Китайский квест с пиксельной графикой в декорациях киберпанка. Бывший полицейский Рекс ведёт размеренную жизнь частного детектива, как вдруг на горизонте объявляется старый враг — серийный убийца, который продолжает своё страшное дело спустя 13 лет.
На дворе 2140 год, общество состоит из людей и роботов, один из которых даже баллотируется в мэры, в подворотнях прячутся умные киберживотные, а на местные улицы давно перестало светить солнце. К сожалению, первопричины каждого из этих событий узнают не все игроки. У этой игровой вселенной богатая предыстория, но узнать её можно только из файлов, которые вы собираете по ходу прохождения и складируете в недрах меню.
Это одна из причин, по которым в игре очень много текста, и его не стоит пропускать, ведь смысл атмосферного квеста — в интересном сюжете. Вторая причина — неозвученные диалоги, притом что болтают персонажи постоянно, друг с другом и сами с собой. Кроме того, герою время от времени попадаются объёмные досье с ключевой информацией, необходимой для понимания происходящего. Если учитывать, что в игре доступны только китайский и английский языки, а речь ведётся на более сложные темы, нежели можно выразить лексикой из школьной программы английского, то знание языка (английского или китайского) на хорошем уровне для прохождения обязательно.
К слову, в некоторых местах вам не поможет даже английский, потому что локализация с китайского не обошлась без недочётов. Китайские иероглифы компактнее английских слов, поэтому переведённый текст не помещается на страницах некоторых документов и обрывается посреди предложения.
(Кстати, дата на документе — 31 сентября)
Ближе к концу игры в одном месте и вовсе отказывает управление, если у вас выбран английский язык: такой вот критический баг локализации. (Это о корабле Destiny Fire: перед злополучной катсценой нужно в меню переключиться на китайский, а после неё вернуть настройки на место.) Я не говорю уже о встречающихся опечатках, корявых грамматических конструкциях и строчках, залезающих на портреты персонажей в диалогах. Перевода на русский ждать не приходится, поэтому придётся работать с тем, что есть.
Вряд ли вы мечтали посмотреть на будни Адама Дженсена, который после инцидента открыл своё детективное агентство и завёл дружбу с по-человечески умным котом, но теперь у вас есть эта возможность. А вот если вы ищете нуар, то лучше поискать в другом месте, ведь здесь от него лишь вечная ночь над городом да полы пальто Рекса, развевающиеся на ветру. Правда, последние делают это и внутри помещений, так что мрачный задумчивый настрой вам не светит, пока вы не отсмеётесь и не привыкнете ко всем подобным огрехам. (К ним относится и манера детектива прыгать с руками в карманах.)
В целом игра выглядит симпатично. Пиксельные локации очень детально прорисованы, предметы легко различимы и понятны, а современные визуальные эффекты и динамическое освещение заметно украшают картинку. Музыка отлично вписывается.
Что до геймплея, то, помимо диалогов и взаимодействий с предметами, в игре много головоломок разной степени сложности. Приятно, что они логичные: пусть не сразу, но всё решается, если подумать и попробовать варианты. Также есть несколько экшн-сцен, сильно напоминающих пару моментов из Technobabylon (ещё один квест, который стоит пройти, если вам понравится Tales of the Neon Sea): просто продумать последовательность действий недостаточно, нужно ещё и выбрать для них нужный момент, чтобы избежать опасности. Стрельбу — и ту превратили в мини-игру.
Есть квесты с пиксельхантингом, есть без, а эта игра прямо восстаёт против данного приёма. Все ключевые предметы выделяются рамочкой, когда проходишь мимо них, и сверху пишется кнопка, которую нужно нажать для взаимодействия.
Разумеется, в детективе не обошлось без такого элемента детективного расследования, как осмотр места преступления. От игрока требуется лишь найти ключевые точки на экране, но Рекс действительно применяет дедукцию и разъясняет, какие выводы следуют из увиденного. Например, преступник постарался над изображением ритуального круга, а потом дважды наступил на него ногами и испортил границы — это важная зацепка, и Рекс объясняет, почему.
Несмотря на некоторые ляпы, получалась цельная захватывающая детективная история, но кто-то из разработчиков решил вставить куски, где нужно играть за кота. Этот кот живёт по соседству и часто выручает Рекса, но никто не объясняет, почему он настолько умный, что даже умеет читать. Этот персонаж вклинивается в повествование, не просто чтобы полазать по вентиляции и решить пару головоломок — в начале игры он становится участником отдельной, не связанной с сюжетом абсурдной истории, после которой сложно собраться с мыслями. Когда игра вновь переключается на Рекса, он как ни в чём не бывало размышляет, что за галлюцинации посещали его пару минут назад, а вы с удивлением вспоминаете, что до эпопеи с мафиозными кошачьими кланами и поиском «крота» с помощью жирафа из фольги действительно была какая-то любопытная завязка человеческого детективного сюжета. Эти моменты отчётливо показывают, что куски с котом инородные и лишние.
Помимо неуместной кошачьей клоунады у игры есть и обратная крайность: хоррор-составляющая. Так и не скажешь, что в этой истории найдут место кровь, мясо и генетические эксперименты в духе «Томиэ» Дзюндзи Ито. Всё это живописно изображено и описано, спасибо, хоть скример только один, и тот безобидный.
Несмотря на некоторые недостатки, эту игру стоит пройти если не ради атмосферы футуристичного киберпанка, то ради детективного сюжета и головоломок.
Мысли вслух со спойлерами
СПОЙЛЕРЫ! Читать эту часть рекомендуется только в тех случаях, если вы эту игру уже проходили, или если проходить не собираетесь, или если каким-то волшебным образом спойлеры никак не повлияют на ваши впечатления от игры, которую вы когда-нибудь будете проходить.
1. В одном обзоре игру хвалят за нешаблонный киберпанк: «Это всегда примерно одна и та же смесь — мегакорпорации (транснациональные разумеется), социальное неравенство (обязательно жёсткое), мафия (азиатская — без вариантов), хакеры (нередко те ещё неудачники), подпольные группировки ну и прочее. Всё это всегда в центре. <…> Так вот. Тут всего этого нет!»
Извините, а как же огромный китайский квартал, управляемый мафией? И целых два вида социального неравенства: люди и роботы, рабочий класс и богачи? Роботы здесь — низший слой населения, многие люди их презирают, вешают плакаты «Здесь роботам не рады». А богачи построили над городом новую столицу, перенесли в неё экономический, политический и прочие центры и буквально перекрыли доступ к солнцу — правительству нет дела до обычного народа. А вокруг взлома роботов (хакерство) вообще-то вертится сюжет. Разве что мегакорпораций не видно, а так всё на месте.
«Вернее, есть, но оно идёт как бы фоном», — поправляется автор. Так-то лучше. Действительно, на первое место в сюжете выходит противостояние детектива и преступника, который много лет считался мёртвым, но внезапно снова заявил о себе, а вся предыстория и подробности о мире будущего, как я уже писала, подаётся в дополнительных материалах.
2. Образ Ноа — главного злодея — показался мне свежим и любопытным. Привычными уже стали образы харизматичных гадов, разумных злодеев-карателей, поехавших маньяков-убийц и безумных религиозных фанатиков, но Ноа, как мне кажется, не попадает ни в одну из этих категорий. Изначально это был умный человек со страшной генетической болезнью, из-за которой у него отслаивалась кожа и отказывали внутренние органы. Когда он начал убивать и сооружать из трупов ужасные статуи с религиозным подтекстом, полиция записала его в религиозные фанатики, мол, он наказывает тех, кого считает грешниками. Под конец игры, когда удаётся с ним поговорить, он и сам подтверждает эту версию: одну убил за высокомерие, других — за потворство низменным желанием, третьих — за ложь… Только убивал он как грешников, так и их жертв: случайно оказавшегося рядом робота-прислугу, измученных рабов и девочку, от которой, собственно, родители скрывали её генетическую болезнь. Ноа пытается как-то объяснить это соблюдением равновесия, но всё не в кассу, не клеится эта версия.
К тому же с каждого места преступления он забирал у одной из жертв какой-нибудь орган, который затем пересаживал себе вместо отказавшего. И параллельно с этим он работал над лекарством от своей болезни — у парня научный склад ума, а не мистический. Он изобрёл машину, которая может перемещать сознание и воспоминания из одного тела в другое, научился на расстоянии управлять роботами, чтобы действовать их руками, клонировал почти идеальное человеческое тело без следов болезни, пытается создавать биомеханоидов — всё это с оговорками и недостатками, но ведь он действовал практически один, для одиночки это впечатляющие результаты. Ещё бы направил эти старания в полезное русло.
Так что, наверное, изначально он скрывал истинные причины убийств под маской религиозного фанатизма, а затем из-за болезни и постоянных неудач спятил и действительно поверил в свои религиозные мотивы. По крайней мере, эта версия не противоречит материалам игры. (Привет, я Leeloo2525, и я латаю сюжетные дыры.)
Благодаря свежему злодею свежей смотрится и реакция главного героя. Потому что обычно этот диалог звучит так: «Я убил этого гада, повесил на видном месте и рассказал миру о его злодеяниях, чтобы очистить от него мир и чтобы другим было неповадно», — «Убивать людей нельзя, что бы они ни сделали, это ты тут злодей», — и лично мне в подобные моменты неловко за героя, потому что «злодей» эффективно действует там, где бессилен недостаточно суровый закон, и не убивает он, а ликвидирует, а герой ему мешает. Рексу же не приходится пускаться в раздражающие паладинские разъяснения, он бьёт по фактам и уличает Ноа в лицемерии. Таким образом, злодей справедливо вызывает неприязнь, а герой — симпатию, никаких заигрываний с моралью, как это модно в западных сюжетах, китайцы сделали всё правильно. (Как мне надоели эти новые взгляды на известных злодеев — а давайте посочувствуем мачехе Спящей Красавицы, а давайте найдём оправдание Круэлле… Алло, она убивает щенков ради шубы, такой человек не может быть хорошим.)
3. Концовка игры подчищает сюжетные хвосты, но намеренно оставляет загадку с роботом по имени Брейден. Он просит Рекса найти свою пропавшую подругу, притом что пропажа людей и роботов в последнее время стала обычным явлением. И Рекс действительно её находит, ей отводилась важная роль в планах Ноа. Спустя какое-то время она приходит в себя, восстанавливает память, но так и не может вспомнить, кто такой Брейден. Потому что она его не знает. Однако он представляет её детективу именно своей подругой и очень просит найти. В сообщении она у него ещё и партнёр — либо по жизни, либо они просто работают вместе, в любом случае она должна его помнить, если знает.
Я искала в интернете чужие мнения на этот счёт, но без толку. Проблема осложняется тем, что в игре имя робота написано двумя разными способами: «Brayden» и «Braden», — а раньше, судя по старым видео, был и третий: «Bareden», — поэтому персонаж ищется плохо. А ещё тем, что игра непопулярна, и никто из игравших не заинтересовался этой загадкой.
У меня есть теория. Ноа сказал, что устройства в головах роботов разработал не он — они уже были там, он лишь использовал их в своих целях, и за тьмой в виде Ноа скрывается ещё большая тьма, о которой никому не известно. То есть существует ещё как минимум один злодей, который что-то замышляет. Возможно, Ноа мешал планам этого злодея, и тот решил пустить детектива по его следу — дать наводку на пропавшую девушку-робота. Брейден относится к этому злодею, а может, и сам им является. Правда, Рекс и без этого вышел бы на след Ноа, потому что вскоре тот сам с ним связался.
4. В самой игре разработчиком значится Palm Pioneer, но в Стиме указаны другие разработчик и издатель. Я не нашла на этот счёт внятной информации, но что-то подсказывает, что намеченного в прологе продолжения можно не ждать. А было бы здорово.