В нашей стране далеко не у каждого автовладельца в автомобиле установлен кондиционер или система климат-контроля. Поэтому при смене машины на более "современную" у людей появляются некоторые вопросы по использованию данной опции. Так же вопросы появляются и у новичков, которые проезжают свои первые сотни километров в качестве водителя и мало знакомы с устройством автомобиля и автомобильной системой кондиционирования в том числе.
Давайте разбираться, что это за зверь и с чем его едят
Все популярные заблуждения, связанные с использованием автокондиционера зимой, зачастую появляются из-за того, что многие проводят параллель между автомобильными и бытовыми кондиционерами.
Действительно, я не встречал людей, находившихся в здравом уме и светлой памяти, которые зимой, при открытых на всю батареях отопления, включали кондиционер. К тому же установщики и производители бытовых устройств говорят нам о том, что в мороз включать кондиционер нельзя!
Узнав о таком "запрете" человек садится в свой автомобиль, включает обдув лобового стекла и замечает, что загорается лампа включения кондиционера. Помня, что работать в мороз ему никак нельзя, водитель старается максимально быстро отключить кондиционер, ругается на автопроизводителей, мол они дураки и сделали машину для своих там тёплых климатов, а про наши морозные зимы не подумали. После нескольких циклов таких операций некоторые автолюбители ломятся на форумы или сразу к электрикам с запросом на отключение автоматического включения кондиционера (наблюдал подобную очень оживлённую ветку на одном клубном форуме).
Мухи отдельно, котлеты отдельно
При включении кондиционера, тёплый воздух проходит через холодный испаритель, таким образом остужаясь и теряя влагу в виде конденсата. Значит когда кондиционер включён и температура воздуха, проходящего через испаритель, выше температуры самого испарителя, на выходе мы получаем "сухой" воздух.
Слово "сухой" беру в ковычки, т.к. имею в виду воздух с меньшим содержанием влаги.
Именно поэтому принципу в автомобиле потеют стёкла: тёплый воздух салона, насыщенный влагой (в том числе и от нашего дыхания), попадает на холодное стекло и образуется конденсат, который крайне негативно сказывается на видимости сквозь стекло. Этот процесс мы называем запотеванием стёкол.
При включении тёплого воздуха (без включения кондиционера) мы наблюдаем тот же эффект и для "отпотевания" требуется долго ждать, пока стекло нагреется.
В автомобиле, оснащённом кондиционером, радиатор отопителя салона и испаритель находятся в едином корпусе печки. При включении обдува лобового стекла автоматически включается кондиционер и "сухой" тёплый воздух заметно быстрее справляется с запотеванием стёкол.
Важно! Включать кондиционер с тёплым воздухом МОЖНО. При включённом кондиционере МОЖНО изменять температуру от самой низкой до самой высокой доступной регулировки и это никаким образом не повредит системе кондиционирования.
В мороз нельзя
Отчасти паникёры, о которых я писал в начале, правы. Системы кондиционирования действительно нельзя использовать при отрицательных температурах. Но автопроизводители об этом всё же за нас подумали и даже если индикатор AC горит, говоря нам о том, что кондиционер работает, автоматика не позволит включиться компрессору при отрицательных температурах.
А во время оттепелей и снегопадов, когда температура воздуха колеблется возле нулевой отметки, стёкла автомобиля очень сильно "потеют" и использование кондиционера более чем обоснованно.
Смазка
Ещё одной причиной необходимости использования кондиционера зимой является смазка.
В систему вместе с фреоном заправляется специальное компрессорное масло, которое нужно для смазки подвижных частей компрессора кондиционера и его охлаждения. Если кондиционер долгое время не используется, то всё масло стекает в самую нижнюю точку системы и при запуске компрессора, он может работать в условиях масляного голодания, пока масло снова не распространится по всей системе. Работа "на сухую" может заметно сократить срок службы самого компрессора.
Чтобы не допустить преждевременного выхода из строя далеко не самой дешёвой детали автомобиля, в зимний сезон включайте кондиционер во время оттепелей, а так же когда автомобиль находится на тёплой парковке, мойке, в автосервисе или в гараже.
В заключении подытожу: автомобильным кондиционером зимой пользоваться можно и нужно.
Если что-то упустил, милости прошу в комментарии.