригородных поездов при планировании бюджета на ближайший трехлетний период власти многих субъектов РФ попросту отказываются. Следствием такой экономии бюджета стали: рост числа личного автотранспорта, сокращение численности постоянно проживающего населения на территории городов и районов области с низкоразвитым транспортным сообщением и, конечно же, снижение заявленной властями региона туристической привлекательности.

Например, немало удивления у пассажиров вызвала отмена с 20 января 2014 года пригородных поездов 🚆на участке Елец – Лев Толстой ЮВЖД, несмотря на более короткий путь (112 км), нежели по автодороге (135 км). Однако, на участке Елец – Касторная, а также на Свердловскую железную дорогу, наоборот, для пригородных ж/д перевозок были поставлены совершенно новые плацкартные вагоны производства Тверского завода (ныне филиал – АО «Трансмашхолдинг») с автоматическими дверями, системой климат-контроля, экологически чистыми туалетными комплексами – словом, всё необходимое для максимального комфорта поездок пассажиров.

Здание вокзала ст. Лев Толстой ЮВЖД
Здание вокзала ст. Лев Толстой ЮВЖД

Также с 26 апреля 2025 года по субботам запускается турпоезд сообщением Елец – Лев Толстой ЮВЖД. Однако, приоритетом для жителей являются регулярные маршруты пригородных поездов, на которых им необходимо просто добраться до пункта назначения. Но в ближайшем будущем жителям этих районов области ожидать таковых вряд ли придётся.

Пригородный 🚆 Елец – Лев Толстой
Пригородный 🚆 Елец – Лев Толстой

Если в конце 2024 года был утверждён бюджет на 2025 год и плановый период на 2026 и 2027 годы, то, вероятнее всего, пригородного поезда не будет до конца этого периода соответственно.

Пригородный 🚆 Лев Толстой – Елец ЮВЖД перед отправлением со станции Лев Толстой ЮВЖД.
Пригородный 🚆 Лев Толстой – Елец ЮВЖД перед отправлением со станции Лев Толстой ЮВЖД.

Пригородный поезд 🚆 Лев Толстой – Елец, на главном пути станции Лев Толстой ЮВЖД.
Пригородный поезд 🚆 Лев Толстой – Елец, на главном пути станции Лев Толстой ЮВЖД.

На второстепенных путях станции Лев Толстой ЮВЖД.
На второстепенных путях станции Лев Толстой ЮВЖД.

Услуги для пассажиров. Сейчас действует Единый номер сервис-центра РЖД: 8-800-775-00-00.
Услуги для пассажиров. Сейчас действует Единый номер сервис-центра РЖД: 8-800-775-00-00.

Администрация Липецкой области (далее – Администрация) сокращение объемов пригородных железнодорожных перевозок из года в год объясняет дефицитом бюджетных средств, а также обеспеченностью городов и поселений вблизи данного участка регулярными автобусным маршрутами. Однако, в расчёт не берётся то, что автобус – как правило, менее привлекательный вид транспорта для поездок на более протяжённые расстояния (свыше 50-60 километров). Комфортность таких поездок в любом случае оставляет желать лучшего.

Больше всего оптимизация маршрутной сети затронула северные районы Липецкой области, такие как Чаплыгинский, Лев-Толстовский, Данковский, Лебедянский и Краснинский. При этом в обращение назначены регулярные поезда в межобластном сообщении: Елец – Липецк – Воронеж, Белгород – Тамбов в рамках проекта «Соединяя Черноземье». Однако, на улучшение транспортных связей в северных районах области это никакого влияния не оказывает.

Одним из альтернативных путей для поездок из поселка Лев Толстой в г. Лебедянь (например, там находится межрайонный отдел Налоговой инспекции - улица Свердлова, 82) является регулярный межмуниципальный автобусный маршрут № 628 Лев Толстой – Елец, по которому за сутки выполняется всего один рейс. Но к тому же по пути маршрута находятся слишком много промежуточных остановок, да и сам путь по большей части проходит изгибами. При этом расстояние по автодороге из пгт. Лев Толстой до г. Лебедянь составляет 36 километров против 32 по железной дороге соответственно, время в пути по которой всего 42-45 минут, на автобусе ~ 1 час 10 минут.

  • Время отправления из пгт. Лев Толстой в 6:30,
  • обратно из г. Елец от Автостанции № 2 (Московское шоссе, 3В, на северном выезде из города, от ж/д вокзала проезд автобусами маршрутов №№ 1 или 17) – в 13:45,
  • прибытие в пгт. Лев Толстой в районе 16:45–16:50, что большую часть жителей этих районов не устраивает.

Другой вариант поездки из посёлка Лев Толстой в город Лебедянь на автобусе маршрута № 558 Лев Толстой - Липецк, но с пересадкой на Лебедянском перекрестке (трасса Данков - Липецк). С начала 2000-х годов пригородное и межрайонное сообщение в области стремительно развивалось. Но в последнее время маршрутная сеть области, напротив, постоянно подвергается массовой оптимизации, на которой в значительной степени неизбежно сказывается рост числа личного автотранспорта (другими словами, автомобилизации населения).

Несмотря на сообщения источников о развитой транспортной системе Липецкой области, объемы перевозок стремительно сокращаются. В результате доступность ряда населенных пунктов в районах Липецкой области изрядно снизилась, в т.ч. из-за отмены регулярных рейсов на большей части пригородных (внутримуниципальных) автобусных маршрутов в вечернее время. Впоследствии это привело транспортную систему региона в упадок, на что также повлиял и запуск подвижного состава малой вместимости (Газель Next, Пежо, Citroen и т.п. на 16-18 мест), даже в направлении на Липецк из Чаплыгина, Лебедяни, Данкова, пгт. Лев Толстой, Добринки и др., в которых сидячих мест на всех пассажиров хватает далеко не всегда.

До января 2014 года по маршруту Лев Толстой – Елец в обращении были две пары пригородных поездов🚆 в сутки, и время было максимально удобным для пассажиров, в том числе студентам Елецкого госуниверситета имени И. А. Бунина, а также Лебедянского педагогического колледжа, Торгово-Промышленного техникума, Елецкого колледжа железнодорожного транспорта (ЕКЖТ), Елецкого колледжа экономики, промышленности и отраслевых технологий (ЕКЭП и ОТ) и др. Также пригородным поездом ранее было гораздо удобнее всего добраться из райцентра до с. Круглое (о.п. 11 км) и обратно, а сейчас только рейсовым автобусом по маршруту № 415 Лев Толстой – Круглое (заезд с. Острый Камень и Котовка). Кроме того, у жителей посёлка Совхоза им. Льва Толстого (о.п. 3-й км), и села Круглое также была возможность поездок до города Лебедянь.

Кроме того, на территории промзоны «Технопарк-Липецк» (Особой экономической зоны регионального уровня Технико-внедренческого типа «Липецк-Технополюс»), в непосредственной близости от станции Рождество ЮВЖД базируются предприятия в сфере медицины, энергетики, металлургии и машиностроения, последнюю из которых представляет Моторинвест – предприятие по выпуску китайских автомобилей марок: Great Wall Hover, Changan, Evolute и др. Также вблизи платформы 47-й километр находится Лебедянский сахарный завод (район одноименного посёлка).

Даже в ответ на предложение запустить по пригородным маршрутам на неэлектрифицированных участках железных дорог новые дизель-поезда моделей РА-2/РА-3, несмотря на более экономичный расход топлива по сравнению с поездом на тепловозной тяге, в Администрации области постоянно ссылаются на высокие бюджетные затраты, а представители Юго-Восточной железной дороги и компании-перевозчика (АО «ППК Черноземье») – филиала АО «РЖД» – также на факт расформирования в 2014-2015 годах Елецкого производственного участка (вагонный парк) ЮВЖД – филиала АО «РЖД». Теперь ближайшие пункты оборота, ТО и экипировки подвижного состава теперь располагаются только в Белгороде и Тамбове, что значительно увеличивает перепробег как для выдачи состава на линию, так и для постановки его в ремонт и т.д.

Также источник сообщает о том, что Лев-Толстовский ж/д узел в настоящее время относится к Белгородской дистанции (уже в составе Юго-Восточной дирекции инфраструктуры – Центральная дирекция инфраструктуры – филиал АО «РЖД»).

Тепловоз ТЭП-70 на станции Лев Толстой ЮВЖД проследует резервом
Тепловоз ТЭП-70 на станции Лев Толстой ЮВЖД проследует резервом

Помимо всего прочего, на межмуниципальных автобусных маршрутах наблюдаются большие интервалы:

  • № 468 – из г. Чаплыгин 6:00 – 13:45, из пгт. Лев Толстой 7:05 – 14:55,
  • № 448 – из пгт. Лев Толстой 8:10 – 14:55, из г. Данков – 8:55 – 15:55.

Также сокращено число рейсов на маршрутах:

  • № 238 Данков – Лебедянь,
  • № 559 Добринка – Липецк,
  • № 567 Чаплыгин – Липецк и др.,

на последнем из которых отменены рейсы:

  • отправлением от автостанции г. Чаплыгин в 9:45 и 16:10,
  • от нового Липецкого автовокзала (терр. ТРЦ Липецк) в 7:00 и 13:30 соответственно.

На внутримуниципальных направлениях Чаплыгинского, Данковского и ряда других районов Липецкой области рейсы выполняются в среднем 2-3 дня в неделю (ввиду нехватки водителей, подвижного состава, случаев неисправности ТС и т.д.), в Лев-Толстовском районе – по отдельным дням, кроме воскресенья.

Также сократилось число рейсов на городских маршрутах Чаплыгина:

  • № 1 Вокзал – улица Льва Толстого,
  • № 2 Вокзал – Юсово,
  • № 3 Вокзал – Кривополянье (часть рейсов с заездом к Элеватору и односторонним кольцом по улицам: Пролетарская и Б. Советская).

В настоящее время на участке Елец – Лев Толстой – Раненбург ЮВЖД в отдельные дни новогодних и майских праздников курсирует только пассажирский поезд №№ 527/528 Белгород – Москва – Белгород (сезонного обращения). Запуск других поездов на этом участке пока не запланирован. Однако, в связи с ликвидацией в конце 90-х годов прошлого века однопутной ж/д линии Троекурово – Лев Толстой ЮВЖД добираться из Москвы в населенные пункты Лев-Толстовского района Липецкой области стало очень неудобно из-за столь длительного ожидания пересадки с поезда на автобус и, наоборот, соответственно:

  • скорым фирменным поездом №031 Москва – Тамбов отправлением с Павелецкого вокзала столицы в 22:00, прибытие в г. Чаплыгин (ст. Раненбург ЮВЖД) в 4:29 (с 01.10.25 в 4:04), далее автобусом маршрута № 468 Чаплыгин – Лев Толстой отправлением от автостанции города ежедневно в 6:00,
  • междугородним автобусом Москва – Липецк (через Данков, Лебедянь) до 18-го километра Липецкой трассы (Лев-Толстовский перекресток) прибытием в районе 4 часов утра (в 18 километрах от посёлка).

На личном автотранспорте путь в посёлок Лев Толстой, через Кимовск, Епифань, Куликово Поле (Тульская область) и Данков (Липецкая область) тоже не близкий.

Кроме того, с января 2014 года были отменены 2 пары пригородных поездов сообщением:

  • Раненбург – Мичуринск-Уральский,
  • Елец – Ефремов,
  • Елец – Борисоглебск,
  • Елец – Верховье – Орёл и др.

Другой пример с отменой в январе 2014 года единственного за сутки пригородного поезда сообщением Мичуринск – Раненбург – Павелец-1-Тульский вызывает, куда больше удивления, поскольку с этого времени электропоезд отправлением от станции Узуново МЖД теперь проследует только до станции Троекурово ЮВЖД. Однако, после небольшой технической стоянки далее проследует резервом (пустой) уже на посадку пассажиров на станции Раненбург и затем до ст. Мичуринск-Уральский и обратно также соответственно.

В итоге пригородное пассажирское ж.-д. сообщение на участке Троекурово – Раненбург ЮВЖД фактически отсутствует в связи с тем, что он не включён в маршрутную сеть Администрацией, которая в свою очередь постоянно ссылается на обеспеченность близлежащих населенных пунктов автобусным сообщением (на данном участке это маршруты №№ 490 Чаплыгин – Ведное, 495 Чаплыгин – Петелино – Урусово – Рязанка, кроме субботы), а также высокие затраты бюджета на организацию перевозок по железной дороге. В итоге экономия бюджетных средств области на вышеуказанном 25-километровом участке спровоцировала разрыв транспортной связи на вышеуказанном участке Юго-Восточной железной дороги, который впоследствии неизбежно создаёт значительные неудобства пассажирам. Однако, маршрут электропоезда 🚆 Узуново – Троекурово всё равно затрагивает территории Липецкой области (на участке от о.п. Гротовский).

Если по времени удобнее добраться до райцентра (г. Чаплыгин, ж/д вокзал Раненбург ЮВЖД) электропоездом от о.п. Гротовский, Усадьба Рязанка (бывший о.п. 294-й км), станции Урусово, то придётся выйти в Троекурово для вынужденной пересадки на автобус (остановка ~ в 350 метров), который по субботам рейсы не выполняет, не говоря уже о сложности поездок в межсубъектном сообщении, например, на участке Милославское – Богоявленск (п. Первомайский) соседних Рязанской и Тамбовской областей соответственно.

Также вблизи Платформы 314-й километр находится деревня Бычки, но туда автобус маршрута № 414 Лев Толстой – Гагарино выполняет заезды только 3 дня в неделю (понедельник, среда и пятница), а рядом со станцией Заново – небольшой пристанционный посёлок, а также деревня Журавинки.

Станция Раненбург ЮВЖД
Станция Раненбург ЮВЖД

При этом на участке Узуново – Павелец-1-Тульский Милославское на территории Московской, Рязанской областей соответственно объемы движения пригородных поездов были сохранены. Однако, электропоезд № 6853 Узуново – Троекурово в настоящее время отменён по будням на участке Узуново – Павелец-1: в эти дни он проследует по маршруту Павелец-1-Тульский – Троекурово отправлением от ст. Павелец-1 в 13:19, отправление электропоездов сообщением Узуново – Павелец-1:

- 7:57 (выходные в 7:55),

- 11:20 Т* (выходные),

- 17:43,

- 20:10,

от станции Павелец-1-Тульский:

- 6:17 (будни),

- 7:53**

- 14:03**

- 17:28 ежедневно (Т***).

* До Троекурово,

** По выходным дням.

*** Из Троекурово.

В обратном направлении по маршруту электропоезда № 6856 Троекурово – Узуново изменений нет.

Пригородный поезд, прибывший из🚆 Мичуринска-Уральского на станцию Раненбург ЮВЖД.
Пригородный поезд, прибывший из🚆 Мичуринска-Уральского на станцию Раненбург ЮВЖД.

Кроме того, совместными действиями врио губернатора Тамбовской области Евгения Первышова и АО «РЖД» был обновлён вагонный парк АО «ФПК» (дочернее общество АО «РЖД» в сфере пассажирских перевозок в поездах дальнего следования) в составе скорого поезда №№ 45/46 Тамбов – Москва – Тамбов. Также в планах обновление вагонов скорого фирменного поезда и №№ 31/32 Тамбов – Москва – Тамбов.

Но есть и другой прямо противоположный пример – АО «Добринское АТП» сообщает об отмене регулярных автобусных маршрутов на Липецк и на внутрирайонных направлениях. А это означает, что даже ПАТП уже не справляются с действующими объёмами регулярных социально-значимых перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом, взамен которых в данном случае, наоборот, пассажирам доступны пригородные поезда в сообщении Грязи – Добринка. Следовательно, в Липецк можно добраться с одной пересадкой в городе Грязи. Но с другой стороны поезд 🚆, как правило, быстрее и удобней для таких поездок, пусть и с пересадкой. В итоге складывается ситуация близкая к развалу всей системы общественного транспорта в регионе, которая строилась не один десяток лет.

Следовательно, Липецкая область находится на относительно низком по уровню транспортного обслуживания населения, что коренным образом отражается на его туристической привлекательности и на качестве жизни в регионе в целом. Также снижается численность населения из постоянно проживающих, как это произошло после закрытия пассажирского движения на участке Куликово Поле – Тёплое – Горбачево – Белёв, где множество пристанционных поселений (часть из них были градообразующими) фактически были обречены на вымирание. Уцелевшим на этой линии осталось лишь здание вокзала на бывшей станции Дворики ЮВЖД, в котором до сих пор проживает бывшая работница железной дороги. В то время, как пустующее здание вокзала на станции Птань ЮВЖД было демонтировано в середине 2000-х годов.

Пригородный поезд 🚆 Узуново – Павелец-1 на вокзале станции Павелец-1-Тульский.
Пригородный поезд 🚆 Узуново – Павелец-1 на вокзале станции Павелец-1-Тульский.

Так магистраль и лишилась своего транзитного статуса. Ведь ранее, с советского периода и до 90-х гг. прошлого века, по ней регулярно перевозилось зерно, продовольствие и т.п. из Поволжья в страны Балтии. Тогда движение поездов было столь интенсивным (до 40 пар поездов в сутки). Также проходили и пассажирские поезда в сообщении Саратов – Вильнюс, Брест – Волгоград, Смоленск – Мичуринск (последний из которых был отменён в 1993-1994 гг.) с остановками на всех расположенных на ней станциях и разъездах: Куликово Поле, Политово, Яхонтово, Данков, Янушево, Лев Толстой, Халатово, Митягино, Петелино и др.

А с распадом СССР по этой линии осталось движение только товарных составов на участке Данков – Мичуринск для перевозки сборных грузов для нужд прилегающих к ней предприятий, среди которых Доломитовый комбинат в пригороде Данкова.

К тому же возобновление регулярных пассажирских перевозок на участке Елец – Лев Толстой – Раненбург и Лев Толстой – Данков – Куликово Поле в планах Администрации области (далее – Администрации), даже не значится.

Комплексный план транспортного обслуживания населения Липецкой области до 2030 года – ссылка на документ https://transport-admlr.ru/kompleksnyy-plan-transportnogo-obsluzhivaniya-naseleniya-lipetskoy-oblasti
Комплексный план транспортного обслуживания населения Липецкой области до 2030 года – ссылка на документ https://transport-admlr.ru/kompleksnyy-plan-transportnogo-obsluzhivaniya-naseleniya-lipetskoy-oblasti

Выходит, что взаимодействие Администрации с АО «РЖД» не приносит видимых улучшений в развитии пассажирского ж/д сообщения. В итоге наблюдается, так называемое, неравномерное развитие региона. Вместе с этим разрозненность маршрутной сети общественного транспорта ведёт к росту числа владельцев личного автотранспорта. Как вариант, растёт число заброшенных домовладений во многих отделенных от столицы регионах в случаях, если доступность населенных пунктов области для поездок именно общественным транспортом относительно Москвы, Петербурга и других крупных мегаполисов страны не позволяет, что называется, «жить на два города». Сложность таких поездок состоит в неудобных по времени пересадках между разными видами транспорта (автобус – поезд и наоборот).

Заброшенное веерное депо на станции Павелец-1-Тульский.
Заброшенное веерное депо на станции Павелец-1-Тульский.

При этом в Тульской и Калужской областях с 2016-го года был отменён единственный маршрут пригородного поезда сообщением Белёв – Козельск. После этого в качестве альтернативы всё же был запущен регулярный автобусный маршрут. При этом по маршруту Козельск – Сухиничи в качестве пригородного поезда курсирует автомотриса (АЧ-2), в которой 6-8 пассажирских мест в отличие от обычного плацкартного пассажирского вагона. Но опять же всё зависит от планирования бюджета субъектов РФ на 3-х летний период. В Тамбовской области таких массовых сокращений маршрутов пригородных поездов тоже не наблюдается.

Ныне закрытое локомотивное депо на станции Павелец-1-Тульский МЖД.
Ныне закрытое локомотивное депо на станции Павелец-1-Тульский МЖД.

Кроме того, немало вопросов вызывает и отмена пригородного поезда на участке Лев Толстой – Куликово Поле ЮВЖД, вдоль которого такие небольшие поселения, как Срезнёво (о.п. 45-й километр ЮВЖД) и Янушево Лев-Толстовского Данковского районов Липецкой области соответственно, изначально не охваченные автобусным сообщением. Также станция Янушево ранее была удобной для жителей расположенного на расстоянии в 1,5 км села Котовка (Лев-Толстовский район).

Следует также отметить, что 2 рейса за сутки по маршруту № 628 Лев Толстой – Елец проследуют резервом: утром в 5:40 из Данкова (возможно, через д. Янушево, Малая Знаменка, с. Знаменское, п. Красные Фермы) на Лев Толстой, откуда затем он следует на Елец отправлением из пгт. Лев Толстой ежедневно в 6:30, через Лебедянь, с. Красное, с. Становое, обратно из пгт. Лев Толстой – в районе 16:50 – 17:00. Та же ситуация и на маршруте № 448 Лев Толстой – Данков, поскольку их обслуживает компания-перевозчик в городе Данков (улица Мира, 75к2, территория АТП) – ООО «Данковский экспресс», а начало маршрута из пгт. Лев Толстой. Самое удивительное, что в расписании на автовокзале г. Данков (Вокзальная ул., 11, здание ж/д вокзала) рейс в 5:40 обозначен, а в здании автостанции пгт. Лев Толстой его нет. При этом официально в расписании он также не значится.

-14

Кроме того, по маршруту № 558 Лев Толстой – Липецк рейсы в 7:00 и 13:30 из пгт. Лев Толстой, из Липецка в 10:10 и 17:20 выполняет ООО «Лебедянские автобусные линии» (г. Лебедянь, ул. 2-е Пушкари, 1в, территория ПАТП), а рейсы в 9:50 и 17:30 из пгт. Лев Толстой, из Липецка в 6:40 и 14:40 – ЗАО «Л-Бус (г. Липецк, Универсальный проезд, 10А). Потому рейсы первой из них вынуждены также следовать резервом из г. Лебедянь к отправлению из пгт. Лев Толстой. Такой вынужденный перепробег наблюдается, ввиду нехватки резерва подвижного состава и водителей в штате ООО «Лев-Толстовский пассажирский парк» (Липецкая область, пгт. Лев Толстой, Садовая улица, 3), которая в настоящее время выполняет регулярные пассажирские автобусные перевозки по территории Лев-Толстовского муниципального района Липецкой области и на городском маршруте № 1 в границах посёлка Лев Толстой.

При этом, согласно госконтрактам №№ 2482406908625000018 и 2482406908625000056, по понедельникам, пятницам и выходным дням на маршруте № 558 эксплуатируется подвижной состав большой вместимости, а по вторникам, средам и четвергам – малой вместимости (в частности это микроавтобусы модели Газель Next). Также маловместимые машины курсируют на многих других междугородних внутриобластных автобусных маршрутов в сообщении с Липецком и другими районами области, такими как №№ 468 Чаплыгин – Лев Толстой, 567 Чаплыгин – Липецк 559 Липецк – Добринка и др.

В 2022-м году был запущен межобластной маршрут Липецк – Воронеж – Тамбов – Белгород в рамках проекта «Соединяя Черноземье». В остальном развитие ж/д перевозок наблюдается разве, что на юге области, в районах предприятий Особой экономической зоны «Липецк» и других расположенных там по близости промышленных площадок.

Однако, в северных районах Липецкой области объемы движения пригородных поездов 🚆 сокращены до абсолютного минимума. Участок Куликово Поле – Волово – Теплое был и вовсе разобран в начале 2000-х гг., а на участке Тёплое – Горбачево – Белёв станционные здания и вокзалы практически полностью сохранены, а в некоторых из них по-прежнему проживают бывшие работники железной дороги. Кроме того, утвержденная Администрацией программа развития транспортной системы предусматривает лишь обновление подвижного состава городского наземного электротранспорта в городе Липецке, которое в конечном итоге вряд ли кардинально повлияет на улучшение транспортных связей в других районах области (кроме г. Липецка и Липецкого района).

-15

В настоящее время большая часть сил и средств брошена на развитие Центрального транспортного узла столицы в сообщении с городами Подмосковья и сопредельных (смежных) областей (Тульская, Рязанская, Тверская, Ярославская, Владимирская и др.) в рамках проекта Московские центральные диаметры, а также на строительство и реконструкцию подъездных путей к Азово-Черноморскому, Северо-Западному, Мурманскому портам, участков Международного транспортного коридора Север - Юг, а также БАМа и Транссиба в целях расширения товарооборота с Китаем, согласно утверждённой Распоряжением Правительства РФ от 27 ноября 2021 года № 3363-р Транспортной стратегии РФ в период до 2035 года. Поэтому в транспортной системе Центрально-Черноземного региона развития, как такового, в настоящее время пока не наблюдается. Хотя в СМИ постоянно отчитываются о том, что в ходе реализации Национального проекта Инфраструктура для жизни (программа Безопасные и качественные дороги) всё больше людей отдают предпочтение путешествию на личном автомобиле, поскольку на большинстве основных участков федеральных и региональных автодорог движение бессветофорное (минимум перекрестков, одноуровневых ж/д переездов и т.п.), разделение транспортных потоков отбойниками и пр. Но ведь рано или поздно провозная способность магистралей на подъездах к более крупным городам и поселениям достигнет своего пика. Да и не каждый житель по ряду причин готов иметь личное авто для подобных поездок. Поэтому развитие железных дорог также имеет немаловажное стратегическое значение для страны. Но пока среди более крупных за всю историю проектов по транспортному строительству в стадии реализации находится лишь высокоскоростная магистраль (ВСМ-1) Москва – С.-Петербург.

Вашему вниманию также опрос по работе общественного транспорта на территории Липецкой области. #ппкчерноземье #чаплыгин @раненбург #мичуринск #узуново #павелец-тульский #волово #теплое #горбачево #игорьартамонов @Юго-Восточная железная дорога #белев #козельск #сухиничи #смоленск #петелино #халатово #левтолстой #митягино

#левтолстой #раненбург #елец #куликовополе #липецкаяобласть #воронеж #соединяячерноземье #пригородныепоезда