В 2010-м году положено начало начало массовым отменам пригородных поездов в ряде субъектов РФ, когда в соответствии с нормами Федерального закона № 184 от 06.10.1999 (ст. 26.3, ПП. 12 Организация транспортного обслуживания населения воздушным, водным, внеуличным, автомобильным транспортом, включая легковое такси, в межмуниципальном и пригородном сообщении и железнодорожным транспортом в пригородном сообщении, осуществлении госконтроля в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси) полномочия заказчика пригородных пассажирских железнодорожных перевозок внутри отдельно взятой области, края, республики и т.д. были переданы органам исполнительной власти субъектов РФ, на которые была возложена обязанность компенсации выпадающих доходов пригородным пассажирским компаниям (дочерние общества АО «РЖД») от установленного тарифа на проезд пассажиров и провоз багажа, а именно: разницу между стоимостью билета и экономически обоснованным тарифом (по себестоимости). Впоследствии это и привело к значительному ухудшению транспортного обслуживания и качества жизни населения в целом. Как следствие, это снижение мобильности населения, рост числа личного автотранспорта и т.п. в районах, где именно пригородные поезда были для их жителей гораздо удобнее автобусов. Регионы Центральной России и Черноземья (в т.ч. Тульская и Липецкая области) в этом плане не стали исключением. Однако, установление субъектом РФ тарифа по себестоимости перевозки привело бы к снижению доступности данного вида транспорта. При этом ранее пригородные ж/д перевозки финансировали за счёт грузоперевозок (т.н. «перекрестное субсидирование»). Поскольку сейчас грузоперевозки по железной дороге выполняются частными компаниями, данный вариант субсидирования по сути своей просто утратил силу. В этой связи властям регионов (как заказчику перевозки, согласно ФЗ № 131 от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления» выгоднее стало финансировать преимущественно автобусное сообщение, т.к. это значительно дешевле поездов, особенно на тепловозной тяге (как самой энергозатратной). Например, немало удивления у пассажиров вызвала отмена с 20 января 2014 года пригородных поездов 🚆на участке Елец – Лев Толстой ЮВЖД, несмотря на более короткий путь (112 км), нежели по автодороге (135 км). Однако, на участке Елец – Касторная, а также на Свердловскую железную дорогу, наоборот, для пригородных ж/д перевозок были поставлены совершенно новые плацкартные вагоны (с автоматическими дверями, системой климат-контроля, экологически чистыми туалетными комплексами – словом, всё необходимое для максимального комфорта поездок пассажиров).
Также с 26 апреля 2025 года по субботам запускается турпоезд сообщением Елец – Лев Толстой ЮВЖД. Тем не менее, регулярного ж/д сообщения по данному маршруту ожидать, к сожалению, не приходится.
Администрация Липецкой области сокращение объемов пригородных железнодорожных перевозок объясняет дефицитом бюджетных средств, а также обеспеченностью городов и поселений вблизи данного участка регулярными автобусным маршрутами, которые удобны далеко не всем пассажирам. Одним из альтернативных путей для поездок из поселка Лев Толстой в г. Лебедянь (например, там находится межрайонный отдел Налоговой инспекции - улица Свердлова, 82) является регулярный межмуниципальный автобусный маршрут № 628 Лев Толстой – Елец, по которому всего один рейс за сутки. При этом расстояние по автодороге из пгт. Лев Толстой до г. Лебедянь составляет 36 километров против 32 по железной дороге соответственно, время в пути по которой всего 45 минут, на автобусе ~ 1 час 10 минут. Время отправления из пгт. Лев Толстой в 6:30, отправление обратно из г. Елец от Автостанции № 2 (Московское шоссе, 3В, на северном выезде из города, от ж/д вокзала проезд автобусами маршрутов №№ 1 или 17) в 13:45, прибытием обратно в п. Лев Толстой в районе 16:40 – 16:50, что для большинства пассажиров менее приемлемый вариант. Другой вариант поездки из пгт. Лев Толстой до города Лебедянь на автобусе маршрута № 558 Лев Толстой - Липецк, но с пересадкой на Лебедянском перекрестке (трасса Данков - Липецк). Хотя ранее по железной дороге в обращении были две пары поездов🚆 в сутки, и время было максимально удобным для пассажиров, в том числе студентам Елецкого госуниверситета имени И. А. Бунина, а также Лебедянского педколледжа, Торгово-Промышленного техникума, Елецкого колледжа железнодорожного транспорта (ЕКЖТ), Елецкого колледжа экономики, промышленности и отраслевых технологий (ЕКЭП и ОТ) и др. Также пригородным поездом ранее было гораздо удобнее всего добраться из райцентра до с. Круглое и обратно (о.п. 11 км, Лев-Толстовский район, в то время как сейчас курсирует только автобусный маршрут № 415 Лев Толстой – Круглое (заезд с. Острый Камень и Котовка), но пока всего 3-4 дня в неделю (кроме среды, пятницы и воскресенья). Кроме того, на территории промзоны «Технопарк-Липецк» (Особой экономической зоны регионального уровня Технико-внедренческого типа «Липецк-Технополюс»), в непосредственной близости от станции Рождество ЮВЖД базируются предприятия в сфере медицины, энергетики, металлургии и машиностроения, последнюю из которых представляет Моторинвест – предприятие по выпуску китайских автомобилей марок: Great Wall Hover, Changan, Evolute и др. Также вблизи платформы 47-й километр находится Лебедянский сахарный завод (район одноименного посёлка). К тому же пригородное ж/д сообщение на участке Раненбург – Лев Толстой ЮВЖД могло бы стать неплохим подспорьем действующему автобусному сообщению в районе таких сельских поселений, как Ильинка и Жабино – Заречье-Ломовое Лев-Толстовского и Чаплыгинского районов Липецкой области соответственно (при условии обустройства в их непосредственной близости пассажирских платформ в качестве остановочных пунктов), где в настоящее время рейсы по регулярным внутримуниципальным автобусным маршрутам выполняются только в отдельные дни недели. Притом, что ранее в двух километрах от здания бывшего разъезда Петелино ЮВЖД, на ж/д переезде близ села Жабино и Майково (Жабинского сельсовета), также располагался разъезд 7-й километр, на котором, вероятнее всего, останавливались курсировавшие на этом участке до начала 2000-х годов пригородные поезда. Кроме того, на 2-м километре участка расположена деревня Большое Петелино Ломовского сельсовета Чаплыгинского района, жителям которого удобнее всего был бы поезд 🚆, ввиду его удаленности от главных автомагистралей районного и областного значения. Даже в ответ на предложение запустить на пригородные маршруты по неэлектрифицированным участкам железных дорог новые дизель-поезда моделей РА-2/РА-3, несмотря на более экономичный расход топлива по сравнению с поездом на тепловозной тяге, в Администрации области по-прежнему ссылаются на высокие бюджетные затраты, а представители Юго-Восточной железной дороги и компании-перевозчика (АО «ППК Черноземье») – филиала АО «РЖД» – также на факт расформирования в 2014-2015 годах Елецкого производственного участка (вагонный парк) ЮВЖД – филиала АО «РЖД», в результате которого ближайшие пункты технического обслуживания и экипировки подвижного состава теперь располагаются только в Белгороде и Тамбове, что значительно увеличивает перепробег как для выдачи состава на линию, так и для постановки его на ремонт и т.д. Также источник сообщает о том, что Лев-Толстовский ж/д узел ныне относится к Белгородской дистанции (уже в составе Юго-Восточной дирекции инфраструктуры – Центральная дирекция инфраструктуры – филиал АО «РЖД»).
В настоящее время на участке Елец – Лев Толстой – Раненбург ЮВЖД в отдельные дни новогодних и майских праздников курсирует только пассажирский поезд №№ 527/528 Белгород – Москва – Белгород (сезонного обращения). Кроме того, с января 2014 года были отменены 2 пары пригородных поездов сообщением Раненбург – Мичуринск-Уральский, а также Елец – Ефремов, Елец – Борисоглебск, Елец – Верховье – Орёл и др.
Другой пример с отменой в январе 2014 года пригородного поезда на участке Троекурово – Раненбург ЮВЖД вызывает, куда больше удивления, поскольку электропоезд отправлением от станции Узуново МЖД проследует только до станции Троекурово ЮВЖД, но после небольшой технической стоянки далее проследует резервом (пустой) уже на посадку пассажиров на станции Раненбург и затем на Мичуринск и обратно также соответственно. В итоге пригородное ж.-д. сообщение на участке Троекурово – Раненбург ЮВЖД фактически отсутствует в связи с тем, что он не включён в маршрутную сеть Администрацией Липецкой области, которая в свою очередь постоянно ссылается на обеспеченность близлежащих населенных пунктов автобусным сообщением (маршруты №№ 490 Чаплыгин – Ведное, 495 Чаплыгин – Петелино – Урусово – Рязанка), а также высокие затраты бюджета на организацию перевозок по железной дороге. Хотя вблизи о.п. 314-й километр находится деревня Бычки (куда автобусный маршрут № 414 Лев Толстой – Гагарино выполняет заезды только 3 дня в неделю: понедельник, среду и пятницу), а рядом со станцией Заново – небольшой пристанционный посёлок, а также деревня Журавинки (но там хотя бы рейсы по маршруту автобуса №№ 490/495 Чаплыгин – Ведное – Петелино выполняются ежедневно, кроме субботы). В то время, как руководство республики Дагестан объявило о расширении маршрутной сети в регионе с 26.10.2024.
При этом на участке Узуново – Павелец-1-Тульский на территории Московской и Рязанской областей соответственно объемы движения в пригородном сообщении были полностью сохранены.
В Тульской и Калужской областях с 2016-го года был отменён единственный маршрут пригородного поезда сообщением Белёв – Козельск, при этом по маршруту Козельск – Сухиничи в качестве пригородного поезда курсирует автомотриса (АЧ-2), в которой 6-8 пассажирских мест в отличие от обычного плацкартного пассажирского вагона. Но дальнейшая их судьба неизвестна (опять же зависит от планирования бюджета субъектов РФ на 3-х летний период).
В Тамбовской области таких массовых сокращений пригородных ж.-д. маршрутов тоже не наблюдается. Кроме того, вопросы вызывает и отмена пригородного поезда на участке Лев Толстой – Куликово Поле ЮВЖД, вдоль которого такие небольшие поселения, как Срезнёво (Лев-Толстовский район) и Янушево (Данковский район) изначально не были охвачены автобусным сообщением, например, межмуниципальный автобусный маршрут № 448 Лев Толстой – Данков там не проходит. Также станция Янушево ранее была удобной для жителей расположенного на расстоянии в 1,5 км села Котовка (Лев-Толстовский район). Однако, с 2022 года успешно развивается пригородное железнодорожное сообщение сообщение на маршруте Липецк – Воронеж – Тамбов – Белгород в рамках проекта «Соединяя Черноземье», который также играет немалую роль в развитии туризма в Центрально-Чернозёмном регионе. При этом в районах северной части Липецкой области объемы движения пригородных поездов 🚆 сокращены до абсолютного минимума, что в итоге привело к снижению мобильности населения, роста числа личного автотранспорта и т.п. А участок Куликово Поле – Волово – Теплое и вовсе был разобран в начале 2000-х гг. Далее на частично действующем участке Тёплое – Горбачево – Белёв станционные комплексы практически полностью сохранены, а в некоторых из них по-прежнему проживают бывшие работники железной дороги. Маршруты пригородных поездов на территории субъектов Центрально-Черноземного региона обслуживает АО ППК «Черноземье» (дочернее общество АО «РЖД»). Расписание движения, покупка электронных билетов на поезда дальнего и пригородного сообщения доступны в мобильном приложении РЖД Пассажирам, а также на официальном портале РЖД.
Вашему вниманию также опрос по работе общественного транспорта на территории Липецкой области. #ппкчерноземье @раненбург #мичуринск #узуново #павелец-тульский #волово #теплое #горбачево @Юго-Восточная железная дорога #белев #козельск #сухиничи #смоленск #петелино #халатово
#левтолстой #раненбург #елец #куликовополе #липецк #воронеж #соединяячерноземье #пригородныепоезда