Восьмой ежегодный ивент с номинированием игр в 11 тематических категориях.
Мои предыдущие записи:
Премия Steam — 2022
Премия Steam — 2020
Премия Steam — 2019
Премия Steam — 2018
Премия Steam — 2017
Премия Steam — 2016
В моём понимании лидер этого года — Atomic Heart российской студии Mundfish, шутер с элементами RPG в великолепной стилистике альтернативного СССР с роботами. В России она распространяется игровым магазином VK Play, во всём остальном мире ею занимается издатель, который по иронии закрыл в Стиме свои продукты для россиян. Несмотря на это, в день релиза игра выбилась на первое место по продажам, оставив позади даже давно ожидаемую многими и вышедшую за 11 дней до этого Hogwarts Legacy. Из-за бушующей в мире русофобии я сомневаюсь, что Atomic Heart займёт хоть что-то, она даже не попадёт ни в одну пятёрку номинантов, как на The Game Awards.
Призовые места уже раздали кому надо, так что голосовать можно за кого угодно, это не повлияет на результат. По собственной традиции в данном посте я рассказываю об играх, которые проходила в этом году, среди них попалось и несколько новинок. А специально за новинками я не слежу и не испытываю желания играть во все знаковые проекты, так что, например, Baldur’s Gate 3 во всём посте упомянута только в этом предложении.
Мои игры разных годов
Некоторые игры настолько малы, что вылетают из головы чуть ли не на следующий день, так что с этого года я записываю всё, что устанавливаю, и могу предоставить полный список игр за этот год. Если я писала об игре в блоге, то в её название вставлена ссылка на обзор.
• Submerged: Hidden Depths (2020);
• Tales of the Neon Sea (2018);
• Turnip Boy Commits Tax Evasion (2020);
• Nancy Drew: The Silent Spy (2013);
• Burnhouse Lane (2022);
• The Good Life (2021);
• Inscryption (2020);
• Kynseed (2018–…);
• Tchia (2023);
• The Case of the Golden Idol (2021);
• Potion Permit (2022);
• Strange Horticulture (2022);
• I Have No Mouth and I Must Scream (1996);
• Vampire Survivors (2021);
• Double Cheeseburger, Medium Fries (2023);
• Kingdom Eighties (2023);
• Not Tonight (2018);
• Roots of Pacha (2023);
• The Sims 4 (2014–…).
Дурацкая мода на многолетний ранний доступ и привычка некоторых разработчиков регулярно выпускать платные дополнения мешают адекватно представить возраст игры, но я указала в скобках проекты, которые, насколько я знаю, до сих пор развиваются.
Среди игр, оставшихся без своих личных обзоров, хочу отметить Not Tonight, где вы берёте на себя функции вышибалы в ночных клубах: вам предстоит проверять документы на подлинность, не пускать несовершеннолетних и владельцев холодного оружия, следить за дресс-кодом и другими деталями. По ходу игры вы знакомитесь с несколькими исключительными персонажами, если хотите, то добываете для них ключевые предметы и меняете их судьбы. Геймплей и завязка сюжета напоминают Papers, Please, но атмосфера Not Tonight более весёлая, здесь полно юмора и сатиры, создатели игры едко высмеивают национализм англичан. В отличие от Papers, Please, ощущение безысходности от этой игры не возникает, условия кажутся негуманными только поначалу, а если играть внимательно (то есть хорошо работать) — денег на всё хватит с лихвой. Всю дорогу вас соблазняют нарушать закон — брать взятки, продавать наркотики, — но я ни разу не сворачивала с прямой дорожки и под конец мне было некуда девать пять тысяч фунтов. Долю абсурда добавлял мой выбор внешности и голоса главного героя: у меня это была юная девушка с тоненьким голоском, которую бы точно не принимали всерьёз как вышибалу, но как уверенно она держалась и забавно рычала, отказывая нарушителям правил во входе! :D
Огромный плюс игры — её саундтрек: широчайший спектр песен и мелодий разных жанров, которые звучат из-за дверей тематических клубов и с концертных площадок, и такой замечательный штрих, что музыка приглушается, если двери закрыты, и звучит на полную, когда они открываются, а на концерте расходится эхом. Некоторые «уровни» произвели на меня огромное впечатление, отличная музыка порой мешала сосредоточиться на проверке документов, а несколько песен перекочевали в мой плейлист. У игры есть сиквел, но я не спешу с ним знакомиться: отзывы у него не самые положительные.
Очень понравилась мне и первая глава Inscryption — игры Дэниела Маллинса, известного своими нестандартными проектами. Его игры — это в первую очередь цельные истории, под которые подстраивается геймплей, даже если для этого ему приходится меняться кардинальным образом. Что в большинстве случаев и происходит.
Проблема в том, что рекламируется Inscryption чисто как коллекционная карточная игра-рогалик в жанре хоррор, кроме главы с Лешим на странице магазина в Стиме других скриншотов нет, и когда игроки проходят первого босса и оказываются в совершенно другом окружении с другим геймплеем, то большинство из них чувствуют себя обманутыми. Я люблю концептуальные авторские проекты и, даже не посмотрев, кто автор игры, всё равно почувствовала, что ККИ с Лешим — ширма для чего-то большего: в самом начале нам показывали ролики из реальной жизни, сюжетная линия с которыми должна будет продолжаться позже, а в хижине Лешего используемые вещи не возвращались на свои места — там явно постепенно развивалась история, которая рано или поздно должна была куда-то привести. Концовка игры показалась мне растянутой и слишком слёзовыжимательной, и всё же в целом игра любопытная, в каждой главе ей найдётся чем вас удивить, и, как всегда, Маллинсу удалось эффектно разбить «четвёртую стену» (терпеть не могу этот приём, но его игры делают это на ином уровне, я не хочу спойлерить, хотя на одном из скриншотов есть намёк). Но первая глава с Лешим — просто бомба, восхитительная жуть, продуманная до мелочей. По многочисленным просьбам на основе этой главы Маллинс сделал бесконечный режим, но это совсем не то, сюжетная ККИ с Лешим — лучшая часть игры.
Головоломка Strange Horticulture не стоит такого же внимания, но для единоразового прохождения вполне годится. В этой игре вы работаете в магазине необычных растений, но ничего закупать, поливать и выращивать не придётся — новые цветы появляются у вас после успешно решённых загадок и превращаются в бесконечный ресурс. Но прежде, чем эти цветы продавать, их нужно идентифицировать. Главным источником информации о растениях является справочник, от которого плюются настоящие ботаники, встретившиеся среди игроков: в нескольких абзацах текста об очередном экземпляре может быть заключена лишь одна важная отличительная особенность, и несмотря на то, что каждая статья снабжена иллюстрацией, большинство из них ни о чём. Просто справочник — сам по себе головоломка, с этой точки зрения работать с ним интересно. Идентифицированные экземпляры можно помечать ярлыками с их названиями, а утверждённые растения отмечаются в справочнике галочками, это очень удобно. Всего в игре 77 растений.
Помимо работы в магазине, здесь есть небольшой текстовый квест, вплетённый в головоломку с картой. Карта разделена на квадраты, и вам не раз нужно будет выбрать нужный, повторив последовательные перемещения какого-то человека из письма, разгадав загадку или приложив к карте ключевой предмет. Тем временем на фоне развивается история с культом и его противниками, расследуются преступления, несколько раз вам предложат сделать выбор, от которого зависит концовка. Сюжет показался мне абсолютно не интересным.
Механика взаимодействия с документами и предметами на столе, знакомая по Papers Please (и Not Tonight), обеспечивает высокий уровень интерактивности — насколько это возможно для подобной игры. Здесь много записок, элементов головоломок и других вещей, необходимых для прохождения: карта, лупа, ярлычки, магическое стекло… Очень увлекательно двигать по столу обрывки символьного кода, примеривая друг к другу рваные края, не скупится игра и на неожиданности — и всё это обыграно так, чтобы вы применяли знания из справочника и сами цветы. Огромное упущение, что во время каждого нового прохождения растения не генерируются случайным образом, я бы с удовольствием решила эту головоломку ещё раз, но в этом нет смысла, когда помнишь большинство растений.
Несколько новинок
У моего мужа улов больше и свежее, я активно следила за прохождением его игр, слушала аналитику и в некоторых играх даже принимала участие, поэтому собираюсь рассказать о нескольких проектах.
Jagged Alliance 3 вышла этим летом. Выпускать третью часть серии спустя 24 года после второй — рискованный шаг, и разработчики полностью провалились. Единственный плюс игры — красивый внешний вид.
Как и её предшественницы, Jagged Alliance 3 позиционируется как тактико-стратегическая военизированная игра. На деле же это не тактика и не стратегия, нарушен экономический баланс и баланс умений, параметров наёмников, их вооружения, не продумано их взаимодействие друг с другом. С умом подбирать каждого члена отряда, чтобы команда была сбалансированной, невозможно, да и бессмысленно, так как игрового и тактического баланса нет вообще — он в минус уходит.
Из рук вон плохо представлены стрелковый бой и боевые действия в принципе, устройство и охранение лагерей (в том числе бандитских и в особенности — военизированных структур), логистика и снабжение малых отрядов (особенно крупных военных баз на небольших островах). Игру создавали люди, вообще не имеющие представления о том, что делают — в чём суть и принципы наёмничества, в чём смысл засад, как работает и обслуживается стрелковое оружие, тем более в условиях удалённого тропического острова, и т. д.
Доходит до абсурда: такого не может быть, чтобы наёмники не знали, где взять патронов — чтобы патроны не продавались на островах, захваченных военными хунтами и бандитами с огромным количеством стрелкового оружия. А брать в отряд выгоднее всего снайперов, пусть даже они постоянно будут стрелять чуть ли не в упор.
Играть мешают и дурацкая забагованная камера с багующими стенами. Это «прекрасно», когда в процессе боя не можешь нормально расположить бойцов на позициях или не видишь их за багнувшей стеной или крышей.
Особенный восторг — от работы гранатомётчиков врага (РПГ-7), которыми управляет компьютер, когда они через всю карту могут попасть в глаз, как только вы высунетесь или забудете наёмника в неудачном месте. В целом же ИИ врага — ниже плинтуса.
Сюжет абсолютно несерьёзный, повесточный, комиксовый — сразу видно, откуда создатели черпали свои познания по теме игры, вместо того чтобы как следует разобраться или хотя бы нанять нормального консультанта. Чего стоит женский персонаж из Пакистана с индийской внешностью и акцентом — хладнокровная убийца, она же приколистка и хакерша с IQ за 200. Это несовместимые вещи.
Любителям и ценителям тактики (Jagged Alliance 2, «Бригада Е5», 7.62 High Calibre, X-COM и т. п.), стратегии, планирования, сбора отряда и планирования взаимодействия его членов, подбора оружия и экипировки, распределения умений, опыта, а также просто думающим и разумным людям игра крайне противопоказана. Даже Hard West гораздо лучше в плане тактики стрелкового боя и засад, а также поведения ИИ.
Рекомендуется она тем, кто вообще не задумывается, что происходит и почему, кто совсем ничего не знает в жизни, а войну, наёмников и оружие видел только в тупых комиксах и американских фильмах (впрочем, даже в некоторых из них есть что-то стоящее, а в игре полный швах). Или тем, кто не прочь окунуться в дурацкий комикс и посмеяться над тем, как игры этого жанра делать не нужно.
Ужасно, что сейчас всё больше рабочих мест в любых областях, а особенно связанных с играми и IT, выдают не по талантам, а по квотам, и в результате вместо того, чтобы заботиться о качестве проекта и удобстве пользователей, разработчики переименовывают давно устоявшиеся термины программного кода, потому что обиделись на «slave» и «master», в каждую щель запихивают лево-либеральную ЛГБТКонсультант+ повестку и не моргнув глазом сочиняют для военной тактики анимешный сюжет, достойный идиотской визуальной новеллы. Игроиндустрия умерла, сейчас на её могиле танцуют твёрк.
На этой жизнерадостной ноте переходим к следующей новинке.
Against the Storm вышла в ноябре прошлого года и до сих пор находится в раннем доступе. Мы играли в январе, параллельно следили за обновлениями и исправлениями багов, и в какой-то момент разработчики будто с цепи сорвались — начали переделывать игру в каком-то непотребном ключе, добавлять лишние и глупые ресурсы, механики. Мы чувствовали, что у игры большой потенциал, ждали от неё развития, но в другом направлении, и когда поняли, чем дело пахнет, забросили её. Опишу январский опыт, вдруг создатели одумались и сейчас в игру тоже можно играть.
По части геймплея это градостроительный симулятор с элементами рогалика, по сюжету — мрачная фэнтезийная сказка о пост-апокалипсисе. Каждые 20 лет земли вокруг королевства пожирает Гнилая буря, но королеве нужны ресурсы, поэтому вас всё равно отправляют в пустошь организовывать поселения, набирать работников, производить необходимые товары, искать сокровища. Большую часть планеты занимает лес, и ему не нравится, когда рядом кто-то копошится и рубит деревья, враждебность леса постоянно растёт и портит настроение вашим подопечным, которые однажды могут не вытерпеть и уйти, вслед за чем нарушатся цепочки производства, и вы, скорее всего, проиграете уровень. По-хорошему уровень заканчивается, если выполнить достаточно указов королевы: поселить N бобров и ящеров, добыть N товаров, построить N фабрик и т. д. На самом деле это очень увлекательно. Успешный город остаётся на общей карте на протяжении нескольких игровых лет, приносит какой-то доход, вы строите ещё три-четыре подобных поселения, а потом буря стирает всё это с лица земли, и всё сначала. Благо в игре есть мета-прогресс: за успешное завершение уровней вам даются специальные ресурсы, которые можно обменивать на перки, слегка облегчающие процесс игры, и с каждым новым кругом играть становится проще. Ненамного, но всё же.
Больше всего меня здесь привлекла удивительная атмосфера, складывающаяся из музыки и необычных деталей сюжета, перед которыми вас просто ставят как перед фактом. Саундтрек великолепный, это музыкальное воплощение меланхолии, которое отлично накладывается на игру, где нужно постоянно преодолевать трудности на планете с непрекращающимися дождями, беречь пламя очага как последний оплот жизни и стараться не думать о том, что через несколько лет всё это пойдёт прахом.
Развеем сгустившийся мрак минуткой позитива.
Honkai: Star Rail — новинка 2023 года от китайской компании miHoYo Limited. Как известно, в КНР свои традиции и взгляды на жизнь, их стандарты качества не так сильно подвержены тлетворному влиянию бездарных меньшинств, благодаря чему мы всё ещё можем управлять красивыми персонажами и слушать их душевные истории.
Honkai: Star Rail только на первый взгляд похожа на предыдущую игру компании — Genshin Impact. В отличие от последней, это не динамическое приключение в реальном времени, а пошаговые стратегические бои, при этом их сюжеты — буквально земля и небо: действие на этот раз происходит в космосе. В обеих играх есть элементы RPG и великолепный открытый мир, на месте осталась и Gacha-механика.
В новой боевой системе несложно разобраться, комбинировать персонажей для одной, а иногда и нескольких команд, интересно. Некоторые герои вступают друг с другом в симбиоз, а всевозможное снаряжение с разными характеристиками позволяет настраивать последовательность, в которой они выступают, и таким образом создавать эффективные цепочки применения способностей.
По сюжету и просто в открытом мире часто встречаются различные головоломки, это тоже несомненный плюс игры.
Здесь интересные квесты и замечательные истории на любой вкус, не чужда игре и философия — в общем, играется с удовольствием. Это как книга и мультфильм одновременно, только в представленных вам приключениях ещё и можно участвовать.
Мне нравится, что персонажи нешаблонные и неоднозначные. По сюжету мы сражаемся со злом, но, когда возникает очередной конфликт, не всегда понятно, зло перед нами или нет.
А давно вы видели, чтобы в игре или фильме Россия была показана в позитивном ключе? На неё намекает первая планета, которую вы посетите по сюжету, Ярило-VI. Снежные равнины и великолепный город Белобог, в прошлом — развитая космонавтика и технологии, ныне — восстановление после стихийных бедствий. Красивая архитектура и добрые, сильные, западающие в душу герои.
Качественный новый контент выходит динамически — в игру постоянно что-то добавляют, от квестов до целых персонажей, в будущем планируются дополнительные планеты. Кроме того, команда miHoYo активно работает с аудиторией в интернете: у них полно форумов, конкурсов и сезонных мини-игр с призами. Мы даже выиграли брелок.
Кстати, эта игра великолепно себя чувствует на телефонах — там у неё даже больше игроков, чем на ПК. А вот в Стиме её нет, поэтому номинировать нельзя.
CULTIC вышла год назад и до сих пор получает крайне положительные отзывы. Она вроде как играет на чувстве ностальгии поклонников олдскульных шутеров, только поклонники эти, наверное, совсем слепые. Я не удивлюсь, если своей популярностью игра обязана банально рекламе каких-нибудь известных летсплейщиков, которым многие смотрят в рот, а своей головой не думают.
Цитируя моего мужа: «Игра сделана школьником-идиотом, который надёргал мощных узнаваемых вещей, но не знает, как они работают». На этом можно было бы и закончить, но я немного разовью мысль.
Разработчик взял где-то хороших ассетов, но грамотно применить их, даже предметы логично расставить, не смог. Уровни скучны и предсказуемы. То идёшь по несколько минут по безлюдной локации, то с трудом уворачиваешься от десятков снайперски точно брошенных топоров на местности без нормальных укрытий.
Возьмём это сравнение с Blood из каждого первого отзыва. От графики Blood глаза не вытекали, а тут я физически не могла долго смотреть на экран, не надо так «состаривать» текстуры и совать их прямо в лицо игроку. С таким же успехом CULTIC можно сравнивать с любым старым пиксельным шутером, но игроки, видимо, зацепились за культистов — и этого оказалось достаточно, чтобы провести прямую параллель, хотя мужики в коричневых робах с капюшонами, подвязанных верёвками, даже на культистов не похожи. Несмотря на все ограничения того времени, Blood производит впечатление и шокирует, новые же игры на это в принципе не способны, потому что люди — их авторы — уже не те. Видели недавнюю Stray Souls? Очень смешная игра. Только это хоррор.
В общем, CULTIC — проходной шутер со стандартными для современных игр досадными проблемами, который не заслуживает всех этих высоких оценок. Если хочется хорошую современную игру в этом жанре и старинном стиле, попробуйте DUSK 2018 года. Есть мнение, что эта игра и запустила моду на псевдоолдскульные инди-шутеры. Разнообразный крутой арсенал, приятная механика применения оружия, выглядит и работает всё великолепно. Кстати, графика регулируется в настройках: хотите — будет внешний вид а-ля Doom или Quake, хотите — включите сглаживание.
После моих жалоб на графику следующая игра, возможно, вас удивит. Но вот это — стиль и игровые условности, а не плохой вкус.
Cataclysm: Dark Days Ahead (CDDA) разрабатывается и меняется с 2013 года, а в этом году вышла в Стиме. Когда-то это была хорошая песочница-выживалка в жанре зомби-апокалипсиса, пусть и с высочайшим порогом вхождения в виде сложного управления с клавиатуры. Со временем туда добавляли всё больше специфических японских, даже скорее анимешных, вещей и предметов одежды (один из разработчиков, видимо, ярый фанат), из-за которых проект стало сложно принимать всерьёз, да и геймплей испортили так, что играть стало мучительно.
Игру называют реалистичной, но о каком реализме можно говорить, если с самого начала персонаж не может копать землю никакими средствами, кроме лопаты, да ещё при наличии специального умения? С палки-копалки вообще-то человеческая цивилизация началась, даже обезьяны — да что там, даже вороны без рук — умеют ею пользоваться.
Законы физики и здравого смысла нарушаются постоянно. Система боёв полностью сломана превосходной способностью зомби схватывать человека — что бы ни произошло, зомби обязательно схватит, и ваш персонаж обязательно заболеет, каким бы ловким ни был.
На протяжении всех лет существования CDDA регулярно выходили обновления, которые портили какую-нибудь её глобальную составляющую, влияющую на стратегию выживания и игру в целом: то систему лута, то ИИ выживших. В прошлом один человек упорно работал над системой рукопашного боя, всю душу в неё вложил, но игру дообновляли настолько, что не просто эту систему испортили — теперь она ещё хуже, чем до разработок того человека.
Несмотря на всё вышеописанное, здесь всё ещё есть хорошие игровые механики и интересные вещи, можно играть в отдельные форки. Правда, нужно очень постараться, чтобы найти среди них хорошие, которые не забросят через пару месяцев и не испортят, как основную игру, да и разобраться в них обычный человек не сможет: сообщества заглохли.
В теории это одна из лучших игр по выживанию в постапокалипсисе, даже если брать все темы этого жанра, а не только зомби. Но она была просто уничтожена, причём уничтожена профессиональными «доброхотами». Это сложная тема — если вам интересно, можете сами погуглить и прикоснуться к очередной драме в разработке игр.
Любопытно, что вне Стима CDDA официально бесплатная, а в Стиме нет.
Таким образом, я даже от противного не могу выбрать игры для большинства номинаций.
¯\_(ツ)_/¯
Зато в этом году очень просто с номинацией «Лучшая игра в виртуальной реальности». Правда, в России выдвинуть её не удастся. Ближе к Хэллоуину вышел ремейк игры The 7th Guest для VR. При разработке использовалась технология объёмного, или голографического, видео, когда актёров снимают сразу со всех сторон, чтобы зритель мог выбрать любой угол обзора, перемещаясь вокруг персонажей и даже меняя высоту наблюдения — без искажения объёмного изображения. Не за горами фильмы с эффектом присутствия.
Забавно, что именно такой я себе представляла The Layers of Fear, пока не попробовала этот кусок скримеров. В The 7th Guest VR жутковатая атмосфера и множество картин, которые интересно рассматривать, потому что они меняются при свете фонарика, но, помимо этого, здесь есть катсцены (теперь — с эффектом присутствия) и огромное количество головоломок. Кстати, в ремейке их переделали и облегчили: если для прохождения оригинальной игры очень пригодится листочек для записей и проработки вариантов решения, то в шлеме виртуальной реальности делать записи нельзя, поочерёдно глядеть то в шлем, то в листочек неудобно — вот и позаботились разработчики о том, чтобы новые головоломки было возможно решить в уме, по крайней мере большинство из них.
Правда, издатель решил показать русским фигу и закрыл для России страницу в магазине, но напугали, как говорится, ежа. У меня даже шлема виртуальной реальности нет, и это осознанный выбор. Я считала, что для VR не сделать нормальной игры, у первопроходцев в этой сфере получается одно баловство, но The 7th Guest — идеальная игра для VR. Наверное, очень занятно виртуальными руками взаимодействовать с головоломками, играть на клавесине и терменвоксе и находиться рядом с персонажами игры.
Новости инди-хорроров
Два парня из Франции зачем-то делают фанатскую игру по сериалу «Твин Пикс» под названием Twin Peaks: Into the Night (на сайте itch.io представлена демоверсия, команда разработчиков называется Blue Rose Team). Права на «Твин Пикс» защищены, парни не смогут извлечь из данного проекта прибыль и осознают это, но и пользуются своим положением по полной: в диалоги вставлены целые аудиодорожки из «Твин Пикса», а в качестве местных телепередач выступают отрывки из других сериалов.
Проект имитирует игры для PlayStation, интерфейс явно позаимствован у первых Silent Hill. Пока даже не известно, будут ли в игре враги (оружие у главного героя при себе), и если будут — получится Deadly Premonition, что не обрадует ещё и её создателя Swery.
Вторая проблема в том, что события и диалоги в демоверсии полностью скопированы из сериала, ни шага в сторону. Интересность такой игры крайне сомнительна.
Мнения игроков разделились: одни мечтают о том, чтобы демоверсия выросла в полноценную игру, другие советуют бросить этот бесперспективный проект и заняться чем-то своим, что можно будет продавать, потому что потенциал у ребят есть. Я присоединяюсь к последним.
Зато на меня произвела впечатление прошлогодняя игра Growing My Grandpa!, это нетрадиционный, непредсказуемый и очень оригинальный боди-хоррор, название которого наводит на мысль о Тамагочи, и не напрасно.
Помимо того, что часть с боди-хоррором выполнена на отлично, очень необычно наблюдать эту кошмарную историю глазами доброй невинной девочки, которая, случайно узнав о невероятных противоестественных научных экспериментах на грани ритуалов, увидела возможность вернуть в свою жизнь любимого дедушку.
В этом октябре вышла Fear the Spotlight, хоррор вcё в той же стилистике первой PlayStation, но в начале ноября разработчики убрали игру из Стима под предлогом доработки — их так удивили высокие оценки в отзывах, что им срочно захотелось её улучшать и развивать вплоть до внедрения нового контента. Очень странно: как будто разработчикам стало стыдно, что в первый раз они не старались, к тому же после перезаливки в магазин можно будет повысить цену, но это мои домыслы.
Геймплеем игра очень похожа на тысячи хорроров на движке RPG Maker, только здесь 3D. Очаровательный ужастик про школу, в которую две девочки пробрались ночью для проведения спиритического сеанса, но что-то пошло не так, и теперь храбрая маленькая ботанша пытается отыскать подругу, параллельно переживая ужасы истории школы и сталкиваясь с собственными страхами. Через записки разработчики умудрились передать атмосферу старших классов: все эти глупые школьные интриги, мелкие страстишки, которые имеют серьёзные последствия, и романтические эксперименты, заканчивающиеся вместе со школой. Составлять по этим запискам хронологию событий и распутывать трагедию прошлого любопытно.
Простая и непретенциозная, эта игра лишена скримеров, основная часть пугающих элементов безобидна, только иногда приходится прятаться от ПирамидоСофитоголового, да и тот после столкновения с ним даёт второй шанс. Большую часть времени занимает перемещение по локациям в поисках ключевых предметов для продвижения по сюжету.
В октябре же из раннего доступа наконец-то вышла WORLD OF HORROR — нестандартная игра по мотивам произведений Дзюндзи Ито. Не знаю, зачем дополнительно упоминают Лавкрафта, как будто его мотивы намеренно вплетали в сюжеты мангаки, если Дзюндзи Ито сам им вдохновлялся, и влияние Лавкрафта и так чувствуется в оригинальных комиксах. Чем спираль, захватывающая мир и разум людей, — не древнее божество? Ну да ладно.
Это одновременно текстовый квест, jRPG и survival horror с 14 персонажами на выбор и 20 историями, которые в каждом прохождении выбираются случайным образом. Однобитная графика, нарисованная в «Пэйнте» (в меню можно выбрать двухбитную и цветовой шаблон на свой вкус), и музыка в стиле чиптюн отлично сочетаются с другими аспектами этой сумасшедшей игры.
Общий сюжет всегда один: в мир проникает зло, местный город погружается в безумие, и чтобы это остановить, нужно попасть на вершину маяка, но его дверь закрыта на пять замков, ключи к которым находятся в конце пяти случайных расследований. Игроку часто нужно принимать решения, по большей части вслепую, и внимательно следить за характеристиками персонажа. Порог вхождения высоковат, да и последствия ваших действий непредсказуемы, с первого раза игру не пройти. Но когда вы пообвыкнетесь и соберётесь с духом (как и в манге, здесь немало шокирующих событий и пугающих, отвратительных изображений), то начнёте мыслить стратегически, проходить подвернувшиеся истории в оптимальном порядке — и одержите эту непростую победу. Хотя смысл не в ней, а в ужасающих приключениях, которые ждут на пути.
Как быстро получить значок распродажи
1. В категории «Любимое дитя» выберите любую игру, установленную у вас на компьютере.
2. Запустите эту игру, сразу выходите.
3. Если у вас нет обзоров, зайдите на страницу этой же игры и в окне обзора поставьте точку, ниже выберите палец вверх или вниз и опубликуйте. Важно: зайдите в этот обзор и удалите его.
Если у вас есть обзоры, в категории «Любимое дитя» выберите игру, на которую у вас есть обзор. Зайдите в этот обзор, нажмите справа «Редактировать», а потом сразу внизу — «Сохранить изменения».
(После этого в категории «Любимое дитя» можно, наконец, выбрать игру, которую вы на самом деле хотите номинировать.)
4. Номинируйте игры в остальных категориях.