Найти в Дзене
Leeloo2525

Премия Steam — 2024. Хорроры

Оглавление

Формирую собственный список лучших игр года без оглядки на популярные проекты и рассказываю о своём игровом годе. Всего в этом посте подробно или коротко описано 19 игр.

Мои предыдущие записи:

Премия Steam — 2023
Премия Steam — 2022
Премия Steam — 2020
Премия Steam — 2019
Премия Steam — 2018
Премия Steam — 2017
Премия Steam — 2016

Люблю я хорроры, но странною любовью. Не могу сама в них играть, но мне крайне интересны их сюжеты и атмосфера, поэтому наслаждаюсь ими издалека, через чужие видеопрохождения и эссе. На YouTube я подписана на несколько зарубежных каналов, у авторов которых разный взгляд на игры и почти не пересекающиеся подборки, благодаря этому я держу руку на пульсе инди-хорроров и близко знакомлюсь с их жуткими историями, не играя в них.

И в этом году у меня такой улов понравившихся хорроров, что данный выпуск рубрики я сделала тематическим. Написала о понравившихся играх и попыталась раскидать их по категориям: одни легко нашли свои ячейки, с другими были сложности, так как они либо никуда не подходят, либо подходят сразу для нескольких категорий (например, Echostasis можно поставить сразу в четыре, а то и пять).

Игры-номинанты 2024 года

1. Игра года. Echostasis

Трагическая интерактивная история об антиутопическом будущем с массовым погружением человеческого сознания в цифровое пространство, в центре которой оказалась одна американская семья. Мне кажется, львиная доля игрового опыта здесь приходится на то, чтобы понять, что происходит, поэтому в детали вдаваться не буду, хоть и хочется.

Для лучшего понимания истории необходимо прежде пройти предыдущие проекты разработчика: Enigma Machine, Mothered и Mothered: Home (псевдо-демка в сборнике Haunted PS1 Demo Disk: Spectral Mall), некоторые игроки также настаивают на прохождении Echostasis Prologue. Это, наверное, единственное, что мне по-настоящему не понравилось: хотелось бы узнать всю историю на месте, а не прыгая по другим проектам автора, в которых может не нравиться сеттинг или геймплей. Я, например, из всей антологии хорошо знакома только с Mothered, благо заботливый летсплейщик по ходу прохождения пояснял, каких кусочков информации может не хватать зрителю и где эти сведения можно было почерпнуть.

-3

Порог вхождения в Echostasis высочайший: сюжет бросается с места в карьер, а после неочевидного туториала, в котором непривычно всё от графики до геймплея, вас ставят за электронный терминал с огромным количеством текста, который по частям нужно самостоятельно добывать путём ввода в консоль ключевых слов. Но когда во всём этом разберёшься — ух!

Специфическое визуальное воплощение игры делает происходящее похожим на сон, что очень уместно и атмосферно, но этот стиль и отталкивает, так как зачастую сложно понять, что вы видите на экране. Логично, что в самых эмоциональных сценах интенсивность графических эффектов зашкаливает, но это затрудняет даже передвижение, притом что у вас тикает счётчик времени: не справитесь с текущей не названной задачей за отведённые пару минут — «уровень» начнётся заново. Спустя несколько недель после выхода игры разработчик подкорректировал условия игры: теперь счётчик останавливается, хотя бы когда вы не двигаетесь и не оглядываетесь по сторонам, а первые желающие поставить точку в интригующей истории проходили игру на хардкоре.

Музыка в терминале бесподобна, особенно в контексте игры, когда ощущаешь себя внутри виртуального пространства и осознаёшь всё то, что произошло в сюжете к этому моменту. Остальные мелодии саундтрека очень разнообразны: расслабляющие и напрягающие, ностальгические и вызывающие мурашки, синтвейв и звенящий эмбиент… Да и в целом работа со звуком в Echostasis вызывает уважение. Опять же, в контексте игры даже искажение звуков в киберпространстве получает эмоциональную окраску, и каждый сам может подумать, почему в том или ином месте представлены именно эти неожиданные звуки, и наделить их смыслом.

Хоррор-составляющая очень деликатная, я бы сказала, благородная. Тихий киберхоррор. Мне кажется, здесь ни единой шутки, ни единой отсылки к развлекательным произведениям, которые бы уничтожили настроение игры, и это очень ценно.

2. Игра года в виртуальной реальности. Coagulation Station

Этой игры даже нет в Стиме, а у меня нет шлема виртуальной реальности, но категория сама себя не закроет, поэтому дежурно номинирую какую-то ерунду, а в блоге рассказываю о достойном хорроре, который бы потрясающе ощущался в VR.

Мне кажется, это идейный продолжатель Iron Lung: если вы ищете что-то подобное, очень рекомендую.

Чтобы расплатиться с долгами, вы берёте смену на буровой установке посреди единственной во Вселенной живой планете. Земляне колонизировали этот гигантский мясной шар и ежедневно выкачивают из его озёр-артерий кровь, чтобы производить продукты питания для колонии. У вас есть норма добычи «продукта» и сжатые сроки, уложиться в которые — вопрос жизни и смерти.

-4

Сочетание космического хоррора и специфического чёрного юмора сделало из игры нечто особенное, добавьте к этому набирающую моду эстетику ржавчины. Также стало очевидным появление захватывающего поджанра хоррор-игр — работа с людоедскими условиями труда: вброшу в этот список Voyager 19 и Descending. Последняя ещё и очень похожа на эту игру. Если не ошибаюсь, с выходом Coagulation Station связана дата 5 августа 2024 года, Descending же появилась на itch.io 24 августа. Маловероятно, что кто-то у кого-то подсмотрел. Мне кажется, просто отторжение принципов трудовой эксплуатации давно витает в воздухе и добралось даже до нишевых игр.

И я всерьёз считаю, что эту игру можно показывать на курсах инженеров по охране труда и технике безопасности с заданием найти все нарушения, а на курсах по управлению персоналом — предлагать идеи по их устранению. Нам в колледже иногда задавали просмотр фильмов о школе, чтобы мы анализировали педагогические приёмы и предлагали что-то своё — так и в этом шокирующем хорроре я вижу умный аллегоричный материал с великолепным обучающим потенциалом. Чтобы ни одно предприятие ничем не напоминало работникам эту буровую установку.

А эта смена останется со мной надолго.

3. Любимое дитя. Five Nights at Freddy’s: Into the Pit

Спустя десять лет франшиза родила что-то хорошее. О.о Это двухмерный point-and-click с приятной пиксельной графикой и ностальгическим сюжетом в духе детских сериалов-страшилок «Мурашки» или «Боишься ли ты темноты», с нормальной системой погонь и пряток и несколькими концовками. Миры прошлого и будущего очень любопытны и атмосферны, со всеми действующими лицами интересно разговаривать, и пугает игра по-разному: то нападением аниматроника из-под стола, а то и мрачным осознанием незавидного положения главного героя. Последнее после вторжения в хоррор-жанр P.T. днём с огнём не сыщешь.

-5

Из-за того, что владельцы франшизы так и не отпустили её и это привело к положительному результату, я и поместила эту игру в категорию «Любимое дитя». Но только в блоге, в Стиме у меня там Cat Goes Fishing, так как она больше подходит под критерии отбора, а для этой записи просто жанром не вышла. Из хорроров очередное интересное дополнение, притом условно бесплатное и встроенное, вышло у The Binding of Isaac: Rebirth, но нетрудно выпускать новые материалы с такой огромной популярностью и фанбазой, которая сама штампует идеи и контент, меня больше трогает приверженность одинокого разработчика проекту, в который играют полтора человека.

Очень надеюсь, что долгий неуклюжий путь от комка скримеров через сомнительные фанфики к полноценной игре с нормальной хоррор-составляющей закончен и авторы франшизы не вернутся к корням, а будут развивать её в этом направлении.

4. Лучшая игра на Steam Deck

Ещё одна формальная номинация. Так как Steam Deck — портативная консоль, которую можно взять куда угодно, в том числе в общественный транспорт, здесь, я считаю, важна низкая сложность, лучше даже невозможность проиграть, чтобы не нервничать и не орать в экран на глазах других пассажиров, а просто коротать время в пути за интересным повествованием.

А в плане реакции окружающих при взгляде на экран вашей консоли любой хоррор становится лучшей игрой на Steam Deck. :D Но особенно мне забавно представлять реакцию пассажира, скучающе глядящего вам через плечо и наблюдающего вашу игру, бессильного повесить на это зрелище определённый ярлык: вроде детский мультфильм — но с жуткими глюками в духе одержимой игры из даркнета, вроде визуальная новелла — но временами появляется очень графичная жертва страшнейшей аварии.

В эту категорию я определила сразу две игры. Догадались, какие?

Amanda the Adventurer 2

Прямое продолжение хоррора-головоломки о детской передаче а-ля Dora the Explorer (у нас — «Даша-путешественница»). Поклонники первой части недовольны, я же села в этот поезд лишь на сиквеле и испытываю иные чувства.

Геймплейно игра делится на решение загадок от первого лица в библиотеке и интерактив с записями на видеокассетах, самое интересное — когда эти половины соединяются и нужно искать возможность повлиять на записи из «реального» мира.

-6

Судя по жалобам на форуме Стима, у игры есть проблемы с технической стороной: новое прохождение не начать, пока не удалишь сохранение и не переустановишь игру, вес игры раздут на 2 Гб за счёт не используемых файлов из первой части. И это, конечно, никуда не годится.

Но что касается жалоб на сюжет, вторая часть чётко следует правилу хороших сиквелов: тех же щей, да погуще, влей. Сейчас, когда я видела обе игры, не могу согласиться с заявлением отдельных личностей на форуме, что первая часть была самодостаточной: это был огрызочек истории, который со всех сторон приходилось додумывать игрокам. Сиквел же нарастил на этот каркас «мяса», правда, тоже недостаточно, остаётся надежда на ответы в продолжении.

Здесь иное настроение, нежели в первой части, героиня больше открывается игроку, её переживания становятся глубже. Это уже не просто пугалка злыми криками и жуткими глюками на телеэкране, а история с заявкой на серьёзность, но и прежние полюбившиеся элементы игры остались и замечательно раскрыты в этой части. Пусть хоть каждый год выпускают «жвачку» без концовки, если она будет такой же качественной, но вряд ли сценаристов хватит надолго, предчувствую финал.

Mouthwashing

Интерактивная история в жанре психологического хоррора. Очередной космический рейс по доставке груза превращается в трагедию: корабль терпит крушение, но полученная на днях новость о банкротстве компании говорит о том, что на выручку команде никто не отправится. Может, хоть груз представляет собой нечто полезное, что поможет починить корабль или продержаться подольше?..

-7

Визуал в духе PS1, много разговоров без выбора ответа, озвучки при этом нет. Играть здесь практически не во что, однако я всегда за игроизацию историй: это позволяет виртуально присутствовать на месте событий и проживать хотя бы редкие взаимодействия с окружением.

Дикий хайп вокруг этой игры неоправдан, она просто в какой-то момент стала модной, хотя та же Echostasis уделывает её по многим параметрам. Но если абстрагироваться от оценок в инфополе, в Mouthwashing вы получите неплохой сюжет со сломанной хронологией и по-своему любопытную атмосферу полной безнадёги и сумасшествия. Хотя по сути это просто порча собственного настроения.

5. Друг познаётся в игре. No, I’m Not a Human

Игра от наших разработчиков с простейшим камерным сюжетом и нехитрым, но интересным как минимум на один раз геймплеем. Отличаем людей от «гостей» по диалогам и визуальным признакам, которые при определённом стечении обстоятельств можно встретить и у обычного человека.

-8

Никакой чернухи, это даже не психологический хоррор — просто страшилка, пугающая физической опасностью. И для разнообразия это тоже хорошо.

Да, она ещё не вышла, но демка уже тянет на неплохую маленькую игру. В полной версии обещают сделать случайную генерацию истории, то есть каждый раз персонажи будут делиться на людей и «гостей» иначе.

К игре прилагается ARG, начинающаяся, как водится, с расшифровки кода, который находится в Стиме. Если интересно, в обсуждении этой новости народ активно делится процессом прохождения ARG, убирая секретные сведения под спойлеры.

Обоснование выбранной категории в данном случае глупое: в этой игре нужно решать, кто вам друг, а кто нет. :Р Номинировать игру нельзя, так как она ещё не вышла.

6. Выдающийся визуальный стиль. Dreamcore

Игра вдохновлена серией цифровых иллюстраций Джареда Пайка под названием Dream Pools (Бассейны из снов).

Сюрреалистичные затопленные лабиринты со стенами из белой плитки, квинтэссенция лиминальных пространств.

Последние сейчас в тренде у молодёжи, это интернет-эстетика неестественно пустых мест, в которых обычно кипит жизнь: заброшенный торговый центр, пустое шоссе, безлюдные длинные коридоры и т. д. Одних эти изображения пугают, других успокаивают. Название по-идиотски пафосное, переходным было лишь первое место — закулисье из одноимённой крипипасты, — остальные похожие места и даже просто пустые комнаты теперь называют лиминальными по инерции, ищут в них несуществующую связь с переходом и иногда даже находят.

Так или иначе, что-то в этой эстетике есть. И пусть название дурацкое, замечательно, что на особое ощущение, возникавшее у многих по не понятной для них причине и быстро исчезавшее, обратили внимание, объяснили и назвали, чтобы его можно было обсуждать и смаковать.

Бесконечные комнаты с бассейнами в Dreamcore вызывают сильное чувство. Здесь ни людей, ни признаков их присутствия, выхода тоже не видно. Если представить, что вы попали туда в жизни, пребывание в этом месте станет ужасной пыткой, но особый графический эффект размывает ощущение реальности. Это место будто бы существует вне времени, и вы, как во сне, не чувствуете ни усталости, ни голода и просто путешествуете по сюрреалистичному лабиринту с водой.

Удивительная штука.

Из той же оперы есть как минимум Pools и Anemoiapolis: Chapter 1. А Dreamcore номинировать нельзя, так как она ещё не вышла.

7. Самый инновационный геймплей. Home Safety Hotline

Головоломка на тему английского фольклора, богатого на жуть разной степени угрозы.

Вы работаете оператором горячей линии, посвящённой домашней безопасности, выслушиваете по телефону жалобы на проблемы в очередном доме или дворе, ищете ответ в каталоге, чтобы подсказать звонящим, как бороться с той или иной напастью — и всё это с помощью «новейших» технологий 90-х. Очень атмосферно и необычно.

-10

Каталог нечисти обширный, но статьи открываются постепенно, и поначалу звонящие подробно описывают свои ситуации, чтобы дать вам войти во вкус к этой своеобразной работе. Постепенно сложность игры повышается, и в конце телефонные загадки могут стать настоящим вызовом. К примеру, звонит вам мужчина и бормочет в ужасе: «Моя жена… Я не могу… Её лицо, его нет… его нет! Моя жена… Я не могу увидеть её лицо. Я не могу увидеть её лицо!» — и делайте с этой информацией что хотите, других подсказок не будет. Хорошо, если к этому моменту вы начитались статей и запомнили ключевые детали каждого вида нечисти.

Лаконичные статьи снабжены иллюстрациями, а иногда и звуковыми дорожками, любой из этих элементов может содержать подсказку к очередной загадке, но также они добавляют ощущения реализма происходящего, от которого порой бегут мурашки.

Если вдуматься во всю ситуацию, чувствуется в ней и некоторый юмор. Персонаж, за которого вы играете, не должен разглашать сути происходящего в домах звонящих, он лишь направляет инструкции с дальнейшими действиями, зачастую странными. Представьте, что вы звоните на специальную горячую линию с просьбой поставить вам сигнализацию, потому что уверены, что ваш завистливый коллега по ночам залезает к вам в дом и копается в столе, иначе раскладывая бумаги, а в ответ получаете совет ежедневно перед отходом ко сну оставлять на столе хлебные крошки. Обожаю этот невидимый аспект игры. Расслабляющая Lo-Fi-музыка — идеальное дополнение.

В сентябре вышло дополнение на тему Рождества, которое можно описать так: «Запирайте детей, заколачивайте окна и приглядывайтесь к соседям: Рождество идёт!».

Чем-то на самом деле новым в геймплее может похвастаться свежая Slitterhead, но она мне не настолько понравилась.

8. Лучшая игра, которая вам не даётся. Shinkansen 0

Очередной хоррор от плодовитой студии Chilla’s Art, идейный продолжатель I’m on Observation Duty (2018) и Exit 8 (2023).

-11

Вы садитесь в поезд и попадаете в нечто вроде временной петли: один и тот же вагон повторяется, и достичь другого конца поезда можно, только если принять условия этой мистической игры. Так же, как и в упомянутых проектах, здесь нужно искать аномалии — нечто выбивающееся из привычной картины, уже немного запомнившейся после нескольких проходов через вагон. Благо постоянно всматриваться в надписи и плакаты, ожидая, что поменялась какая-то мелочь, как это было в Exit 8, не нужно: почти все аномалии приметны и приятно щекочут нервы, когда их замечаешь. В зависимости от того, нормально всё в вагоне или нет, нужно выбирать направление движения по поезду. Чтобы игрок не заскучал, в середине игры вагон и правила меняются, плюс постепенно развивается сюжет о паре других пассажиров.

Shinkansen 0 выглядит гораздо лучше предыдущих проектов студии, а по остальным параметрам не отстаёт от них, очень интересно, что они выпустят дальше.

9. Лучший саундтрек. Buckshot Roulette

Ночной клуб, бушует техно-рейв, вы восклицаете: «Музыка — жесть!». «Хочешь настоящую жесть? Поднимись наверх!» — следует откуда-то ответ, и палец указывает на верхний ярус, где, облокотившись на перила, курит мужчина. Вы освежаетесь в туалете, ухмыляетесь написанному кем-то на грязном зеркале вопросу («Страшно?»), проходите мимо курящего и дерзко вышибаете ногой дверь в интригующую неизвестность. За казиношным столом сидит… нечто. Вы беспечно подписываете соглашение об освобождении от ответственности и смотрите, как нечто заряжает дробовик холостыми и боевыми патронами.

Простите мне эту лирику. У этой игры даже экран с подведением итогов атмосферный, это в ней и цепляет. Сам геймплей очень простой.

Это русская рулетка с дробовиком. Нормальный человек удивится, как можно играть в то, что закончится после первого же боевого патрона, но каким-то образом выстрел из дробовика в лицо здесь лечится дефибриллятором и переливанием крови. В игре три раунда, разнообразие и элемент стратегии вносят случайные предметы для восстановления здоровья, пропуска хода, подглядывания в экстракционное окно дробовика и т. д. Если повезёт с предметами, можно выстроить такую цепочку действий, что к оппоненту в этом раунде вовсе не перейдёт ход.

-12

Игра появилась на страничке itch.io автора практически под Новый год и почти сразу, простите, выстрелила. В апреле 2024-го с несколькими дополнениями появилась и в Стиме, на Хэллоуин добавили мультиплеер, а самые дотошные игроки тем временем погружаются в ARG, начало которой находится во внутриигровом компьютере.

Я не разделяю восторженных мнений типа «Mike Klubnika (разработчик) — будущее инди-хорроров» (хотя я посмотрела его предыдущие игры и впечатлена), но обожаю этот новый поджанр камерных настольных игр, когда игрок сидит в замкнутом помещении напротив ведущего — загадочного, страшного, харизматичного. Сдающему из Hand of Fate я оду написала, в прошлом году расхваливала жутчайшего Лешего из Inscryption. У местного Дилера не настолько прописанный характер, но из-за этого цепляешься за каждую деталь, например, мне импонирует его абсолютная честность в соблюдении правил — сам себя приковывает наручниками, как будто они его сдержат, делает вид, что слушает голос из телефона, и хотя по каким-то сверхъестественным причинам ему нет смысла вкалывать себе адреналин, всё равно по правилам берёт со стола ёмкость и притворяется, что использовал его. Это нечто получает от вашей сумасшедшей игры нескрываемое удовольствие и по приколу может даже выстрелить в себя, зная, что следующий патрон — боевой (на самом деле это недостаток AI).

Музыка — неотъемлемая часть атмосферы. Где-то там под этот бит танцуют рейверы, но он отлично передаёт состояние вашего героя, ритм музыки — как бешено колотящееся сердце.

На самом деле здесь тоже должна быть Echostasis, потому что остальные проекты не сравнятся с ней в музыке. Благо голосование за игры на Steam Awards ничего не решает и можно не заморачиваться с тем, что куда номинировать.

10. Лучшая игра с выдающимся сюжетом. Crow Country

Survival horror в заброшенном парке развлечений с поиском его исчезнувшего владельца, отстреливанием преграждающих дорогу монстров и решением детсадовских головоломок. Серьёзно, головоломки настолько непримечательны, что даже сам разработчик не включил их в перечень особенностей игры.

Визуальный стиль для хоррора необычный: миловидно-мультяшный. Гладкость строго поделённых на геометрические фигуры объектов хорошо скрывают графические фильтры, иначе игру вовсе невозможно было бы воспринимать серьёзно. Музыки я не почувствовала.

Говорят, эта игра сделана в лучших традициях Resident Evil, но я равнодушна к данной серии и не разбираюсь в ней. Поначалу Crow Country казалась мне настолько вторичной и малоинтересной, что под её прохождение я вышивала, слушая комментарии YouTub’ера, но ближе к концу пришлось смотреть видео в оба глаза.

Эта развязка одновременно интригует, щекочет нервы и разбивает сердце, а потом надолго остаётся с вами и заставляет думать о ней чуть ли не в разрезе произведений Стругацких, давно не встречала подобного в инди-игроиндустрии. Но стоит ли только ради неё проходить если не скучную, то очень на любителя игру, даже не знаю. Посмотреть прохождение можно.

11. Устройтесь поудобнее. Fears To Fathom — Woodbury Gateway

Fears To Fathom — антология жутких историй, рассказанных выжившими, в формате компьютерных игр. Woodbury Gateway — пятая, заключительная серия первого сезона, в планах у создателей второй.

На мой взгляд, изюминка игры — подробность рассказываемой истории. Игра мастерски усыпляет бдительность, погружая вас в жизненную рутину: поболтайте с другом в машине, зайдите с пиццерию, выберите, что будете есть, дождитесь заказ, пообщайтесь, поешьте — и снова в дорогу… Почти ни одна сцена не пропускается, будто вы сами проживаете этот день, и когда вы забываете, что вообще-то играете в хоррор, и начинаете привыкать к обыденности происходящего, а то и чувствовать уют и комфорт, игра подбрасывает жутковатое событие или даже скример. Эти одинаковые в каждой серии беспочвенные скримеры — наверное, единственный минус антологии, в остальном всё прекрасно. Ретро-графика и наложенный ретро-фильтр хорошо играют на неповторимую атмосферу реалистичной истории из прошлого, главным героем которой оказались вы.

-14

Помимо выбора ответа в диалогах и заданий «принеси-подай» здесь есть даже мини-игра с рыбалкой! Другого ярко выраженного геймплея нет, но он здесь и не нужен.

Во время гриппа меня потянуло посмотреть весь сезон, и в этом состоянии он зашёл на ура, особенно Ironbark Lookout: я как будто сама работала несколько дней рейнджером в парке — яркое впечатление в копилку драгоценных игровых воспоминаний.

Истории Fears To Fathom действительно похожи на реальные, но произошли ли они на самом деле, трудно сказать. Я не нашла в интернете ни одного оригинального поста, которые легли в основу антологии, зато мне попалось море текстов, написанных уже после выхода игр, слово в слово их повторяющих, а в некоторых случаях и включающих дополнительного персонажа противоположного пола (фанфики c альтер эго автора). Так или иначе, за исключением кофейного автомата в одной из частей, события антологии очень реалистичны и оттого особенно пугающи и любопытны.

Но не всё коту масленица: есть в современной истории инди-игроиндустрии и позорные страницы. Не люблю закулисные драмы, но, когда они касаются меня, стоять в стороне глупо, недальновидно, а иногда и опасно.

Доска позора

Ничто не вне политики. Ни спорт, ни искусство, ни вышивка крестом. В Стиме сейчас как на минном поле, куда ни ступи — окажешься в политике, а то и профинансируешь вражескую сторону.

Indika

Московская студия Odd Meter выпустила интерактивную драму о сумасшедшей монашке, которая не может найти место в этом равнодушном мире, а именно — в альтернативной России XIX века. С выпуском игры помогал польский издатель 11 bit studios, но с условием, что основатель Odd Meter Дмитрий Светлов (страна должна знать своих «героев») сделает ряд антироссийских и антиправославных заявлений. Светлов выполнил это условие прямо в трейлере к игре, а потом в интервью добавил, что сделал бы это и по собственному желанию и в ролике выражался недостаточно жёстко.

Интервью это пестрит лютыми леволиберальными шаблонами, ни одной своей мысли и слепота к собственным противоречиям. Человек обижен на жизнь, ни разу не ходил на выборы, но политический инфантилизм — у всех остальных.

50 тысяч долларов с продаж игры издатель собирался или уже передал фонду, который поставляет дроны для ВСУ. Не покупайте Indika. Если приспичит — найдите, где взять бесплатно, или посмотрите чужое прохождение, потому что геймплей утомительный.

Сама игра — это наезд на православную церковь. Скажу как атеистка. Если вы собираетесь заставить людей задуматься, открыть им глаза на противоречия религии, убедить в том, что вера бесполезна и иногда даже вредна — обязательно начинать с беззубого христианства и конкретно с русского православия? Страшнее ничего нет? Например, религии, в которой женщины — не более чем собственность, а атеизм карается смертной казнью? Но попробуете провернуть подобное там — и от вас мокрого места не останется. А христианство оскорблять очень удобно, просто и даже модно.

Эдмунд Макмиллен тоже сделал игру на основе детской травмы, связанной с религией, но в ней отличный, не надоедающий геймплей, уникальный стиль и настолько очевидная сатира, что ею можно оскорбиться, только если вообще не разбираться, что это за игра. Indika же — проект с претензией на серьёзность и философию а-ля русская классика (вот ссылка на запись ВКонтакте, благо некоторым хватило ума и смелости ответить на неё в комментариях. «Люблю берёзки, но презираю народ» — это не патриотизм). И пока разработчики гордятся этим аспектом сюжета, что видит игрок: временами душная 3D-головоломка превращается в симулятор ходьбы, когда герои ведут псевдоглубокие беседы на темы, которые любой, у кого дойдут руки до этой игры, обдумывал уже не раз. Я не почерпнула для себя ничего нового. Идею о том, что свобода выбора мнима и все наши поступки предопределены, обсасывают сейчас все кому не лень, какой-то американец даже книгу написал, и помимо того, что это пустая софистика, эта идея как раз ближе к религии, чем к атеизму, с добрым утром. Хотите реально задуматься — присмотритесь к The Forgotten City, вот это настоящая философская конфетка.

Что до русского колорита, якобы изображённого с любовью, то Indika — грязь ради грязи. Жанры всякие нужны, я знаю людей, у которых подобная чернуха — любимый жанр, но создание подобного контента — большая ответственность перед всем миром. В игре наряду с русской есть английская озвучка (кстати, более качественная, чем русская), то есть проект ориентирован на Запад — на аудиторию, которая Россию на карте не может найти и думает, что у нас по всей стране круглый год идёт снег, все беспробудно пьют, народ беден и глубоко несчастен — то есть всё так, как показано в игре, и эта клюква подтверждает их ошибочное представление, не важно, что там показан XIX век, да ещё альтернативная вселенная. Пытаться подражать русской классике и взять из неё лишь депрессивные темы ради депрессивных тем — значит не понимать и не любить её. Желаю разработчикам перерасти детские обиды и набраться ума. А пока они позорят себя и Россию. Из которой сбежали ещё в начале СВО.

И да, у монашки явно шизофрения. Если эта интерпретация дизайнерских решений расстраивает разработчиков, то они сами не поняли, что сделали.

По сравнению с этим следующий персонаж меркнет, но не расслабляйтесь.

It’s Just A Prank

Неблагополучный район, деревенская школа, два мальчика терроризируют одноклассников и учителей своими шутками, не заботясь о последствиях. Говорят, разработчик (Bober Bros) — какой-то парень из Питера. Открыто прорабатывающий в своей игре детскую травму.

Всё это так очевидно с высоты возраста и педагогического образования и очень кринжово. У подростков модно вспоминать всякую жуть из своей семьи, культивировать обиды на родителей и преувеличивать психологические травмы. Это когда ребёнку предлагаешь поехать в гости к любимой тёте, он радостно соглашается, а потом по телефону жалуется подружке, что его заставляют ехать к дурацкой тётке и он ненавидит родителей (реальная история). Этап взросления такой. У некоторых он растягивается на многие годы, с родителей ненависть переходит на всё государство, выглядит это жалко и неприятно. Наличие в хорроре мемов подчёркивает незрелость ума автора.

Но одно дело — поплакаться в личном дневнике, и другое — распространять плоды своих комплексов по всему миру с подписью «Оригинальная история написана на языке боли». Если автор из Питера, то язык этот — русский. Ах, как автор страдал, родившись в России, как у нас здесь было плохо — и плохо до сих пор, ведь он всё ещё страдает в душе. Лучше бы в Индии родился, или в фавелах Рио де Жанейро, а лучше в Гане вблизи Агбогблоши — романтика, ну. По-моему, если есть время рефлексировать о своей жизни через творчество, это неплохая такая жизнь.

-15

Сам проект любопытный — был бы, не будь в нём политики, будь это абстрактный город. Автор даже заморочился озвучкой на искусственном межславянском языке с помощью ИИ, возможно, чтобы как раз не акцентировать внимание на том, о какой стране речь — и всё испортил личными заявлениями. Играть там не во что, но сюжеты о детской жестокости — редкий, особый вид ужасов, и такой депрессивной атмосферы, как в этой игре, ещё поискать, авторы Indik’и нервно курят в сторонке.

Российский игропром практически мёртв, поэтому каждый проект от русских разработчиков попадает под пристальное внимание многих геймеров как диковина, и надо тщательно фильтровать сообщения, которые игра доносит до иностранной публики. Здесь у нас язык боли, отсутствие благополучных семей как явления, опасно равнодушные учителя и ультранасилие — в привязке к России, вот спасибо.

-16

А с другой стороны — Майк Клубника, предположительно эстонец, который, узнав, что один российский влогер не может купить его внестимовскую игру из-за наложенных на Россию ограничений, отвечает на его письмо и предлагает прямую ссылку на скачивание.

И Steam, который сразу удалил 11 веб-страниц и более 260 материалов, которые РКН внёс в свой реестр по причине содержания противоправного контента. Дело в нежелании терять российских покупателей, но у нас перед глазами куча примеров других компаний, которые об этом не подумали, в своё время демонстративно ушли из России и сейчас усиленно сокращают штат и закрывают часть заводов, чтобы остаться на плаву (Bosh, Volkswagen, Audi, Michelin).

И наши ребята из студии Trioskaz, которые вроде бы действительно сделали игру без политики (No, I’m Not a Human). А то у меня уже сами кулаки сжимаются, когда я вижу на фоне хрущёвки, потому что ожидаю очередной грязи в адрес России — довели.

Не весь мир сошёл с ума.

Мой игровой год

По традиции — об играх, в которые я с момента публикации предыдущего одноимённого поста по-настоящему играла, собственными руками. Если я писала об игре в блоге, то в её название вставлена ссылка на обзор.

Big Farm Story (2020);
• Wylde Flowers (2022);
• Hero of the Kingdom: The Lost Tales 2 (2021);
• The Darkside Detective (2017);
• Return of the Obra Dinn (2018);
• Garden Galaxy (2022);
• Immortal Life (2024);
Ratropolis (2020);
• The Excavation of Hob’s Barrow (2022);
• Dishonored 2 (2016);
Plantera 2: Golden Acorn (2023);
Not Tonight 2 (2022);
Ferrum’s Secret: Where Is Grandpa? (2015);
The Vanishing of Ethan Carter (2014);
• Cat Goes Fishing (2015);
• Batman: Arkham Asylum (2009).

Полноценных обзоров всего два. Четыре игры подряд под конец списка — это короткие заметки из записи с итогами лета, но я всё равно дала на них ссылки на всякий случай.

Return of the Obra Dinn

Великолепная, умная, ни на что не похожая головоломка с обалденным жутким сюжетом, отличной музыкой и специфической графикой.

На дворе 1807 год, вы — страховой агент, прибывший на борт исчезнувшего пять лет назад торгового судна и недавно вернувшегося без единой души на борту, ваша задача — определить причины смерти каждого члена экипажа и пассажира. В этом вам помогают магические часы, возвращающие вас в момент смерти того или иного человека: сначала в полной темноте вы слышите предшествующие этому фразы и звуки, а затем попадаете в неподвижную панораму этого момента.

История разворачивается, мягко говоря, неожиданная. Игра довольно кровавая, так что двухцветная пиксельная графика выступает в роли некоей цензуры, я считаю, уместной. Получилось очень интересно, захватывающе и атмосферно. Вам без комментариев показывают застывшие во времени сцены, все наблюдения и выводы вы делаете сами, и крайне интересно из сцены в сцену лучше узнавать персонажей, замечать героические и вероломные поступки… и с печалью вспоминать, что никого из этих бедняг давно нет, а мы пришли не героическую сагу смотреть, а составлять некрологи и выписывать штрафы.

-17

Один YouTub’ер назвал эту игру «murder sudoku» — судоку про убийства, это идеально описывает процесс решения основной головоломки методом исключения людей из списка команды и пассажиров. Ничего подобного в игровом мире не было до 2022 года, когда вышла The Case of the Golden Idol (у меня в блоге есть пост), а на днях вышло продолжение, я пока его не видела. Хочется больше подобных головоломок. И для любителей расследований вброшу рекомендацию Scene Investigators 2023 года.

Immortal Life

Свежая игра от китайских разработчиков, симулятор жизни на ферме на классическую тему китайского фэнтези — культивация. Этот жанр широко распространён в мультфильмах, но просто напрашивается на игроизацию, ведь в основе лежит развитие героя по рангам — ступеням культивации посредством поглощения и преобразования энергии Ци, это практически прокачка персонажа с появлением у него на каждом уровне новых способностей.

А теперь наложите эту информацию на симулятор фермы. Оказывается, заниматься культивацией можно не только воинам, но и представителям любых профессий, к которым есть талант: рыбалка, кулинария, строительство, торговля, фермерство… Да, благодаря энергии Ци мы быстрее поливаем растения, получаем богатый урожай, силой мысли направляя серпы на его сбор, иногда удаётся из обычного семечка вырастить редкий вид растения. Звучит, может, глупо, но играть в это интересно. К тому же, хоть нам и достаётся персонаж-фермер, никто не освобождает нас от готовки, рыбалки, строительства и битв с опасными дикими животными на отдельных локациях.

-18

Персонажи, с которыми можно дружить, неплохо прописаны, девушки чрезвычайно милы. Но развитие отношений с NPC идёт очень медленно, для этого просто необходимы подарки, а позже — званые ужины с любимыми блюдами гостей (это очень затратно по ресурсам, но, наверное, выгоднее, чем дарить друзьям еду по отдельности).

В игре приятная китайская озвучка и нормальные английские субтитры (не припомню особой жести в переводе).

Поначалу контента так много, что в нём тонешь, не зная, за что браться первым делом, но после одного-двух игровых лет в сюжете начинается затишье, а в геймплее остаётся один жёсткий гринд. Я так и не дошла до конца, где-то читала, что игра на тот момент (январь-март) была не доделана, возможно, поэтому в ней стоял этот заградительный гринд и я не смогла прокачаться дальше, хотя соблюла все условия.

Где-то на полтора месяца увлекательного времяпрепровождения контента хватает, так что эту игру я всё равно рекомендую.

Другие упоминания

Garden Galaxy — не то чтобы игра, больше похоже на динамичную заставку, но что-то в этом есть. Милая графика, расслабляющая музыка, отсутствие даже намёка на опасность или конфликт, просто бросаете себе в котелок монетки, получаете случайные предметы обстановки и украшаете локацию.

-19

Стрекозки летают с места на место, струйки воды бьют из фонтанов, фонарики покачиваются на воде… Всё это напомнило мне Plant Tycoon от Last Day of Work, которую я включала фоном во время конспектирования учебников, слушала чарующую музыку и время от времени поднимала голову посмотреть, не летит ли мимо моих растущих в реальном времени цветов редкий жучок для коллекции. Игры всякие нужны, игры всякие важны.

Dishonored 2 мне подарили в 2018 году, игра во всех смыслах крупная, и только этим летом для неё нашлось время, желание и место на жёстком диске. А когда я с горем пополам прошла первый уровень, который должен бы аккуратно знакомить игрока с механиками, а не бросать его в кучу врагов, сразу запарывая ачивку с идеальным стелс-прохождением, то желание пропало. Может, это просто с непривычки, я ведь и «Скайрим» после первой игровой сессии ругала за какое-то корявое управление и непривычное… всё, а теперь вспоминаю о ней, будто оставила там своё сердце. Однако здесь другой случай, потому что и муж мой, поиграв на моём сейве (раз уж эта громадина установлена, надо выжать из неё максимум), растерял желание продолжать и какое-то время делал это только ради меня — чтобы показать сюжет, освободив от геймплея, но не от камней в его огород.

-20

В игре много жути, но она неприятная. Мне не нравится ни сеттинг, ни главная героиня, всё кажется глупым, что за смесь повестки с беспросветной чернухой! В первой части мрачность была утончённой, «вкусной», здесь же безнадёгу и несправедливость возвели в абсолют. Терпеть такое не могу. Может, мы ещё её закончим, и она перевернёт наше представление о себе, а пока самым интересным моментом прохождения было закидывание охранника кусками сырой рыбы с верхотуры и наблюдение за тем, как он ищет обидчика, не находит и постепенно сходит с ума. В себя он придёт в мусорном контейнере среди кусков той же рыбы.

После этого Batman: Arkham Asylum кажется мне одной из лучших существующих игр. В сентябре захотелось вернуться в неё, и я не пожалела: сколько здесь деталей и нюансов, которые я пропустила в 2011-м при первом прохождении! Продвигаешься по сюжету — и меняется привычное окружение, меняются правила игры, потрясающе. Мрачную атмосферу можно ножом резать, и всё такое циничное, брутальное. Хоррор, опять же, что надо, вся игра пропитана им.

-21

Очень запомнился момент, когда во время добивания последнего противника происходящее на экране по обыкновению замедлилось ради эффектной сцены, и мимо бьющего ногой в челюсть бандиту Бэтмена по воздуху проплыл документ с огромной печатью «insane», как будто комментируя сумасшедшее комбо. :D Дело происходит в психиатрической лечебнице, таких документов повсюду раскидано много. И каждый раз забавляет, как Бэтмен по стелсу выламывает вентиляционные решётки.

Драки, головоломки, вставки с платформером, двемерские руины, параллельно с этим — решение необязательных загадок и поиск коллекционок, а после прохождения сюжета можно озадачиться отдельными боевыми и стелс-испытаниями. В этой игре есть всё. Ещё и сделано с любовью к источнику. Игре 15 лет, а она не постарела.

Но нельзя в 2024-м пройти Arkham Asylum и остановиться на этом, сейчас я в Arkham City. Тем, кто сейчас подумывает вернуться в эти игры и не знает, с чего начать, я настоятельно советую начать с Arkham Asylum. Она сама по себе великолепна и вызывает восторг, но в сравнении с Arkham City меркнет практически сразу, и вернуться в неё потом не захочется, хотя оно того стоит.

Тем временем мой муж вернулся в Genshin Impact и продолжает игру без единой копейки вложений, а я иногда любуюсь изумительными видами и пытаюсь помогать с неинтуитивными головоломками.

В июле был ивент с огромной уникальной локацией, где живут милые звери и деревянные человечки, и на каждом шагу встречаются интересные, разнообразные загадки. Очень грустно было понимать, что вся эта красивая самобытная локация — одноразовая и по окончании ивента станет недоступной. И каждый год здесь что-нибудь эдакое, вот это настоящее «Любимое дитя»!

Однако новое дополнение с регионом Натлан мне совсем не понравилось: авторы зачем-то совместили несовместимое. Начну с того, что рекламировался новый регион как страна огня и войны: воображение заинтригованных игроков рисовало картины из Mad Max’а, а на деле мы получили покрытые граффити горы и брейкдансящие на современных дискотеках древние племена — и это в фэнтезийно-средневековой Genshin Impact! (ノ_ <、) Апогея абсурд достигает в новом пятизвёздочном персонаже Шилонен, которая и швец, и жнец, и кузнец, и как у неё только время остаётся расслабленно валяться на деревьях в промороликах! Всё равно, конечно, красотка и имба.

Осталось лишь, как обычно, напомнить о значке в профиль.

Как быстро получить значок распродажи

1. В категории «Любимое дитя» выберите любую игру, установленную у вас на компьютере.

2. Запустите эту игру, сразу выходите.

3. Если у вас нет обзоров, зайдите на страницу этой же игры и в окне обзора поставьте точку, ниже выберите палец вверх или вниз и опубликуйте. Важно: зайдите в этот обзор и удалите его. Пишите обзоры по зову сердца, а не ради значка!

Если у вас есть обзоры, в категории «Любимое дитя» выберите игру, на которую у вас есть обзор. Зайдите в этот обзор, нажмите справа «Редактировать», а потом сразу внизу — «Сохранить изменения».

(После этого в категории «Любимое дитя» можно, наконец, выбрать игру, которую вы на самом деле хотите номинировать.)

4. Номинируйте игры в остальных категориях.

-23