Двадцать три года назад в самый разгар моего интереса к моделям железной дороги из славной ГДР на прилавке магазинчика своего верного поставщика я вдруг увидел две небольшие и невзрачные коробки, мгновенно вздрогнув: что-то родное и теплое, затаённо-ностальгическое завладело тогда моим сердцем. А все дело в том, что точно такие же коробки я видел на прилавке Центрального Детского мира еще лет двадцать назад, когда мы были там с моим отцом и он мне их тогда купил!..
В этих картонках, снабженных не столь яркими этикетками лежали детали для самостоятельной сборки моделей старинных автомобилей, одним из которых был именно он – Вартбург!
Азартно трясясь всем телом и сдерживая накатившее волнение, я поинтересовался у своего товарища, сколько он хочет за штуку, тот отмахнулся от меня, как от назойливой мухи:
- Да блин, дай чего-нибудь, и ладно!
Это «дай чего-нибудь» вылилось тогда в 3 американских доллара за экземпляр, о чем я и поставил отметку на борту коробки, рядом с другой отметкой – заведующей секцией магазина, в которой когда-то продали машинку-конструктор в первый раз всего-то за два советских рубля:
Ну что, заглянем внутрь, перенесемся на машине времени в 1977 год? Давайте! Набор выпускала фирма (а может, и кооператив) MK modelle, если честно, то я ничегошеньки не знаю про нее и ейную продукцию, я также не ведаю, были ли у нее еще варианты сборных моделей, кроме тех двух, что есть у меня, в детстве с подобными больше не сталкивался.
Первое, что нас встречает в коробке – это инструкция, рисунок на обложке которой почти полностью повторяет этикетку на коробке.
Владельцу конструктора предлагается собрать (а точнее - склеить) модель автомобиля Wartburg 1898 года, важно также прочитать, что модель выполнена в масштабе 1 : 25, который, на мой взгляд, популярным назвать нельзя, хотя могу ошибаться.
Полистаем инструкцию. Она «ограниченно цветная», а точнее, трехцветная, все изображения отпечатаны черным цветом, а фон – ярко-горчичным, на обложке мы видим и третий цвет - фуксия.
Увы, руководство по сборке на немецком языке, но путаться тут особенно негде, модель не слишком сложная и любой школьник мог собрать ее самостоятельно, а дошкольник – вместе с отцом.
Но чтобы не заскучать, для советского потребителя в коробочку помещали вкладыш исключительно на русском языке, и на этом пожелтевшем, за почти пятидесятилетнюю историю, листке пропечатали интересную информацию о самом образце, с которого и сделали эту модель – почитайте, возможно, и вам это будет интересно!
Ну а теперь перейдем к главному. Обратите внимание, что здесь все оригинальное, и резинка (до сих пор жива!), и пакетик и упаковочный листок – все «в нульсене», все в идеале.
На упаковочном листке отлично видна дата – 1977 год, но мы можем почерпнуть еще некоторое количество информации о датировке из двух предыдущих бумажных носителей – этикеток на коробке и вкладыше. Я уже рассказывал Читателю, как можно легко и достаточно точно датировать любые немецкие изделия, причем и сегодняшние немецкие товары тоже можно датировать таким способом: везде внизу мелким текстом пропечатан код, из которого видно, что инструкция вышла из типографии в 1976 году, а коробочная этикетка – еще раньше, в 1975 году.
Отдельно от пакетика с деталюшками лежат крупные узлы будущей модели – рама и корпус и вы уж простите меня, но трогать резинку и сам пакетик я не стану, поскольку обратно сложить все так, как это было сложено в далеком 1977 году уже не смогу, а коллекционная ценность набора безвозвратно пострадает (шутка).
Собирать модель я, естественно, тоже не планирую по той же самой причине: пока все лежит так, как сейчас, эта модель является «музейной ценностью», стоит ее собрать, и это будет уже почти просто ретро-модель без особой ажиотации, для настоящего собирателя древностей из ГДР она точно не станет представлять интереса.
В детстве Вартбург мы собирали вместе с отцом и старшим братом, поиграть в него долго не получилось – слишком хрупки немецкие детали, слишком горяч был сам игрок, то есть я, да и ведь надо понимать, что это модель, не предназначенная для игры, а скорее, для созерцания, для бережного хранения за стеклом шкафа, но ведь так хотелось ее покатать!!!..
В следующий раз я постараюсь показать вторую машинку, не менее интересную и даже более сложную, чем Вартбург 1898 года, так что дождитесь!