Найти в Дзене

Як-130. Модификации.

Оглавление
  • Як-130Д
Демонстратор Як-130Д. Установленные по настоянию итальянской стороны вертикальные поверхности в месте стыка плоскостей крыла и корневых наплывов демонтированы.
Демонстратор Як-130Д. Установленные по настоянию итальянской стороны вертикальные поверхности в месте стыка плоскостей крыла и корневых наплывов демонтированы.

Лётно-демонстрационный Як-130Д был собран на опытном производстве ОКБ им. А.С. Яковлева. Формально самолёт проектировался совместно с итальянской фирмой "Aermacchi" как Як/АЕМ-130, но, как сказал один из конструкторов фирмы "Як", с технической точки вклад итальянцев ограничился установкой небольших вертикальных аэродинамических поверхностей в местах стыка наплывов с консолями крыла. Никакого серьёзного влияния на устойчивость и управляемость самолёта данные наплывы не оказали и впоследствии были демонтированы. После нескольких испытательных полётов на концах крыла установили вертикальные законцовки, а двухсекционные отклоняемые носки с "зубом" заменили прямыми. Силовая установка - два ТРДД РД-35 тягой 2200 кгс. Двигатели разработаны в Словакии фирмой "Povazske strojarne" и представляют собой дальнейшее развитие ТРДД ДВ-2С, спроектированного Запорожским моторостроительным КБ "Прогресс" для самолёта L-59. В кабинах установлено по одному цветному МФИ и электромеханические приборы. Первый полёт демонстратор выполнил 26 апреля 1995 года, в том же 1995 году демонстратор был показан в статике на авиасалонах в Ле-Бурже и Жуковском.

Демонстратор Як-130Д. ЦМ ВВС Монино.
Демонстратор Як-130Д. ЦМ ВВС Монино.

В ходе лётных испытаний Як-130Д выходил на углы атаки 42*, а в стабилизированном горизонтальном полёте летал на углах атаки до 35*. Самолёт выполнял полёты и в Италии, в ходе данного этапа испытаний итальянские лётчики имитировали на Як-130Д грубые посадки, в том числе с высоким выравниванием. В 1999 году самолёт испытывался в ГЛИЦ; часть полётов были засчитаны как зачётные по программе испытаний Як-130. На Як-130Д также испытывались бортовая кислорододобывающая станция и бесплатформенная инерциальная система. Полёты Як-130Д были прекращены в 2004 году, всего выполнено порядка 450 полётов. В декабре 2012 года самолёт передан в Центральный Музей ВВС в Монино.

Демонстратор Як-130Д
Демонстратор Як-130Д
  • Як-130
Первый серийный Як-130. Первые, так называемые, "серийные" самолёты были построены на НАЗ "Сокол" в Нижнем Новгороде. Серийные машины по размерам меньше демонстратора и имеют совершенно другие обводы носовой части фюзеляжа.
Первый серийный Як-130. Первые, так называемые, "серийные" самолёты были построены на НАЗ "Сокол" в Нижнем Новгороде. Серийные машины по размерам меньше демонстратора и имеют совершенно другие обводы носовой части фюзеляжа.

Серийный Як-130, спроектированный в соответствии с техническим заданием ВВС России, существенно отличался от демонстратора Як-130Д. Самолёт имеет меньшие геометрические размеры, носовая часть фюзеляжа сделана оживальной ( на Як-130Д носовая часть фюзеляжа "ваннообразная" с ярко выраженной гранью) для возможной установки РЛС. Полностью изменено приборное оборудование кабин. Самолёт оснащён полностью цифровым БРЭО, вертикальные поверхности на законцовках крыла отсутствуют, вместо них установлены торцевые пилоны для подвески ракет Р-73 или контейнеров с аппаратурой РЭБ.

Первая партия включала четыре самолёта: три лётных и один для статических испытаний. Все самолёты изначально назвали серийными, хотя фактически они являлись опытными. Первый серийный Як-130 (б/н 01) выполнил первый полёт 30 апреля 2004 года (лётчик-испытатель Р.П. Таскаев), в 2005 году в воздух поднялась вторая машина (б/н 02), в 2006 году - третья (б/н 03). Третий самолёт разбился из-за отказа системы управления полётом вскоре после первого полёта. Для его замены построили Як-130 (б/н 04), выполнивший первый полёт в июле 2008 года.

Серийный Як-130
Серийный Як-130

Все самолёты первой серии строились на Нижегородском авиационном заводе "Сокол". Серийное производство также предусматривалось развернуть на "Соколе". В мае 2005 года ВВС РФ заказали 12 машин. Четыре самолёта (б/н 91-93) были переданы в Липецкий авиацентр в 2010 году, ещё восемь машин (б/н 21-28) поступили в Борисоглебский учебный центр. Як-130 (б/н 93) разбился в Липецке из-за отказа системы управления полётом, лётчики благополучно катапультировались. Именно этот самолёт считается первым "эталонным" серийным самолётом.

В 2004 году ОКБ им. А.С. Яковлева вошло в состав НПК "Иркут". Сначала предполагалось, что НАЗ "Сокол" будет выпускать Як-130 для ВВС РФ, а завод в Иркутске - для поставки на экспорт. Однако в 2011 году сборку Як-130 полностью перевели в Иркутск, так как, согласно заявлению руководства корпорации, в Иркутске "имеются более современные станки, а производство на нём Як-130 обходится в два раза дешевле". Первый Як-130 иркутской сборки (б/н 134) выполнил первый полёт 21 августа 2009 года.

Первый серийный Як-130 постройки НАЗ "Сокол" находится в пригодном к полётам состоянии и используется для выполнения различных исследовательских программ. Основной воздухозаборник закрыт створкой.
Первый серийный Як-130 постройки НАЗ "Сокол" находится в пригодном к полётам состоянии и используется для выполнения различных исследовательских программ. Основной воздухозаборник закрыт створкой.
  • Як-130 для авиационной группы высшего пилотажа (АГВП)

В 2013 году командованием ВВС РФ принято решение о создании авиационной группы высшего пилотажа на самолётах Як-130. Группу намечено сформировать в составе Борисоглебской учебной авиабазы. АГВП должна получить доработанные Як-130, оснащённые дымогенераторами, навигационной и радиосвязной аппаратурой для полётов по международным воздушным трассам, а также модернизированной комплексной системой управления КСУ-130. Предполагается увеличить ёмкость топливных баков.

  • Як-133

На стадии проектирования "серийного" самолёта предполагалась разработка нескольких специализированных модификаций: лёгкий штурмовик Як-133, сверхзвуковой учебно-тренировочный самолёт Як-135, беспилотный разведчик Як-133БР. Дальше всего продвинулась разработка Як-133. Вместо задней кабины предполагалась установка бака вместимостью 850 кг. топлива, некоторые жизненно важные части самолёта и кабину лётчика было намечено защитить бронёй, а в носовой части фюзеляжа установить РЛС. Первый полёт одноместного ударного варианта Як-130 планировался на 2004-2005 годы, однако до сих пор натурный образец одноместного Як-130 не построен. Тем не менее работы по данной тематике ведутся довольно активно. Вероятно, определяющей в его судьбе станет позиция ВВС РФ. Представители ВВС заявляли об отсутствии заинтересованности в таком самолёте, но с другой стороны в связи с выработкой ресурса штурмовиков Су-25 позиция ВВС может измениться.

-7

Проектирование лёгкого штурмовика ведётся за счёт средств корпорации "Иркут". На самолёте, вероятно, будет установлена РЛС "Барс-130", а также доработаны бортовой комплекс обороны и целевое оборудование. Планируется установка ТРДД АИ-225-28 тягой по 2800 кгс.

ИНОСТРАННЫЕ "КЛОНЫ" ЯК-130

  • Alenia Aermacchi M-346 Master

По компоновке и конструкции М-346 не сильно отличается от Як-130.

На М-346 сохранили носки крыла с "зубом" и вертикальные аэродинамические поверхности в местах стыка наплывов и консолей крыла, установленные на Як-130Д. В конструкции планера с целью снижения массы увеличена доля изделий из титана и композитных материалов. В конструкции и оборудовании самолёта полностью отсутствуют российские комплектующие. Силовая установка - два ТРДД Honeywell F124-GA-200 тягой по 2850 кгс. производства фирмы "Fiat Avio". Первый полёт прототип М-346 выполнил 15 июля 2004 года. На первом прототипе отсутствовал тормозной щиток; все самолёты, начиная со второго прототипа (первый полёт 10 апреля 2008 г.), оснащены тормозными щитками на верхней поверхности фюзеляжа за кабиной. В 2008 году на М-346 достигнута скорость М=1,15, хотя формально самолёт является дозвуковым. ВВС Италии заказали 15 самолётов М-346 под обозначением Т-346А. Первый Т-346А передан ВВС Италии в ноябре 2011 года. Подписаны контракты на поставку М-346 ВВС Сингапура, Израиля. В декабре 2013 года о намерении закупить восемь самолётов М-346 объявила Польша. Фирма "Alenia Aermacchi" продвигает самолёт М-346 в США как замену УТС Т-38 Talon.

Лёгкий истребитель M-346FA
Лёгкий истребитель M-346FA

После "развода" фирм "Як" и "Aermacchi" многие эксперты полагали, что итальянский вариант будет запущен в серию раньше российского. На практике оказалось, что итальянская программа на несколько лет отстала от российской. Итальянцы понесли такие же потери, как и россияне, - к 2014 году разбились два М-346.

  • Hongdu L-15.

НИОКР по перспективному УТС L-15 начались в Китае корпорацией "AVIC II" в начале 2000-х годов. К разработке привлекли ОКБ им. А.С. Яковлева (планер) и Запорожское МКБ "Прогресс". Принципиальным отличием китайского УТС от Як-130 и М-346 является возможность полёта со сверхзвуковой скоростью (максимальная скорость М=1,6), для чего на самолёте установлены варианты двигателя АИ-225 с форсажной камерой (АИ-225-25Ф, тяга на форсаже 4200 кгс). Планер самолёта L-15 существенно отличается от планера самолёта Як-130, в частности, носовая часть фюзеляжа выполнена заострённой для более плавного преодоления звукового барьера. Прототип L-15 с бесфорсажными двигателями выполнил первый полёт 13 марта 2006 года. Построены четыре лётных прототипа: два с двигателями ДВ-2, один с двигателями ДВ-2 в варианте с форсажной камерой и один со штатной силовой установкой из двух ТРДД АИ-225-25Ф. Количество узлов подвески на L-15 уменьшено до пяти (на Як-130 и М-346 - девять).

Hongdu L-15
Hongdu L-15

В июле 2013 года выполнил первый полёт L-15 (JL-10) для ВВС КНР. О количестве закупаемых самолётов точной информации нет, но известно, что Китай заказал на Украине 250 двигателей АИ-225-25Ф, то есть ВВС и морская авиация Китая получат не менее ста самолётов L-15. Китай рассчитывает на получение экспортных заказов. Первым экспортным заказом едва не стало соглашение о налаживании производства L-15 на Украине, о чём в 2009 году заявил тогдашний украинский министр обороны Ю.И. Ехануров. Но на МАКС-2013 представители Украины уже говорили о намерении закупить Як-130, благо на обеих машинах стоят украинские двигатели. В 2012 году шесть L-15 заказали ВВС Замбии. Летом 2013 года появилась информация о заключении контракта на поставку 12 L-15 в одно из Африканских государств. В число вероятных заказчиков входят ВВС Венесуэлы, Уругвая и Пакистана.

-10

ЭКСПЛУАТАЦИЯ.

Государственные совместные испытания Як-130 были завершены в 2009 году. Первый контракт (от апреля 2005 г.) на поставку ВВС 12 реактивных учебно-тренировочных самолётов Як-130 выполнен в 2011 году. В ноябре 2011 года подписан контракт на поставку до 2015 года 55 самолётов Як-130 В январе 2012 года в СМИ появилась информация о заказе дополнительно десяти Як-130. Всего же потребность российских ВВС в самолётах Як-130 оценивается в 250 машин.

Рисунок ОКБ им. А.С. Яковлева
Рисунок ОКБ им. А.С. Яковлева

Корпорация "Иркут" поддерживает в пригодном к полётам состоянии четыре Як-130 - три самолёта постройки НАЗ "Сокол" (б/н 01, б/н 02 и б/н 04) и первый самолёт иркутской постройки (б/н 134).

Первыми в ВВС РФ Як-130 освоили в 2010 году лётчики Липецкого авиацентра. В мае 2010 года в Липецке на взлёте произошёл отказ системы управления у Як-130 (б/н 93). После аварии были проведены доработки КСУ-130 и выполнено значительное количество испытательных полётов на самолётах с б/н 02 и б/н 134. После доработки КС-130 с самолёта сняли большинство ограничений.

В конце 2013 года в ВВС, помимо Липецкого авиацентра, Як-130 имелись только на Борисоглебской учебной авиабазе. К сентябрю 2013 года база в Борисоглебске получила 34 Як-130, ещё три самолёта перегнали из Иркутска в декабре - встречать эти машины в Борисоглебск прибыл Министр обороны РФ С.К. Шойгу. Планировалось поступление Як-130 на вооружение учебной авиабазы в Кущевской.

В конце 2013 года разговоры о создании пилотажной группы на Як-130 перешли в стадию практической реализации. Оценить самолёт на пригодность выполнения группового пилотажа доверено лётчикам АГВП "Стрижи" во главе с заместителем командира группы Гвардии подполковником С.И. Осяйкиным. Группа на Як-130 должна быть сформирована в составе Борисоглебской учебной авиабазы.

Важной вехой в истории самолёта стала весна 2013 года, когда впервые 15 курсантов сдали в Борисоглебске выпускной экзамен по лётной подготовке на Як-130.

На сегодняшний день Як-130 является лучшим учебно-боевым самолётом в мире, в наибольшей степени отвечающим требованиям подготовки лётчиков для истребителей 5-го поколения. На мировом рынке Як-130 конкурирует, в первую очередь, сам с собой - реально бросить вызов российской машине способны только М-346 и L-15. Южнокорейский KAI T-50 в силу ряда обстоятельств технического и политического характера менее конкурентоспособен.

Арсенал: Под крылом ракеты Р-73, блок НАР Б-13Л и корректируемая бомба КАБ-500Кр. Перед самолетом – ракета РВВ-АЕ, блок НАР Б-8М1, контейнер КМГУ, ракета Х-25М, бомба и пушечный контейнер УПК-23-250
Арсенал: Под крылом ракеты Р-73, блок НАР Б-13Л и корректируемая бомба КАБ-500Кр. Перед самолетом – ракета РВВ-АЕ, блок НАР Б-8М1, контейнер КМГУ, ракета Х-25М, бомба и пушечный контейнер УПК-23-250

Интерес иностранных заказчиков к самолёту очень высок, чему в немалой степени способствовала широкая рекламная компания самолёта и участие Як-130 в различных международных авиашоу. Первый экспортный контракт на поставку 16 Як-130 был подписан в 2006 году с Алжиром. В ноябре 2011 года ВВС Алжира получили первый Як-130, контракт полностью выполнен. Судьба ещё двух контрактов, подписанных со странами арабского мира пока не ясна. В 2010 году Ливия заказала шесть Як-130 ( с опционом ещё на шесть самолётов), но в 2011 году в стране сменилась власть. После долгих переговоров в 2011 году 55 Як-130 заказали ВВС Сирии, поставки не начаты из-за идущей в стране гражданской войны. 24 Як-130 были намерены приобрести ВВС Бангладеш. Переговоры о поставках Як-130 ведутся со многими странами Африки, Азии и Южной Америки, в частности, с Бразилией, причём не исключается возможность производства в Бразилии Як-130 по лицензии.

Среди стран СНГ первой заказала Як-130 Белоруссия. Также велись переговоры о поставке Як-130 ВВС Казахстана.

Як-130 Республики Беларусь
Як-130 Республики Беларусь

Демонстратор Як-130 за время своей лётной карьеры менял окраску трижды. Изначально самолёт окрасили в три цвета: белый, серо-голубой и малиновый. На киль нанесли логотипы разработчиков - фирм "Як" и "Aermacchi". Бортового номера не было, но на бортах фюзеляжа в районе кабины имелась надпись "Як-130" белого цвета. Перед авиасалоном в Ле-Бурже - 1999 года самолёт перекрасили, сохранив в целом схему и цвета окраски, только серо-голубой цвет приобрёл более насыщенный синий оттенок. По бортам хвостовой части ниже киля фюзеляжа нанесли чёрной краской гражданский регистрационный номер RA-43130, на воздухозаборниках двигателей - бортовой номер 336. В 2001 году Як-130Д сменил демонстрационную окраску на трёхцветный камуфляж (два оттенка зелёного и жёлто-коричневый цвета). Прежнюю гражданскую регистрацию белого цвета нанесли на киль, верхние и нижние поверхности крыла. Киль также украсили изображениями флага России и логотипов фирмы "Як" и завода "Сокол". На борта фюзеляжа в районе кабины контуром белого цвета был нанесён номер 01.

Первые серийные самолёты полностью окрасили в тёмно-зелёный цвет, а законцовки киля и крыла - в оранжево-жёлтый цвет. Опознавательные знаки в виде красных звёзд с бело-красной окантовкой, нанесены на киль, верхние и нижние поверхности крыла. Двузначные бортовые номера белого цвета изображены на фюзеляже в районе кабины, на киле сохранились логотипы "Як" и "Сокол". Як-130 (б/н 01) позже получил двуцветную зелёно-коричневую камуфляжную окраску, цифры бортового номера нарисовали белым контуром. Самолёт с бортовым номером "02" перед авиасалоном МАКС 2013 перекрасили по исторической для ОКБ А.С. Яковлева бело-красной схеме. Як-130 (б/н 03), скорее всего, летал неокрашенным, цвета жёлто-зелёной грунтовки.

Самолёт с бортовым номером "02" перед авиасалоном МАКС 2013 перекрасили по исторической для ОКБ А.С. Яковлева бело-красной схеме.
Самолёт с бортовым номером "02" перед авиасалоном МАКС 2013 перекрасили по исторической для ОКБ А.С. Яковлева бело-красной схеме.

Все Як-130, полученные ВВС России до конца 2013 года, и "фирменный" самолёт с бортовым номером "134" окрашены по обратнотеневой серой схеме. Цвет окраски верхних поверхностей чуть темнее цвета окраски нижних поверхностей, в результате в полёте самолёт выглядит окрашенным в однотонный серый цвет. Як-130 (б/н 65) получил камуфляжную окраску из двух оттенков серого цвета - возможно, так будут окрашиваться все самолёты Як-130 для ВВС России.

Все Як-130, полученные ВВС России до конца 2013 года, и "фирменный" самолёт с бортовым номером "134" окрашены по обратнотеневой серой схеме.
Все Як-130, полученные ВВС России до конца 2013 года, и "фирменный" самолёт с бортовым номером "134" окрашены по обратнотеневой серой схеме.

ОГРОМНОЕ СПАСИБО ЗА ВАШЕ ВНИМАНИЕ!!! Подписывайтесь, ставьте лайки, комментируйте!!! Дальше, интересней!!!