Найти в Дзене
Leeloo2525

Tchia. Обзор игры

Оглавление

Противоречивая игра о девочке с волшебными способностями в Новой Каледонии.

Над игрой будто бы трудились две разные команды. Первая предоставила многообещающие наработки и несколько интересных игровых механик — почти до самого конца игры появляются новые элементы геймплея и обязательные туториалы к ним. Но в какой-то момент пришла вторая команда, которая решила, что хватит стараться, что игроки обойдутся без баланса, — и поспешила отполировать незавершённый проект ЛГБТ-повесткой. Казалось бы, демонстрировать однополые отношения и флаги всевозможных трансов неуместно, когда игроку только что рассказывали об обычаях древних племён, которые начинают диалог с обмена дарами, вырезают из дерева идолы и извлекают музыку из сухого папоротника, но разработчиков это противоречие не смутило.

-2

Баланс? Какой баланс?

После обещаний о приключениях в дикой природе островов вас сразу бросают в мегаполис: в небо устремляются громадные небоскрёбы, по асфальтированным дорогам ездят машины, всюду идут стройки. В перспективе Тчиа сумеет лазать по любым поверхностям, раскачиваться на деревьях и отталкиваться от них ввысь, плавно спускаться с высоты на плетёном платке, как на парашюте, нырять глубоко под воду, — но поначалу девочка мало на что способна, так как ей не хватает выносливости. Поэтому, чтобы не умереть от усталости, пока взбираешься на жалкое деревце, некоторое время придётся гриндить специальные плоды. По пути от одного искомого растения к другому вам будут попадаться ящики с косметическими предметами, разбросанные по всему острову плетёные безделушки, также впоследствии обмениваемые на косметические предметы, вражеские лагеря со спрятанными под грудами тканей косметическими предметами и т. д. — так и пролетает время в игре. С прохождением сюжетной кампании можно не спешить, она довольно короткая.

-3

Одна из особенностей игры — возможность вселяться как в живых существ, так и в неживые объекты. Птицы помогают быстро преодолевать по воздуху большие расстояния, собаки и крабы нужны для побочных миссий с поиском сокровищ, но вселяться в остальную живность можно разве что для развлечения. В качестве маскировки во вражеском лагере этот приём не работает.

Бои получились слишком простыми. Стелса нет, врагов берёт только огонь, так что вы очень быстро находите нужную тактику и используете её до конца игры.

Здесь есть мини-игра с готовкой, но единоразовая, остальные активности можно повторять снова и снова в дополнительных заданиях. Зато ритмичных музыкальных мини-игр, наоборот, слишком много, их поместили в каждую главу, будто это симулятор музыканта, а не Just Cause на минималках. Благо эти задания можно сбросить и просто посмотреть сопровождающие их ролики, зачастую весёлые и интересные.

-4

Есть замечательный режим фотографирования, который включает центрирование объекта, приближение и отдаление, фокусировку, — но он применяется всего дважды: в первый раз — во время обучения, и второй — для прохождения сюжетной миссии. Если вы сами не проявите любознательность, то даже не заметите такие дополнительные опции, как задержка съёмки на несколько секунд и использование штатива.

Во время путешествий от одного острова к другому на плоте абсолютно нечего делать. При этом иногда вам включают воодушевляющую музыку, а иногда нет, и вы плывёте в полной тишине.

-5

И, конечно, баги. Враги застревают в текстурах, рыбы выбрасываются на берег, птиц притягивает к воде, откуда они не могут выбраться — если долго сидеть на одной локации, в ближайшем водоёме их скопится штук 15. Это только самое критичное.

-6

Что касается графики, то в игре неплохое освещение и красивая вода, но всё остальное выглядит посредственно: облака просто нарисованы и не меняются, на горах вообще будто текстуры не прогрузились. При этом игра очень требовательна к ресурсам компьютера при любых настройках графики, а высокие настройки не слишком облагораживают картинку. Как минимум во время дождя вы обязательно столкнётесь с лагами, которые сильно портят впечатление от прохождения, а о плавном перемещении на высоте птичьего полёта можете не мечтать.

Люди выглядят совсем плохо, особенно Тчиа. Некрасивое стилизованное лицо, мальчишечья фигура и движения. Для неё можно насобирать огромное количество всевозможной одежды, но сносно она выглядит только в платьях и всего с парой женских причёсок. Зачем игрокам дали возможность одевать и причёсывать героиню под мальчика, отдельный вопрос.

-7

«Игра, вдохновлённая Новой Каледонией»

Нам собирались показать особенную природу Новой Каледонии, но придётся довольствоваться неправильными мангровыми зарослями, сосновыми рощами, одним очень высоким деревом и бесчисленным количеством пальм, остальные деревья сливаются в непримечательный зелёный массив. А ведь в реальной Новой Каледонии встречается немало уникальных растений, знакомство с которыми при желании можно было бы и в сюжет вписать. ЛГБТ же вписали. В результате даже в Mad Max, действие которой происходит в пустыне, биомы отличаются сильнее, чем биомы тропических островов в Tchia.

-8

С животным миром дело обстоит лучше: здесь водятся типичные для этих мест гекконы, каледонские вороны, звонкая наземная птица кагу, специфический новокаледонский плотоядный голубь, летучие лисицы — в общем, с особой фауной этих мест игра знакомит охотнее. Кроме того, в игре можно встретить всевозможных кошек, собак, кабанов, оленей, дельфинов, акул и множество видов рыб, которые встречаются и в других частях света.

Однако упущен просто колоссальный обучающий потенциал. Из какой-нибудь «Нэнси Дрю» вы узнаете о традициях, флоре и фауне посещаемой страны больше, чем о Новой Каледонии — из «игры, вдохновлённой Новой Каледонией». Причём в «Нэнси Дрю» информация полнее, а подаётся интереснее — в виде головоломок: прочитай описания пород новозеландских овец и расставь правильные таблички у их чучел, прогуляйся по гавайским джунглям и идентифицируй растения по рисункам из инфомата; по сравнению с Tchia «Чудовище пещеры Капу» — идеальный пример того, как нужно популяризировать острова, чтобы привлечь больше туристов.

-9

Если вы заинтересуетесь дополнительными материалами и найдёте запрятанные в дальний угол меню информационные карточки о флоре и фауне Новой Каледонии, то обнаружите лишь короткие статейки со стилизованными рисунками. Это очень странно. Раз уж в игре есть нечто вроде энциклопедии, нужно было написать о каждом растении и животном нормальные познавательные статьи с фотографиями, а не огрызки типа пересказов для ленивых.

-10
В той же Mad Max описания вымышленных локаций и гонок — и то написаны подробнее и интереснее (гонки описаны в стихах!). «Часто их ствол склоняется в сторону экватора, почему — неизвестно». Вообще-то есть гипотезы, почему, спорю, и легенды об этих деревьях есть. Но кому это надо?..
В той же Mad Max описания вымышленных локаций и гонок — и то написаны подробнее и интереснее (гонки описаны в стихах!). «Часто их ствол склоняется в сторону экватора, почему — неизвестно». Вообще-то есть гипотезы, почему, спорю, и легенды об этих деревьях есть. Но кому это надо?..

Спорный сюжет

Очень коробит отношение островитян к своему жуткому правителю: народ боится его, но не собирается ничего предпринимать. Тчиа путешествует по разным деревням, и сам собой напрашивается сюжет, в котором девочка собирает альянс для борьбы со злом, однако каждый новый встреченный глава деревни при виде маленькой девочки, отчаянно пытающейся спасти остатки своей семьи, лишь качает головой, произносит: «Хочешь бороться с Меаворой? Берегись его, он плохой человек», — и как ни в чём не бывало возвращается к своей жизни. Благо здесь не проводят параллели с политической ситуацией в какой-либо стране и не призывают к перевороту: этот персонаж буквально ест младенцев, он — само зло, существующее чисто ради конфликта в произведении, как это бывает со злодеями в детских сказках. Только вот в детских сказках близкие персонажи не мрут как мухи в каждой главе. Здесь вообще порой происходят такие жуткие вещи, что не верится.

-12

Если убрать сцены кровопролития и убийств, получится отличный мультфильм в духе Disney и Pixar: музыкальные номера, шутки и приключения в тропическом сеттинге, — тем более что простота геймплея и низкая детализация окружения говорят о том, что это игра для детей. Но разработчики решили остановиться на разнородной смеси для не пойми какой аудитории, где юмор строится на спорных вещах вроде курицы с отрубленной головой, и смотреть на это как минимум неловко. Под конец игра становится крайне мрачной, а по завершении сюжета, когда вы хотите выбросить из головы печальную историю и просто подчистить все хвосты в собирательстве, вам дают задание: навестить могилы павших друзей.

Светлая сторона

Вместе со всеми перечисленными недостатками в игре много и хорошего. Взять, к примеру, интересные и разнообразные испытания на прокачку силы души: то воздушная гонка на мифической летучей змее, то прохождение полосы препятствий в теле кривого шара, то трёхмерные крестики-нолики — невозможно предугадать, что вас ждёт за очередной дверью, и эти испытания никогда не разочаровывают. Поиски зарытых сундуков по нарисованным от руки картам с подсказками в духе Black Flag — вообще отдельное захватывающее приключение. А как вам шанс вытащить из автомата какой-нибудь уникальный рюкзак? Это снова активность с косметическими предметами в качестве вознаграждения, но процесс их добычи увлекает. Забавно, что, пока вы сосредоточенно двигаете механическую клешню, рядом может возиться кошечка, всячески привлекая ваше внимание: то пронесётся мимо с мяуканьем, то начнёт сладко потягиваться.

-13

В подобные моменты этой игре цены нет, но, к сожалению, другая её половина унылая и даже немного выматывающая. Бросать её на полпути не хочется, но и причин расхваливать её нет. Жаль, что хорошая задумка и богатый потенциал разбились о современную повестку и тенденцию не стараться.