Какое масло выбрать?
Моторное масло — необходимая жидкость в любом двигателе. Если вы используете качественный состав, который подходит конкретно вашему автомобилю, то он способен улучшить работу мотора и продлить его ресурс. Моторное масло применяется в двигателях автомобилей, оно необходимо для уменьшения трения деталей. Качественные составы способствуют снижению износа, повышению КПД двигателя и экономии топлива.
Выбор моторного масла для очередного ТО логично начать с изучения «Руководства по эксплуатации», прилагаемого к автомобилю производителем. Там обязательно будет указано рекомендованное моторное масло и сколько его должно быть в двигателе.
Существуют 3 типа моторных масел:
• минеральные;
• синтетические;
• полусинтетические
Минеральные масла обладают малой текучестью и, соответственно, средней смазочной способностью, склонны к отложению на деталях. Синтетические моторные жидкости демонстрируют постоянство состава независимо от температуры и сезонности, тем самым эффективнее защищают детали двигателя. А полусинтетические масла создаются на основе минеральных смесей и синтетических элементов. Они имеют лучшие смазочные свойства, чем минеральные и при этом характеризуются более длительным сроком службы, чем синтетические.
Имеется также сезонная классификация. Бывают зимние типы масел, которые сохраняют текучесть при низких температурах, облегчая пуск двигателя в мороз. Летние имеют высокую вязкость, но нестабильны при минусовых температурах. Всесезонные масла обладают оптимальным показателем вязкости, который стабильно работает, независимо от температуры воздуха на улице. Последний тип смазочной жидкости практически вытеснил с рынка зимние и летние, так как является универсальным.
Также различают моторные масла для дизельных и бензиновых двигателей.
Сделать выводы о составе, свойствах масла можно по информации с его этикетки. Она содержит маркировку по международным классификациям, так что и немецкое, и корейское, и российское масло одинаково легко идентифицировать. Начнём с самой популярной аббревиатуры, которую наверняка видел каждый.
Маркировка по SAE
Это классификация масел, разработанная Ассоциацией автомобильных инженеров США (SAE), которая характеризует главное свойство любой смазки — её вязкость. Масло для автомобильных двигателей несёт маркировку вида 10W-40, где первая цифра указывает на его вязкость в холодном состоянии (W — Winter), а вторая — в горячем. По маркировке SAE определяют, пусть и условно, предельные температуры воздуха, при которых смазка будет нормально работать.
Цифры в маркировке кратны пяти. Чем ниже первая, тем масло остаётся менее вязким на морозе, а чем выше вторая, тем оно более густое в нагретом виде. Низкая вязкость в мороз нужна для того, чтобы стартер легче проворачивал мотор при холодном пуске. А повышенная вязкость горячего масла необходима, чтобы масляный клин сохранялся при высоких нагрузках.
Чтобы вам было проще выбрать подходящее масло для автомобиля по SAE, ловите материал,где указаны температурные режимы для разных индексов.
Обозначение Температурный режим
0W до -40 ℃
5W до -35 ℃
10W до -30 ℃
15W до -25 ℃
20W до -20 ℃
20 до +25 ℃
30 до +35 ℃
40 до +40 ℃
50 до +50 ℃
60 выше +50
Маркировка по API
Ещё одна классификация из-за океана, на этот раз Американского нефтяного института. Она делит моторные масла по качеству и предназначению.
Первая буква маркировки обозначает предназначение для разных типов двигателей:
• S — это масло для бензиновых двигателей;
• С — для дизельных.
Следующие буквы и цифры индекса содержат информацию о классе масла. Его определяют на основе набора требований, которым оно удовлетворяет, — по степени окисления, зольности (количеству твёрдых продуктов сгорания), смазывающим свойствам и так далее.
Вот как расшифровываются аббревиатуры API для бензиновых моторов:
Cпецификации масел по API для бензиновых двигателей (S)
Индекс Период действия
API SA Устаревший класс, масла без присадок
API SB Устаревший класс, действовавший с 1930-х годов
API SC Устаревший класс, действовавший в 1964–1967 годах
API SD Устаревший класс, действовавший в 1968-1971 годах
API SE Устаревший класс, действовавший в 1972-1980 годах
API SF Устаревший класс, действовавший в 1981-1989 годах
API SG Устаревший класс, действовавший в 1988-1995 годах
API SH Действующий с 1993 года, заменяет масла предыдущих классов по рекомендациям автопроизводителей
API SJ Действующий с 1995 года, с повышенной защитой мотора от коррозии, окисления, износа
API SL Действующий с 2000 года, масла с улучшенными свойствами и более экономичные
API SM Действующий с 2004 года, с повышенными требованиями по энергосбережению и низкотемпературными свойствами масла
API SN Действующий с 2010 года, с уменьшенным содержанием фосфора и улучшенной экономичностью
API SN+ (SN Plus) Действующий с 2018 года, с дополненной относительно SN защитой от детонации при низких оборотах
API SP Действующий с 1 мая 2020 года, ресурсосберегающие масла с повышенной защитой турбокомпрессоров, а также от детонации при низких оборотах
А вот расшифровка для дизелей:
Cпецификации масел по API для дизельных двигателей (C)
Индекс Период действия
API CA Устаревший класс, действовавший до 1949 года
API CB Устаревший класс, действовавший в 1949-1961 годах
API CC Устаревший класс, действовавший в 1961-1975 годах
API CD Устаревший класс, действовавший в 1975-1983 годах
API CE Устаревший класс, действовавший в 1983-1990 годах
API CF-4 Действующий с 1990 года, для 4-тактных дизелей, работающих с большими нагрузками. Содержит присадки, снижающие расход топлива и нагар
API CG-4 Действующий с 1995 года, с улучшенными характеристиками CF-4. Для работы на топливе с содержанием серы <0,5%
API CH-4 Действующий с 1998 года, для двигателей Euro-4 и ниже, работающих на топливе с содержанием серы <0,5%. Совместим с системами EGR
API CI-4 Действующий с 2002 года, для двигателей Euro-5 и ниже, без сажевого фильтра (DPF). Совместим с системами EGR и SCR
API CI-4 Plus (CI-4+) Действующий с 2004 года, с ужесточёнными требованиями к сажеобразованию, отложениям, вязкостным показателям
API CJ-4 Действующий с 2006 года, для двигателей Euro-5 и Euro-6, оборудованных сажевым фильтром (DPF) и другими системами снижения токсичности
API CK-4 (PC-11A) Действующий с 2016 года, для высокооборотных дизелей и более старых двигателей, в том числе с сажевыми фильтрами, работающих на топливе с содержанием серы 0,0015–0,05%. Совместим с предыдущими действующими допусками
API FA-4 (PC-11B) Действующий с 2016 года, для маловязких масел, используемых только в современных (с 2017 года) моделях дизелей, которые работают на топливе с содержанием серы <0, 0015%. Не совместим с предыдущими допусками
Какое масло купить
Единственное важное условие, которое нужно соблюдать при выборе масла, — его соответствие рекомендациям производителя. Я имею в виду не рекомендации бренда (иногда производители автомобилей просто сотрудничают с «маслёнщиками»), а требования по классам.
Поэтому идеальная методика выбора будет выглядеть так:
1. Выясняем, какие масла рекомендованы для автомобиля. Информацию можно найти в сервисной книжке или на сайтах.
2. Из возможных вариантов выбираем оптимальный с учётом климата. Например, для северных регионов можно взять масло с минимально допустимой вязкостью.
3. Определяемся с производителем — в онлайн-магазинах легко сравнить цены на аналогичные масла разных брендов.
4. Делаем окончательный выбор, желательно в известном сетевом магазине или у официальных представителей выбранного бренда.
И не забудьте следить за пробегом для своевременной замены масла. Удачи друзья!