Найти тему
TRegion48

На участке Раненбург – Лев Толстой ЮВЖД

Оглавление

Некогда легендарная широтная линия Раненбург - Смоленск Юго-Восточной (бывшей Астапово Рязано-Уральской) железной дороги – филиала АО «РЖД» была открыта в конце позапрошлого века, в 1899 году. В настоящее время на большем её протяжении которой пассажирского движения нет, только несколько пар грузовых составов в сутки, особенно после того, как у начале 2000-х годов были полностью разобраны пути на участке Куликово Поле – Волово – Тёплое, несмотря на то, что участок железной дороги в этом районе находится в планах мобилизации Минобороны РФ. При этом на участке Теплое – Горбачево – Белёв ж/д пути и станционные исторические здания практически полностью сохранены, но движения там практически нет (только, если 1-2 раза за сутки пройдёт маневровый тепловоз). Последний пригородный поезд 🚆 по маршруту Белёв – Козельск отменили в 2016 году. Далее на участке Козельск – Сухиничи и далее в сторону Ельни, Спас-Деменска, Смоленска пока сохранено пригородное пассажирское движение. При этом многое зависит от действий Администрации субъектов РФ, которая с 2010 года, согласно ФЗ № 184 от 06.10.1999, является заказчиком перевозок пассажиров и багажа как автомобильным, так и железнодорожным транспортом в границах своей территории. В этой связи власти регионов могут сокращать объемы, а то и вовсе отменять убыточные маршруты пригородных ж/д перевозок с учётом планирования бюджета на ближайший 3-х летний период, особенно на неэлектрифицированных участках (тепловозная тяга), когда в таких районах дешевле всего запустить автобусы, после чего населенные пункты считаются обеспеченными транспортным сообщением. В итоге предъявить претензии к Администрации жителям довольно сложно, например, если на территориях отдельно взятых субъектов РФ их больше устраивает именно поезд, т.к. путь его движения по железной дороге может быть значительно короче, нежели по автодороге (автобусом).

Станция Лев Толстой

Мемориальный музей памяти Л. Н. Толстого «Астапово» (филиал Государственного музея Л. Н. Толстого в Москве на улице Пречистенка, 11/8), ранее это бывший дом начальника станции Озолина И. И., где писатель провел последние дни своей жизни, когда из-за болезни в пути был снят с поезда № 12 Смоленск – Козлов (ныне Мичуринск).

А в этом здании ранее находился телеграф

-2

В следующем здании (где с правой стороны аптека ОГУП «Липецкфармация»), по всей видимости, была амбулатория железной дороги, и сейчас там расположен Краеведческий музей.

-3

Храм Живоначальной Троицы.

-4

Поселок Лев Толстой является административным центром Лев-Толстовского района, который находится в северной части Липецкой области. Численность постоянного населения района: 18,7 тыс. чел. (на 01.01.2001 г.) Численность городского населения: 9,1 тыс. чел. (на 01.01.2001 г.).

-5

Железнодорожный вокзал на станции Лев Толстой Юго-Восточной железной дороги, бывшее название станция Астапово (Рязано-Уральской железной дороги). Вокзал состоит из 2-х частей: деревянного и кирпичного здания. Деревянное здание вокзала представляет собой типовую, одноэтажную постройку конца 19 века, период начального строительства ст. Астапово, открытие движения поездов состоялось в ноябре 1890 года.

Кирпичное двухэтажное здание вокзала построено позднее, в конце 19 - начале 20 века. Здание железнодорожного вокзала представляет собой памятник архитектуры, два основных фасада, которого украшены пилястрами, небольшими ризалитами.

31 октября по старому стилю, 13 ноября по новому стилю 1910 года на вокзал ст. Астапово прибыл заболевший в поезде великий писатель Л.Н. Толстой. В деревянной пристройке вокзала в 1910 году находился буфет и две комнаты, в одной из них Л. Н. Толстой провел более получаса, ожидая пока приготовят комнату для него в квартире начальника станции И.И. Озолина. На первом этаже кирпичного здания вокзала располагался телеграф, передававший сводки о состоянии здоровья Л.Н. Толстого.

З ноября по старому, 21 ноября по новому стилю, гроб с телом писателя был отправлен в последний путь в Ясную Поляну. На фасаде вокзала с кожной стороны здания сохранены чугунные часы, остановленные в момент кончины великого писателя 6 часов 5 минут 7 (20) ноября 1910 года.

В зале ожидания вокзала сохранены часы с деревянным корпусом, остановленные также на время кончины Л. Н. Толстого. В ноябре 1918 года по предложению наркома путей сообщений Т. Невского, станция переименована в станцию Лев Толстой.

Решением Липецкого областного совета народных депутатов от 07.04.1988 года был утвержден проект зон охраны музея Л. Н. Толстого на станции Лев Толстой, куда вошел и ж/д вокзал станции Лев Толстой.

Вокзал был построен: 1898 год (кирпичное здание), деревянное и 1895 год.

-6

История вокзала железнодорожной станции Лев Толстой.

-7

Пассажирский вокзал железнодорожной станции Лев Толстой

В 1889 году «Общество Рязанско-Козловской железной дороги начало расширять своё предприятие. Первым шагом в этом направлении было сооружение ветвей от Раненбурга к Данкову и Лебедяни.

-8

-9

Станция Астапово расположена в безводной местности и вода доставляется сюда водопроводом из двух буровых скважин водокачки в селе Племянникове, в четырех с половиною верстах от станции.

В образовавшемся при станции поселке, около 100 домов, три мельницы, железнодорожное училище, церковь, почтово-телеграфное отделение и несколько торговых заведений.

На станции коренное депо, паровозное здание на 16 стойл мастерские для малого ремонта паровозов.

В 1911 году со станции Астапово отправлено около 14 тысяч пассажиров и 407 тысяч пудов грузов; прибыло грузов 521 тысяча пудов. В отправлении преобладал хлеб в зерне, в прибытии лесные материалы, бакалейные товары и прочее.

-10

-11

-12

-13

Вашему вниманию также фото с участка Раненбург – Лев Толстой ЮВЖД, где пассажирского сообщения в настоящее время нет, только грузовое движение. А ранее, до середины 90-х годов прошлого века по данной линии курсировали до 20 пар составов в сутки, среди них также пассажирский поезд № 12 Смоленск – Козлов (ныне Мичуринск), на котором великий русский писатель Л. Н. Толстой совершил свою последнюю в жизни поездку. Данный поезд 🚆 был отменен в 1993 году. Примерно до этого времени по линии регулярно курсировало и несколько других пассажирских поездов, таких как Саратов – Рига/Вильнюс, Брест – Волгоград и др., а также пригородный поезд Лев Толстой – Раненбург (но в 2000-м году был отменён) с остановками на бывшей станции Митягино, разъездах Петелино и Халатово, а также на 7-м и 13-м километре. Кроме того, грузовые поезда перевозили продовольствие из Поволжье в страны Балтии. Однако, с развалом СССР данный транзит по линии прекратился, многие пристанционные поселения после отмены пассажирского ж.-д. сообщения пришли в полное запустение. Помимо всего прочего, в годы Великой Отечественной войны (1941-1945) данная линия приняла непосредственное участие в перевозки боеприпасов и раненых. В эти годы станции Митягино наносились ракетно-бомбовые удары, один из которых попал в вагон стоящего там санитарного поезда🚆, среди погибших были медсестры, врачи, санитары и др. В начале 2000-х годов были демонтированы пути на участке Куликово Поле – Волово – Тёплое, и с тех пор транзитное движение поездов с Юга, Поволжья в Белоруссию и Прибалтику 🚆 по ней стало невозможным, и теперь только по широтному ходу на участке Смоленск – Вязьма – Калуга – Тула – Узловая – Кимовск – Павелец – Скопин – Ряжск – Моршанск – Пенза, по которому сейчас проходят поезда Самара – Нижний Новгород – Минск, Калининград – Челябинск, Брест – Караганда и др. Также в январе 2014 года были отменены последние пригородные поезда на участке Раненбург – Лев Толстой – Куликово Поле ЮВЖД. В итоге в настоящее время на линии осталось в среднем только до 3 – 5 пар грузовых поездов в сутки.

Станция Митягино располагалась на 18-м километре участка Раненбург – Лев Толстой ЮВЖД, вблизи одноименного пристанционного посёлка, в котором ранее проживали работники железной дороги. Также ранее там был магазин, и периодически на станцию, как и на бывший разъезд Халатово (см. далее) приезжал, так называемый, киновагон (вагон с киноустановкой), куда и жители с. Митягино приходили смотреть в нём кино.

Остатки бывшего здания вокзала

-14

-15

Здесь было окно билетной кассы
Здесь было окно билетной кассы

На перроне с видом в сторону ст. Лев Толстой ЮВЖД
На перроне с видом в сторону ст. Лев Толстой ЮВЖД

Сейчас проход к зданию затруднён (ориентир по столбу с номером 325 или зелёное трансформаторная будка, с противоположной стороны путей, на стороне с. Митягино).

-18

-19

Бывшие станционные здания

-20

-21

-22

Так выглядел памятник воинам ВОВ (1941-1945) в бывшем пристанционном посёлке Митягино годами ранее.

-23

А сейчас он уже почти основательно разрушен.

-24

Ещё во время Великой отечественной войны разбомбили вагон стоящего на станции санитарного поезда 🚆, в котором погибли практически все находившиеся в нём врачи, медсестры, санитары и др.

Могила жителя бывшего ж/д посёлка Митягино, погибшего при обстреле станции во время ВОВ (1941-1945) на кладбище в с. Митягино (3 км от станции)
Могила жителя бывшего ж/д посёлка Митягино, погибшего при обстреле станции во время ВОВ (1941-1945) на кладбище в с. Митягино (3 км от станции)

Остатки домов и зданий бывшего пристанционного поселка.

-26

-27

-28

-29

-30

Бывший жилой пристанционный дом

-31

А это всё, что от него осталось с недавнего времени

-32

А здесь, на переезде запечатлён момент прохождения пригородного поезда 🚆 Елец – Лев Толстой – Раненбург (отменён на участке Лев Толстой – Раненбург с августа 2012 года, а с января 2014 года и на участке Лев Толстой – Елец).

-33

-34

Разъезд Халатово

Исторически получивший свое название от бывшего местного землевладельца купца Халатова разъезд располагался на 27-м километре участка Раненбург – Лев Толстой ЮВЖД (в 10 км от посёлка Лев Толстой и 1,5 км от д. Николаевка Лев-Толстовского района Липецкой области). Ранее до 90-х годов прошлого века там были и жилые дома, и постройки для ведения подсобного хозяйства, а также магазин. Сейчас от всего этого практически не осталось ни следа.

Проезд в с. Астапово, 3 км
Проезд в с. Астапово, 3 км

Проезд в д. Николаевка, 1 км
Проезд в д. Николаевка, 1 км

Мост под путями для проезда автотранспорта (повсюду грунтовая дорога).

На перроне (почти весь заросший), вид в сторону ст. Лев Толстой ЮВЖД
На перроне (почти весь заросший), вид в сторону ст. Лев Толстой ЮВЖД

На месте бывшего здания разъезда

-38

Издалека приближается поезд 🚆
Издалека приближается поезд 🚆

Проходящий товарный состав
Проходящий товарный состав

Разъезд Петелино

Главный вход в здание 🏢 со стороны лесополосы
Главный вход в здание 🏢 со стороны лесополосы

Перрона практически не видно под зарослями, разве что при ходьбе можно почувствовать бетонное основание, но не более того
Перрона практически не видно под зарослями, разве что при ходьбе можно почувствовать бетонное основание, но не более того

Внутреннее убранство здания бывшего разъезда.

-43

-44

-45

-46

-47

-48

Вероятно, это бывшее станционное здание 🏢

-49

-50

Жилой дом 🏡 на переезде, вблизи бывшего о.п. 7-й км (~ в 2-х километрах от разъезда Петелино и ~ 1,5 км от с. Жабино, и д. Майково Чаплыгинского района).

-51

-52

На месте бывшего разъезда 7-й километр
На месте бывшего разъезда 7-й километр
Поезд-дефектоскоп (или что-то подобное)
Поезд-дефектоскоп (или что-то подобное)

А здесь для жителей обустроен полноценный переход через пути в районе 7-го километра участка Раненбург – Лев Толстой ЮВЖД между деревней Майково и селом Жабино Чаплыгинского района Липецкой области, по которому проходит единственная дорога к автобусной остановке при въезде в с. Жабино (в настоящее время заезд в село выполняется по маршрутам № 497 Чаплыгин – Жабино – Ломовое в 7:45 и № 490/495 Чаплыгин – Ведное/Петелино – Урусово – Рязанка в 13:00).

-55

-56

-57

Вдали частные жилые дома деревня Майково (Кривополянского сельсовета) Чаплыгинского района Липецкой области
Вдали частные жилые дома деревня Майково (Кривополянского сельсовета) Чаплыгинского района Липецкой области

Памятник воинам-односельчанам, погибшим в годы ВОВ (1941-1945) в центре с. Жабино Чаплыгинского района Липецкой области
Памятник воинам-односельчанам, погибшим в годы ВОВ (1941-1945) в центре с. Жабино Чаплыгинского района Липецкой области

При выезде из села Жабино
При выезде из села Жабино

-61

Разрушенное здание 🏢 Церкви Богоявления Господня вблизи д. Климово и с. Жабино Чаплыгинского района Липецкой области
Разрушенное здание 🏢 Церкви Богоявления Господня вблизи д. Климово и с. Жабино Чаплыгинского района Липецкой области

Часовня иконы Божьей матери «Спорительница хлебов» при входе на территорию кладбища с. Жабино и автобусная остановка на автотрассе районного значения «Чаплыгин – Троекурово»
Часовня иконы Божьей матери «Спорительница хлебов» при входе на территорию кладбища с. Жабино и автобусная остановка на автотрассе районного значения «Чаплыгин – Троекурово»

-64

О.п. 11-й километр расположен ~ в 3-х км от д. Пасеково, Мураевка и 5 км от с. Новополянье (Чаплыгинский район).

-65

-66

-67

Станция Раненбург

От неё и ведётся отсчёт километража на запад (из Москвы - 332-й км), в направлении ст. Куликово Поле (пос. Куркино Тульской области), Теплое, Белёв, Козельск, Ельня, Спас-Деменск, Смоленск, Брест, Минск и т.д. В течение суток через данную станцию проходят в среднем до 10 пар пассажирских и всего 2 пары пригородных поездов 🚆 сообщением Раненбург – Мичуринск.

Здание 🏢 вокзала
Здание 🏢 вокзала

-69

Вид на станцию сверху в сторону Богоявленска, Мичуринска
Вид на станцию сверху в сторону Богоявленска, Мичуринска

Вид с моста: один из правых путей ведет на Москву, а слева – на широтный участок Лев Толстой – Куликово Поле ЮВЖД
Вид с моста: один из правых путей ведет на Москву, а слева – на широтный участок Лев Толстой – Куликово Поле ЮВЖД

Ранее на станции когда-то давно выполнялись грузовые операции, а сейчас там, разве что стоянка в резерве товарных составов на второстепенных путях. В настоящее время в целях безопасности посадка и высадка пассажиров производится только на обустроенных платформах. Вместе с этим на стороне 3-го и 4-го путей (в центре на фото выше) перрон полностью реконструирован, обустроены скамейки.

Справа платформа на Москву
Справа платформа на Москву

Служебные постройки
Служебные постройки
Привокзальная площадь
Привокзальная площадь

Пешеходный мост, слева здание 🏢 диспетчерской или Дистанции пути (ПЧ-22).
Пешеходный мост, слева здание 🏢 диспетчерской или Дистанции пути (ПЧ-22).

1-й путь от здания вокзала ведёт на широтный ход, участок Лев Толстой – Данков – Куликово Поле
1-й путь от здания вокзала ведёт на широтный ход, участок Лев Толстой – Данков – Куликово Поле

Граница станции при повороте в сторону ст. Богоявленск, Мичуринск
Граница станции при повороте в сторону ст. Богоявленск, Мичуринск

Водонапорная башня вблизи станции
Водонапорная башня вблизи станции

Всем спасибо за просмотр! Подписывайтесь на канал, оставляйте комментарии. #раненбург #левтолстой #халатово #митягино #петелино