Один из лучших симуляторов жизни на ферме, способный увлечь на десятки, а то и сотни часов.
Ремарка: симуляторы фермы давно выросли в нечто большее — в целые симуляторы жизни. Так как в них, помимо других занятий, обязательно присутствует фермерство (пусть и не на первых ролях), я условно называю этот жанр симулятором жизни на ферме.
Знаю, какой вопрос сразу возникает у любого поклонника этого жанра: какова эта игра по сравнению со Stardew Valley? С этого я и начну. Kynseed — это как четыре Stardew Valley, да ещё с мини-играми, бизнесом и наследованием.
Огромное количество разнообразного контента отражено на экране главного меню игры.
Здесь 82 именных неиграбельных персонажа и 37 локаций с вручную нарисованной местностью, домами NPC, уникальными для этих мест ресурсами, местами для ловли рыбы, плюс ещё несколько локаций открываются по мере прохождения сюжетных квестов. Битвы с чудищами в лесах с несколькими уровнями сложности, три вида бизнеса, мини-игры и различные активности, 77 рецептов блюд и 22 рецепта лекарств, а количество всевозможных фруктов, овощей, трав, цветов, видов рыбы и прочих вещей, которые вы будете собирать и применять в крафте, я уж считать не буду.
Насчёт лекарств: это в книге записаны 22 рецепта, а если во время приготовления вы измените ингредиенты, то откроете другие разновидности снадобий с другими соответствующими им картинками. Выкованные из разного металла инструменты одного и того же вида различаются не только цветом, но и внешним видом, а также свойствами. Я ещё не видела подобной проработки в играх этого жанра, так что Kynseed сильно выделяется на фоне других аналогичных игр.
Кроме того, разработчики попытались воплотить смелую идею со старением персонажей и таким образом сделать игру бесконечной. Я знаю, что и в Stardew Valley кто-то играет годами, всё сложнее обустраивая ферму и наращивая капитал, но представьте, если бы вместе с этим вокруг сменялись поколения NPC, а с ними менялся и управляемый вами персонаж. Почти каждый год в четырёх деревнях кто-нибудь рождается, женится или умирает, модельки подросших персонажей меняются в соответствии с новым возрастом, и в любой момент вы можете сменить главного героя игры на кого-то из его детей или случайно выбранного человечка с новыми характеристиками. При этом если ваш прежний герой при жизни выполнит определённые задания, то его последователь получит прибавку к своим характеристикам. Количество этих заданий с каждым разом увеличивается, таким образом каждое новое поколение становится всё сильнее.
К большому сожалению, этот аспект игры требует доработки. Со сменой главного героя проблем нет, но местные жители очень неохотно размножаются, так что сообщество постепенно вымирает. В ваши магазины всегда будут приходить безымянные NPC из дальних земель, но вот работать за прилавком будет некому. NPC не наследуют знание о цифровых замках, на которые заперты сундуки в домах некоторых семей, и если вы не выведаете код прежде, чем умрёт его владелец, то уже никогда не откроете сундук. Ну а у тех единичных NPC, которым повезло родиться и вырасти в полноценных горожан, не появляется уникальных квестов на дружбу: мелочь, а неприятно. Так что с бесконечностью игрового процесса пока туго, мотать время вперёд не хочется.
Но и без механики наследования игра очень и очень хороша. Даже спустя десяток игровых лет виртуальный мир способен вас чем-нибудь удивить. Невозможно сразу охватить вниманием все активности, конкурсы и возможности вашего персонажа, так что всегда будет на что переключить внимание и чему поучиться, а ведь есть ещё и случайные события. К примеру, вы могли сотни раз слышать от NPC о некоем Щекотке Томе Руки-Крюки (Tickling Tom Hookfingers), так что уже перестали обращать внимание на эти страшилки для детей, но одним осенним вечером вы вдруг поймёте, что это не пустые россказни, и возникнет закономерный вопрос: а что ещё я пока не видел? Много чего.
Необычным образом здесь открывается карта: чтобы убрать «туман войны» с очередной локации, нужно найти на ней один или несколько обелисков и активировать их. Этот подход к разблокированию карты позволяет лучше исследовать локации и повышает ваши шансы найти очередную спрятанную поговорку или точку спауна редкого растения. Поначалу закрытые карты вызывают сложности, но они отпадут, как только вы откроете для себя квестовый указатель: если выбрать какой-либо квест и нажать F1, на экране появится облако блёсток, которое раскрутится в нить и полетит в нужном направлении, указывая путь. Ну а когда у вас будет время и желание активировать все камни, вы ещё пожалеете, что их так мало.
Из минусов я отметила бы слабый сюжет. Возможно, всё дело в потрясающей завязке, которая задаёт слишком высокую планку ожиданий, но по завершении пролога наступает странная тишь: ни катсцен, ни каких бы то ни было поворотов сюжета, только постепенное наращивание репутации и накапливание в инвентаре уникальных вещей с очень узкой областью применения. Впрочем, из разбросанных по всему свету книг и диалогов с именными NPC вы будете получать информацию об окружающем мире и его жителях, что тоже интересно.
В мир Kynseed вписан английский фольклор, причём мрачные его стороны. Взять, к примеру, брауни. Если сейчас их образ упростили до милых домовых, которые послушно помогают по дому, то игра напоминает о том, какими они представлялись в английских легендах. За свои услуги брауни ожидает благодарность в виде ежедневного подношения, и если его не последует, то существо обидится и начнёт мстить: сперва сгниют все яблоки, затем свернётся коровье молоко, пчёлы перестанут давать мёд, рыба не будет клевать, и в конце концов брауни начнёт воровать продукты из кладовой. Некоторые мифологические персонажи существуют лишь на страницах местных книг, но многих вы встретите по ходу игры в виде безобидных NPC или лесных врагов. Не обошли вниманием и ритуалы друидов, особенно вам запомнится клетка в форме человека из ивовых прутьев.
И вся эта атмосферная жуть почти поминутно прерывается какой-нибудь шуткой. В игре много юмора, в основном глупого, скабрезного или основанного на игре слов, и в этом есть какой-то шарм. По крайне мере, мне этот юмор «зашёл». Даже когда вы уже знаете, что шутка наверняка будет глупой, она оказывается неожиданной. А описания предметов! Это сплошные каламбуры. Thyme — 10 past 3 («тимьян» читается так же, как «время», и описание отвечает на вопрос, который час); Bluefish — They are orange to fool predators and fish namers (рыба называется синей, а на самом деле она оранжевая). И моё любимое: Luachra — Well pronounced (думаю, большинство игроков, как и я, надолго задерживаются на названии этого растения, пытаясь понять, как оно правильно произносится, и после нескольких неудачных попыток переводят взгляд на описание, а там: «Отлично произнёс!»).
Получается необычная смесь из густой английской мифологии и дедушкиных шуток с горьким налётом фолк-хоррора.
Игру вроде как переводят, но любителям с этим не справиться, нужны люди уровня Дины Орловской, которая перевела стихотворение Льюиса Кэрролла «Бармаглот», состоящее из несуществующей лексики. Сейчас не только нет переводчиков этого уровня — у разработчиков нет на них денег. Вспомним о том, что региональные цены для России гораздо ниже, чем для остальных стран, то есть перевод не окупится, а ещё вспомним, что полмира страдает русофобией, так что его в принципе не станут заказывать. Скорее всего, как всегда, за перевод возьмутся неопытные энтузиасты и погубят все каламбуры. Так что играть надо в оригинале.
О разработке
Игра неизвестно сколько находилась в разработке, затем ещё четыре года — в раннем доступе, и, хотя 6 декабря 2022 года состоялся официальный релиз, её продолжают дорабатывать. У разработчика в планах добавить ещё один вид бизнеса, несколько новых локаций, побочных квестов и мини-игр, возможность перестраивать ферму. Я же пишу о версии 1.0.2.9781 — сразу после доработки кулинарии и до переработки баланса в кузнечном деле.
В Стиме у Kynseed один из самых интересных дневников разработчика, которые я видела. Тексты иллюстрируются не только скриншотами, но и специальными артами и короткими видео в формате Gif. Это очень эффективная реклама игры: если раньше я просто была подписана на новости игры, чтобы лениво следить за обновлениями, то после видео с кулинарными мини-играми — которое не нужно искать или включать, оно само вас находит в ленте и показывает классный элемент геймплея — я и решила, что хочу в неё поиграть.
Если почитать этот дневник, Kynseed на ваших глазах начнёт со скромного, почти не примечательного проекта, обрастёт морем деталей и игровых механик, несколько раз сменит графику, откажется от одних мини-игр и включит другие, и на душе станет приятно, потому что кто-то из современных разработчиков так вдумчиво и увлечённо работает над своим детищем.
Просто в этой игре даже меню хорошо продумано! В разделе настроек диалоговых окон есть превью этого самого окна, каким оно будет, если вы выберете определённую скорость появления букв и степень пикселизации аватарок. Кроме того, можно включить некий режим для стримеров (наверное, он отключает музыку, чтобы стриминговая платформа не банила видео из-за нарушения авторских прав) и даже послушать, как произносится «Kynseed». Последняя опция должна быть в каждой игре, потому что как только эти стримеры и летсплейщики ни коверкают названия и имена.
Надеюсь, игру не забросят в текущем состоянии, а выполнят все намеченные планы по доработке: если её отшлифовать, получится проект, на который впредь будут равняться другие представители жанра.
Скандал с композитором
В истории разработки Kynseed есть чёрное пятно. Драма повторяет случай с одним из разработчиков Night in the Woods. Если очень коротко: некая фанатка игры № 1 обвиняет композитора игры в изнасиловании. Если верить её же словам, то: 1) парень передал разработчикам свою музыку абсолютно бесплатно в надежде немного прославить своё имя и получать заказы от других компаний; 2) девушка живёт в США, парень — в Нидерландах; 3) она сама пригласила его в гости в другую страну, оплатила перелёт, предложила жить у неё и спать в одной постели, сама инициировала разговоры на интимные темы. Похоже на случай, когда девушка просто берёт своё согласие назад, чтобы не казаться себе и другим шлюхой. Или чтобы позабавиться, сломав человеку жизнь. Не в первый раз это происходит и не в последний, ведь наказания за ложное обвинение нет. В случае с Night in the Woods после этого обвинения парень покончил с собой, потому что ни друзья, ни коллеги не стали слушать его версию и начали его активно «отменять», хотя и там в версии «жертвы» ничего не вязалось, а девушка врала и ранее, и её на этом ловили. Здесь тоже началась травля, обсуждения на Reddit тяжело читать — кучка эльфов, которые не могут написать слово «rape» и закрывают одну из букв звёздочкой, чтобы никого не шокировать, мгновенно верят явно ненормальной девушке и требуют уничтожить парня без разбирательств. Эти тупые борцы за женские права скоро добьются того, что люди перестанут верить настоящим жертвам насилия.
Как это сказалось на игре? От разработчиков сразу начали требовать убрать саундтрек и осудить действия композитора. Разработчики долгое время молчали, за что поплатились волной негативных отзывов и постов, которые не касались содержания игры, но всё же обрушили её рейтинг. Возможно, из-за этого инцидента Kynseed не так популярна, как она того заслуживает.
Затем саундтрек всё же заменили. Один из пользователей Стима выразил на форуме недовольство новыми мелодиями, мол, они похожи на временные заглушки, а не на музыку, прежний саундтрек был неотъемлемой частью игры и составлял её атмосферу. За этот пост он получил много наград — это как лайки, только платные, — так что другие игроки разделяют это мнение.
Интересно, какая версия саундтрека у меня. Вроде бы новая. Это какие мелодии назвали заглушками? Музыкальную тему локации Coockoo Wood, такую душевную, что плакать хочется? Или ту, что звучит в мире E’ergreen, прекрасную, как первая любовь? Я с этих локаций порой уйти не могу, потому что хочу дослушать музыку.
Вот так играешь себе, нарадоваться не можешь на половину саундтрека, а тут оказывается, что для кого-то он недостаточно хорош. Удивительно. Я понимаю это как протест против культуры отмены, потому что то, что поклонники выложили на YouTube в качестве старого саундтрека, особых восторгов не вызывает, обычный природный эмбиент.
Хотелось бы узнать правду, но приходится строить предположения.
Впечатления с незначительными спойлерами
Не знаю, сколько часов я провела в игре, но думаю, что около двухсот. Первое время я просиживала в ней по полдня — настолько она захватывающая. Когда впервые открываешь большую карту и видишь все эти не похожие друг на друга ещё не открытые локации, кажется, что их миллион. И везде разбросаны функциональные коллекционки и книги, тут и там попадаются всё новые плоды и травы, которые можно продать или использовать в готовке, вот тебе удочка, вот зачем-то лопата, вот аукцион овец, а вот доска объявлений с оплачиваемыми заказами, Тереза Грин разболтала, что её муж ненавидит клубнику, в реке ты выловил угря, прокачался серп, местный вояка научил драться мечом, NPC зовут прийти на свиные бега, с неба упал метеорит с уникальной рудой, яблоки сгнили, потому что ты забыл оставить подарок брауни; вокруг птички, белочки, ёжики, кроты и олени; очередной рецепт, очередной каламбур, очередная разновидность мини-игры — всё это нескончаемым потоком новых впечатлений.
При этом я видела жалобы на то, что в игре нет ничего интересного, только гринд. Объясняется это тем, что некоторые, по их же признанию, игнорируют половину контента, потому что, например, управление магазином кажется им сложным, а прокачка навыков у Мастеров или обучение детей — ненужным занятием, вот они и отрезают себя от половины игры. Но ничего сложного нет, разбираться в новых аспектах игры интересно, и они открывают пути решения других проблем, которые вы отложили в долгий ящик. Бывали моменты, когда игра начинала меня утомлять, но я вовремя вспоминала, что освоила не все её аспекты, и пробовала что-то новое или возвращалась к уже известному и доводила до совершенства. Например, можно поставить себе задачу подружиться со всеми NPC, чтобы открыть все их сундуки. Или продумать подношения на следующий день Друиды, чтобы с максимальной пользой заниматься фермерством или биться с лесными существами. Найти спутника жизни, пройти недельный обряд перед свадьбой и завести семью.
Кстати, с последним было сложно, я лет десять не могла выбрать своей героине пару, все какие-то дурные или старые. Благо в болотной деревне есть серьёзные персонажи.
Но наблюдать за изменениями в обществе любопытно. Например, меня очень заинтересовала уже упомянутая Тереза Грин. Жили они вдвоём с мужем Исайей, этакие мормоны: «Считаешь, что на тебе нет грехов? Это грех и есть!». Однажды я скормила Терезе достаточно её любимой моркови, чтобы она стала мне подругой и призналась в своём кризисе веры: бедняга сомневается в том, что справедливость существует, и думает, что зря всю жизнь была праведницей.
Заданием на этом этапе дружбы стало сводить её в несколько мест — посмотреть красоты мира. Мест было пять, все очень далеко от её дома, а она почти никогда не выходила за пределы деревни, в общем, одной ей было бы опасно. Мы ещё и ночью пошли. Я не следила за календарём, а это оказался последний день зимы: в полночь меня призвал Фэйрвезер и потребовал причитающийся ему год моей жизни. Получается, я бросила Терезу посреди ночи в незнакомом лесу и исчезла на целый год! Как она добралась домой? Что она подумала? К ней только начала возвращаться любовь к жизни… По возвращении я, конечно, первым делом закончила этот квест.
А потом однажды из деревни исчез её муж. Видимо, умер. Никто об этом не говорил, даже Тереза, это сделало её образ ещё печальнее. А когда я проштрафилась у Фэйрвезера ещё на два года, то из ежегодного отчёта в почтовом ящике с удивлением узнала, что за это время она вышла замуж за Эша Брауна — дуралея, который ест насекомых, младше неё на 32 года. Я даже проверить пошла — да, Эш действительно переехал к Терезе, спит в бывшей постели Исайи. Видимо, это такой суровый рандом, но как интересно придумывать подобным событиям обоснование! Тереза справилась со всеми невзгодами и живёт дальше, нашла любовь в неожиданном месте.
Интересно было примерить на себя роль владельца бизнеса. Это заставило задуматься о том, полезно ли для общества, когда разные предприятия находятся в руках разных людей. Вот у меня есть магазин. У продавцов хороший график и достойная зарплата, которая со временем растёт, потому что они набираются опыта и продают больше товара. В общем, у работников отличные условия, у меня отличные продажи, а у людей отличные продукты. Чистая прибыль за неделю — 1200.
И тут я покупаю кузницу. Точно так же устанавливаю работникам достойную зарплату и хороший график, и если кузнец не успевает со срочным заказом, то сама помогаю в кузнице. Здесь у всех есть фермы, люди не могут не обращаться в кузницу за инструментами, но этот бизнес не настолько прибылен, как магазин, и в конце недели я получаю убыток: –200. Можно было бы урезать зарплаты, поднять цены или понизить качество используемой руды, и пусть я тогда выйду в ноль или получу какую-то прибыль, но все будут недовольны. Людям нужны качественные инструменты, а кузнец достоин хорошей оплаты труда, поэтому я просто мирюсь с этим и покрываю убыток от кузницы прибылью от магазина. Мне не надо несметных богатств, я просто хочу, чтобы люди были всем обеспечены и довольны.
Будь у магазина и кузницы разные владельцы, последняя бы работала отвратительно, чтобы выходить в плюс. Так и происходит сейчас в реальном мире. Каждый производитель берёт самое дешёвое сырьё, эксплуатирует работников, нарушает требования охраны труда и ГОСТы. В результате, например, колбасу и сосиски невозможно есть — они не только невкусные, но и опасные для здоровья (зато не стоят, как самолёт). Хорошие колбасные изделия всегда было невыгодно производить, однако во времена СССР это были вкусные и качественные продукты, доступные людям и бесплатно раздаваемые школьникам в обед. Убытки от их производства покрывались из прибыли от других предприятий. Всё делалось для людей, а не ради чьего-то обогащения.
Вряд ли у разработчиков Kynseed были намерения продвигать идеи социализма, но тем не менее.
Этот элемент игры также породил ряд забавных историй.
1. Как-то раз с неба упал метеорит, и я собрала с него несколько кусков редчайшей руды лучшего качества. Из нескольких кусков я выковала себе потрясающий меч и щит, благодаря которым впервые смогла победить лесных чудищ, было эпично, но не суть. У меня остался единственный кусок этой руды, и я не спешила отдавать его в кузницу, пока не увидела, что выходит срок заказа от местного старика, который желает себе из этого материала ведро. Можно было оставить бесценную руду на полке и надеяться, что кузнец сделает именно ведро (инструменты куются рандомно), но я решила не рисковать. Расталкивая работников со словами «Вы не так сделаете, я сама», я принялась ковать ведро, но не так накалила металл, пару раз не туда ударила молотом и уничтожила руду.
2. По мере работы каждый бизнес получает очки прокачки. Как-то раз мне хватило очков на большие ящики товаров, которые я заказывала для продажи. Цена большого ящика выше, чем маленького, и по невнимательности я думала, что в большом ящике большее количество товаров, так что быстро забыла о предстоящей доставке и играла себе дальше. В частности, искала радужные грибы качеством хотя бы на три звезды, но мне удавалось добыть только одно- и двухзвёздочные. Захожу однажды в свой магазин, а там на прилавке лежат четырёхзвёздочные радужные грибы! То же с волшебными сливами, рыжими ягодами и другими редкими вещами. Оказывается, большой ящик содержит те же десять единиц товара, но это товар лучшего качества. Я скорее сгребла всё это богатство с витрин, пока его не раскупили (один NPC как раз шёл к продавцу с заказом на грибы), разложила на освободившиеся полки первую попавшуюся рыбу, чтобы не пустовали, и ушла — готовить из полученных ингредиентов первосортные блюда. Представляю, как удивился продавец. Но потом он привык, потому что я стала регулярно совершать подобные налёты.
3. Мне нравится экспериментировать с приготовлением лекарств, но готовить их можно, только когда аптека закрыта. То есть по ночам я захожу в одну из своих аптек и играю в химика, намешиваю слабительные, которые вызывают галлюцинации, зелья от меланхолии, вызывающие слабость и сонливость, и прочие гремучие смеси, а пришедший утром на работу аптекарь вынужден как-то всё это сбывать. Ещё смешнее эта ситуация оттого, что у моей героини низкий уровень интеллекта. У всех трёх её детей, включая новорождённого младенца, этот показатель выше.
О бесконечных играх
Я провела в Kynseed полтора реальных месяца и только тогда пресытилась ею. Осталось несколько внутриигровых достижений, вот они реально гриндовые, и мне без них вполне комфортно.
Я считаю, что невозможно создать однопользовательскую игру, в которую захочется играть бесконечно, так что полтора месяца увлечённой игры — великолепный результат. Особенно учитывая то, как быстро заканчивались предыдущие игры, которые я выбирала. Я ведь даже стала их записывать, чтобы вообще не забыть, что какая-то игра была в моей жизни — слишком они все мимолётные, некоторые приходится намеренно растягивать больше, чем на один вечер.
Ближе всего к званию бесконечной игры на одного для меня оказались:
• The Binding of Isaac: Rebirth (322 часа, всё ещё не пройдена на 100%, и спустя какое-то время в неё хочется вернуться, так как это рогалик, там каждый раз всё по-другому);
• Darkest Dungeon (194 часа, остался сложный режим, и это тоже рогалик, каждый раз всё по-другому);
• FTL: Faster Than Light (134 часа + незафиксированное время до Стима; рогалик);
• Skyrim (138 часов, игра не пройдена до конца, я увлеклась побочными квестами, там столько контента! Пока всё пройдёшь, захочется начать сначала).
Из симулятора жизни на ферме рогалик не сделаешь, играм этого жанра остаётся идти по пути «Скайрима», что Kynseed и попыталась сделать. Но если механика размножения NPC будет работать как надо, это тоже будет заявка на бесконечность. Конечно, для тех, кому не надоедает всё время играть в одно и то же.