Одной из острых проблем для жителей и постоянных гостей северных районов Липецкой области является отсутствие регулярного пассажирского ж/д сообщения с Москвой. В середине 2000-х гг. был отменён пассажирский поезд №№ 605/606 Елец – Москва – Елец, а затем в конце 2010 года и прицепная группа вагонов поезда №№ 689/690 Лев Толстой – Елец – Москва (в составе бывшего скорого фирменного поезда «Металлург» №№ 29/30 Липецк – Москва). И вот, наконец, с декабря 2024 года, после 12-летнего перерыва руководство АО Федеральная пассажирская компания (дочернее общество АО РЖД) приняло решение о запуске нового пассажирского поезда 🚆№ 527/528 Москва – Белгород, через участок Елец – Лев Толстой – Раненбург Юго-Восточной железной дороги следующим графиком:
- из Белгорода отправление в 11:00 с 25 по 29 декабря 2024 года, далее с 1 по 8 января, 3, 4, 6, 10 и 11 мая, 31 октября, 4 ноября, 27, 28, 29 декабря 2025 года, далее с 1-го по 8-е января, 19 и 23 февраля, 5 и 8 марта 2026 года прибытием в Москву на Павелецкий вокзал в 05:05 с остановками на станциях: Прохоровка, Ржава, Губкин, Старый Оскол, Касторная-Новая, Елец, Лебедянь, Лев Толстой, Раненбург (стоянка 40 минут), далее с техническими стоянками на станциях: Павелец-1-Тульский, Виленки и Узуново (только для пропуска встречных составов или смены локомотива),
- из Москвы (Павелецкий вокзал) – с 26 по 30 декабря, далее со 2-го по 9-е января ежедневно, а также 30 апреля, 4, 5, 7, 11, 12 мая, 1 и 5 ноября 2025 года (другие даты пока неизвестны).
Однако, по материалам СМИ, большинство пассажиров выступает за повышение регулярности движения данного поезда в круглогодичном режиме (не реже 2-3 дней в неделю, а не только 2-3 раза в год по праздникам, как сейчас). Поскольку участок Узуново – Павелец-Тульский – Раненбург протяженностью 177 километров является однопутным, это значительно увеличивает время в пути для множества проходящих по нему поездов (особенно в период пиковых перевозок). Однако, строительство второго главного пути в ближайшем будущем не запланировано. Тем не менее, интенсивность движения поездов на этом участке наблюдается ежедневно в вечернее и ночное время, весенне-летний период, новогодние праздники и т.д. по таким направлениям, как Москва – Адлер/Анапа/Новороссийск/Минеральные Воды – Кисловодск, а также в республику Крым.
При этом далее, на участке Раненбург – Мичуринск-Уральский, проходит уже двухпутная колея, как и в направлении Москва – Рязань – Ряжск – Мичуринск, по которому среднее время в пути поездов от Москвы-Казанской до Богоявленска – 3,5-4 часа, до Мичуринска – 4,5 часа, что также удобно для коротких поездок на выходные дни из Москвы или обратно в Москву.
К сожалению, в настоящее время отсутствует более короткий путь выхода на участок Лев Толстой – Елец со станции Троекурово ЮВЖД, по которому ранее курсировал пассажирский поезд 🚆 № 605/606 Москва – Елец. Однако, пути на этом участке были демонтированы в конце 90-х годов прошлого века, по сообщениям источников, в связи с низкой рентабельностью этой линии.
Впоследствии это неизбежно привело к увеличенной протяженности маршрута поездов, а также длительной 40-минутной стоянке на смену локомотива по станции Раненбург ЮВЖД для движения далее обратном направлении соответственно. Ликвидация одноколейного участка Троекурово – Лев Толстой ЮВЖД фактически привела в упадок пассажирское ж/д сообщение и на действующем участке Раненбург – Лев Толстой – Елец ЮВЖД. С тех пор станция Троекурово перестала быть узловой, и многие поезда теперь не останавливаются на ней. В результате данный малодеятельный участок стал разрозненным, как и многие другие из таких на рубеже 90-х – начала 2000-х гг.
С этого и началось последующее разрушение некогда крупного Лев-Толстовского ж/д узла ещё во времена бывшего МПС России (в 2003 году на его базе образовано АО «РЖД»), который в своё время имел довольно обширные транспортные связи по множеству направлений как по территории Липецкой области, так и за её пределами. Но надежды на его возрождение с годами всё меньше и меньше. Так людей и лишили привычного транспорта, и вместе с этим по линии заброшенных или вовсе демонтированных линий множество сельских поселений стало попросту вымирать. Среди основных достижений и крупных проектов холдинга Нацпроектстрой, а также в Транспортной стратегии до 2035 года путевое развитие железных дорог на границах северных районов Липецкой области с Рязанской областью (строительство новых главных путей, линии-связки участков Елец – Лев Толстой и Узуново – Павелец-1 – Милославское) в обозримом будущем, к сожалению, не значится.
В январе 2014 года были также были отменены и пригородные поезда, один из которых (в вечернее время) был удобным для пересадки на поезда дальнего следования по станции Раненбург ЮВЖД. В результате существенно снизилась туристическая привлекательность посёлка.
В итоге с отменой пассажирского поезда через участок Раненбург – Лев Толстой – Елец ЮВЖД поездки на выходные дни и в сезон отпусков во многом стали обременительными. Поэтому пассажиры для поездок в/из Москвы в Лебедянь, Данков, село Красное (ст. Лутошкино ЮВЖД) вынуждены добираться поездом с пересадкой на станции Елец ЮВЖД, междугородним автобусом Москва – Липецк или на личном автотранспорте.
Из Москвы в поселок Лев Толстой можно проехать с пересадкой на станции Раненбург ЮВЖД со скорого фирменного поезда №№ 031/032 Москва – Тамбов прибытием в 4:29 (с 01.10.25 в 4:04) на автобус отправлением с автостанции г. Чаплыгин (Вокзальная улица, 11) в 6:00.
Однако, вышеперечисленные варианты устраивают немногих пассажиров, отдающих предпочтение именно общественному транспорту. Тем самым страдает мобильность населения в подобных направлениях.
В таком случае доступность поездок в населенные пункты районов вблизи участка Раненбург – Лев Толстой – Елец ЮВЖД будет по-прежнему минимальной. Вместе тем, туристическая привлекательность этих районов будет оставаться одной из самых низких по стране.
Социально-значимыми в настоящее время являются пассажирские перевозки в пределах субъектов РФ или муниципальных районов/округов в их составе, согласно нормам ФЗ № 131 от 2003 года «Об общих принципах работы органов местного самоуправления».
Уже в первые дни новогодних праздников на данный поезд 🚆 было продано максимальное число билетов, даже были назначены дополнительные дни курсирования. Однако, его перевод в регулярное обращение (например, хотя бы 2-3 дня в неделю по понедельникам, пятницам и выходным дням) так и не состоялся.
Немало вопросов у жителей и гостей города Лебедянь поначалу вызвала реконструкция ж/д вокзала, который к первому запуску нового поезда №№ 527/528 ещё в 2024 году так и не был открыт для пассажиров. Однако, после перебазирования городской автостанции с территории ПАТП АО Лебедяньавто (улица 2-е Пушкари, 1 здание гостиницы Пушкарская) в обновлённое здание ж/д вокзала теперь открыто для пассажиров с 5:20 до 18:00. С нового автовокзала по-прежнему выполняются регулярные автобусные рейсы по району и области: гг. Липецк, Данков, Елец, пгт. Лев Толстой, а также в сёла: Волотово, Катениха, Докторово, Каменная Лубна, Трубетчино, Волчье, Яблонево, Слободка, Сибильда, Михайловка, посёлок Агроном и др.
Тем не менее, на свое прежнее место, в обновлённое здание ж/д вокзала, был перебазирован и автовокзал, ранее расположенный на территории АО Лебедяньавто (ПАТП), улица 2-е Пушкари, 1.
Остановка на станциях: Лутошкино ЮВЖД (с. Красное) и Талица-Елецкая по каким-то неизвестным причинам не были включены в действующий график движения нового поезда.
Следует также отметить, что ближайшие пункты формирования и оборота поездов в настоящее время расположены только на станциях: Белгород и Тамбов-1, поскольку в 2014-2015 гг. буквально сразу после отмены пригородных поездов в сообщении:
- Елец – Лев Толстой – Раненбург,
- Елец – Ефремов,
- Елец – Верховье – Орёл,
- Елец – Борисоглебск и др.
Елецкий производственный участок (Вагонный парк) был расформирован. С тех пор станция Елец ЮВЖД и вовсе перестала быть конечным пунктом для всех проходящих через неё пассажирских и скорых поездов (кроме пригородных поездов Елец – Старый Оскол – Валуйки).
Другие ближайшие пункты формирования и оборота поездов расположены на территории Донецкой и Луганской народных республик РФ. Однако, запуск поездов в эти города (включая транзит в Ростов-на-Дону, Таганрог, Батайск и др.) станет возможным по мере стабилизации обстановки на этих территориях. Но, несмотря на это, же есть сомнения, что хотя бы 1-2 из проходящих в настоящее время поездов через Ожерелье – Ефремов – Елец будут проходить через участок Раненбург – Лев Толстой ЮВЖД.
Пригородное пассажирское сообщение на участке Раненбург – Лев Толстой – Елец, а также Лев Толстой – Данков – Куликово Поле ЮВЖД полностью отсутствует, т.к. Администрация Липецкой области с января 2014 года больше не стала включать его в заказ для АО «ППК Черноземье» (компания-перевозчик в Центрально-Черноземном регионе, дочернее общество АО «РЖД»).
Результатом начавшейся в 2003-м году реформы ж/д транспорта стало падение социальной значимости перевозок пассажиров и багажа в поездах дальнего следования, поскольку в этой связи компания-перевозчик принимает решение о запуске таких маршрутов, исходя из их рентабельности (пассажиропоток, время в пути, остановки и пр.).
Кроме того, внесение поправок в Федеральный закон № 184-ФЗ от 06.10.1999 (в Ред. Федерального закона от 21.12.2021 № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах РФ») во многом способствовало ухудшению транспортного сообщения в ряде субъектов РФ. Маршрутная сеть множества поездов пригородного сообщения подверглась массовой оптимизации, в ходе которой многие поезда были отменены, либо маршруты объединили и т.п.
Как следствие – это снижение качества жизни населения, особенно в направлениях, где пригородные поезда были заменены автобусами, несмотря на то, что на ряде направлений жителей и гостей этих территорий для поездок в пригородном или межмуниципальном сообщении больше устраивало именно железнодорожное сообщение.
Далее вашему вниманию исторический очерк легендарной широтной линии Раненбург - Смоленск Юго-Восточной (бывшей Астапово Рязано-Уральской) железной дороги – филиала АО «РЖД», а также расписание с автовокзалов и автостанций Липецкой области
Всем спасибо за просмотр! Подписывайтесь на канал, оставляйте комментарии.
@rzd @luchshe_poezdom #раненбург #богоявленск #петелино #митягино #халатово #левтолстой #лебедянь #елец #старыйоскол #губкин #ржава #ювжд #электрификация #ожерелье #ефремов #узловая #ртищево #кочетовка #липецкаяобласть #игорьартамонов