Найти тему
Максим Бурмистров

Игрушечная железная дорога из ГДР: мечта любого мальчишки! Часть 1.

В разное историческое время у детей случаются характерные, для этого самого периода, увлечения. Например, мои сыновья прошли через собирательство карточек и журналов с изображениями героев мультика Скуби-Ду, к праздникам просили они наборы Лего, причем увлечение этим конструктором не прошло у них до сих пор, хоть и перевалило им уже за двадцать. Детские увлечения – вещь заразительная, через них прошел и я в свое время и мой старший брат, родившийся в конце пятидесятых прошлого столетия.
В школьные годы он очень серьезно занимался собиранием марок и монет, так что и я, когда подрос, все карманные деньги тратил исключительно на марки, регулярно обегая все газетные киоски в округе.
Но это увлечение, доставшееся мне, по сути, «по наследству» от братца, вовсе не разделяли мои школьные товарищи, сверстники, ибо в это время (конец семидесятых – начало восьмидесятых) иная страсть обуревала всеми мальчишками, не обошла стороной она и меня. Это всепоглощающее вожделение – железнодорожные модели из ГДР, из Германской Демократической Республики, поставлявшиеся в СССР в трех масштабах, но наибольший интерес, конечно, представлял самый большой из них, НО, 1:87.
Производитель масштабных моделей, PIKO , предоставлял возможность юному технику создать в ограниченном пространстве малогабаритной квартиры настоящий маленький полностью обустроенный город или участок сельской местности, среди которого пролегали миниатюрные железнодорожные пути, оснащенные стрелками, переездами и вокзалами.
По сути, здесь не было никаких ассортиментных границ в создании полноценного и очень подробного макета, ограничений же обнаруживалось всего только два – это тотальный дефицит ходовых дополнений, поставляемых в нашу страну из Восточной Германии и главное препятствие – деньги, которые вы были готовы потратить на развитие домашней железнодорожной сети.
Отправной точкой в этом удивительном миниатюрном мире железных дорог обычно служил какой-нибудь недорогой (стоимостью около 15 рублей по тем деньгам) стартовый набор, в который входил один простенький локомотив, пара-тройка таких же простых вагонов, круг из рельсов и модуль управления, который позволял осуществлять маневрирование поездами при помощи батарей питания.
Я тоже заразился этой страстью и долго выпрашивал у родителей железную дорогу, которую и купил мне, к величайшей моей детской радости, мой отец. Я в мельчайших подробностях помню этот день, когда не помня себя от радости, я держал крепко-накрепко заветную коробку с прозрачной пластиковой крышкой, под которой в аккуратном немецком порядке были разложены незамысловатые компоненты стартового набора «PIKO Junior».

Стартовый набор Пико Джуниор – с него начиналось мое увлечение моделями железных дорог.
Стартовый набор Пико Джуниор – с него начиналось мое увлечение моделями железных дорог.

Отношение к этой игрушке у меня было столь трепетное и осмысленное, что по сути, она единственная, в оригинальной упаковке и даже с чеком из магазина, сохранилась до сегодняшнего дня, а ведь у меня перебывало очень много игрушек, которые часто покупал мне отец, но они, увы, не могут похвастаться столь завидной участью.
Скажу честно, в детстве при всем моем не остывающем вожделении к игрушечным железным дорогам, развития тема так и не получила. Да, приобретались несколько раз (и всегда неудачно, с возвратом) у одноклассников локомотивы и вагоны, пара строений, но дальше этого дело не шло по банальной причине – на существенное и даже не существенное расширение локомотивного и вагонного парка требовались весьма приличные деньги, а у меня их не было, да и семья жила достаточно прижимисто и я не смел клянчить у родителей средства на «какие-то» игрушки, отчетливо осознавая, что лишних денег у них нет.
Однако мой драгоценный стартовый набор уцелел, как оказалось, совсем не зря, ибо тема получила абсолютно другое и неожиданное продолжение спустя… почти двадцать лет с момента покупки заветной коробки, когда у меня родился старший сын и мне захотелось, пока он подрастает, собрать для него немного игрушек, которые волновали меня в моем детстве.
Тема меня увлекла и затянула, так что и первый и второй сын в своем детстве прошли через железную дорогу и мы с увлечением играли в поезда, раскладывая рельсы по всей квартире, гоняя составы из комнаты в комнату с утра и до позднего вечера.

Чек из магазина бережно сохранен мной вместе с самим набором. Теперь это часть семейной истории.
Чек из магазина бережно сохранен мной вместе с самим набором. Теперь это часть семейной истории.

Что же было такого в этой забаве, почему она производила на меня столь ошеломляющее действие, которого, наверняка, уже никогда не окажет на современного ребенка, избалованного самыми замысловатыми игрушками и играми?
Во-первых, это уникальная подробность и схожесть с оригиналом. Отец много покупал мне хороших ГДР-овских игрушек, но бывали у меня и наши, советские. Я всегда замечал между ними разницу и меня это крайне раздражало – я не мог понять и принять того, что отечественные игрушки всегда выглядели топорно и некрасиво, игрушечная индустрия, работавшая на детей, почему-то никогда не старалась, например, сделать точную копию грузовика или легковушки, выпуская непотребные пельмени, лишь отдаленно напоминающие ЗИЛы, ГАЗы или Москвичи. Магазины были заставлены жутковатыми железными или пластмассовыми уродцами, играть в которые мне лично не доставляло никакого удовольствия.

Гоночный «крокодил» - чисто советская пластиковая игрушка жутковатого вида. Стоил он, насколько помню, 50 копеек.
Гоночный «крокодил» - чисто советская пластиковая игрушка жутковатого вида. Стоил он, насколько помню, 50 копеек.

На этом фоне засилья закошмаренных игрушек, играя в которые ребенок, видимо, должен был дофантазировать недостающие детали или свыкнуться с их природной ущербностью, игрушки из ГДР становились отдушиной и раскупались почти мгновенно даже несмотря на то, что стоили гораздо дороже отечественных.
Но кто помнит эти немецкие игрушки, тот обязательно должен отметить, что в большинстве своем они были… фантазийными. Да, это замечательные экземпляры, выполненные очень качественно, ярко, подробно и из хороших материалов, из той же сочного цвета, твердой пластмассы, прекрасно «отдавленного» и окрашенного металла, но машинки зачастую не отражали собой определенную модель, скопированную в масштабе, просто конструкторы игрушек придумывали эти модели, даже давали им вымышленные имена…
Например, мои ровесники могут вспомнить целую серию игрушечных пластиковых трехосных грузовичков « Bison », или сложные и крупные грузовые автомобили-тягачи, сделанные из жести, пластика и резины, оснащенные разными типами кузовов – полуприцепами-цистернами, платформами, пожарными модулями или выполненные в виде мобильных кранов.

Большой тягач с полуприцепом – сложная, в технологическом плане, игрушка. Детали тут из жести, пластика, резины и еще одного, гибкого пластика (например, из него сделаны лестнички под кабиной тягача). Машину можно было не только катать, но и перевозить жидкости: в цистерне имелся небольшой резервуар, а в инструментальном ящике под ней хранился шланг с краником. Прицеп отцеплялся, у него «под брюхом» располагалось откидное стояночное колесико. Таких видов цистерн существовало несколько, в частности, был точно такой же тягач, но в фирменной раскраске BP, а еще был Мерседес Унимог с ярко желтой цистерной Шелл.
Большой тягач с полуприцепом – сложная, в технологическом плане, игрушка. Детали тут из жести, пластика, резины и еще одного, гибкого пластика (например, из него сделаны лестнички под кабиной тягача). Машину можно было не только катать, но и перевозить жидкости: в цистерне имелся небольшой резервуар, а в инструментальном ящике под ней хранился шланг с краником. Прицеп отцеплялся, у него «под брюхом» располагалось откидное стояночное колесико. Таких видов цистерн существовало несколько, в частности, был точно такой же тягач, но в фирменной раскраске BP, а еще был Мерседес Унимог с ярко желтой цистерной Шелл.

В этом смысле масштабные модели железных дорог становились эталоном в глазах искушенного потребителя, ведь при всей своей миниатюрности они в точности до мельчайших деталей повторяли натурные образцы – локомотивы и вагоны, существовавшие в жизни!
Подумать только – у игрушечного паровоза на корпусе было то же количество «заклепок», что и у настоящего паровоза, даже номер на борту не фантазийный, а тот самый, что и на настоящей паровой машине, разве это не удивительно?

Модель паровоза BR 86. Компания PIKO, ГДР, 1980-е годы.
Обращает на себя внимание тщательная детализация в воспроизведении деталей корпуса, колесных тяг.
Модель паровоза BR 86. Компания PIKO, ГДР, 1980-е годы. Обращает на себя внимание тщательная детализация в воспроизведении деталей корпуса, колесных тяг.

Но "железка" от Пико - это не только локомотивы, вагоны и рельсы, это еще и куча всевозможных дополнений, при помощи которых можно было создать полноценный макет, в котором есть земля и горы, мосты и тоннели, переезды, машины и конечно, люди. Целый мир в миниатюре, идеальный, цветущий, яркий, где все продумано до мелочей, где нет никаких бед, но все живут мирно и счастливо - таким виделась мне тогда эта многогранная и удивительная, практически "бесконечная" в своем возможном развитии, игрушка!
И все дополнения, которыми можно было украсить создаваемый в квартире макет тоже появлялись не случайно. Так, например, вокзалы, жилые дома и привокзальные постройки тоже копировались с натурных образцов, чем и достигалась в макете полная и абсолютная волшебная иллюзия того, что как будто по мановению волшебной палочки настоящие поезда, дома, деревья, машины и даже горы «спрессовали», уменьшили до игрушечных размеров, позволив детям соцлагеря в них играть!
Но производитель не просто позволял ребенку и взрослому накупить наборов и дополнений и погружаться игру. Занятие это выкатывалось далеко за рамки "просто игры" благодаря тому, что те же здания выпускались в разобранном ассортименте, их нужно было сначала склеить, а уж только затем установить на макет. Творческая составляющая в игре добавляла интереса, позволяла взрослому и ребенку объединиться в едином интересе, общаться в игре и получать удовольствие от совместного досуга.

Строения поставлялись в виде моделей для склеивания. Клей в коробку не вкладывался, поэтому в условиях тотального дефицита модели иногда лежали месяцами, прежде чем удавалось разжиться заветным тюбиком "Суперцемента" - немецкого клея, изредка продававшегося в обычных хозяйственных магазинах.
Строения поставлялись в виде моделей для склеивания. Клей в коробку не вкладывался, поэтому в условиях тотального дефицита модели иногда лежали месяцами, прежде чем удавалось разжиться заветным тюбиком "Суперцемента" - немецкого клея, изредка продававшегося в обычных хозяйственных магазинах.

Модельные железные дороги – это, как писалось в инструкции, «сложная электромеханическая игрушка», что подразумевало под собой особое с ней обращение, возможно и желательно даже – при активной помощи взрослых. Одно дело – соединить два проводка от пульта управления с контактным участком рельсового полотна, совершенно другое дело оснастить макет электрическими стрелочными переводами, подключить автоматические шлагбаумы, фонари, оборудовать подсветкой здания – здесь мальчишке второкласснику уже не обойтись без помощи отца или старшего брата. Именно поэтому, возможно, в те, уже далекие годы не только дети мечтали об этой игрушке, но и взрослые дядьки, которые иногда даже больше своих детей увлекались собирательством самых различных дополнений к «железке», но прежде всего, конечно, поглощены были коллекционированием подвижного состава – локомотивами и вагонами.
Взрослые, в отличие от детей, практически не играли «в паровозики», а просто собирали их, аккуратно складируя в огромные коробки по разновидностям. Были и такие, кто организовывал в квартирах целый музей, аккуратно расставляя в дефицитных книжных полках производства чешского национального предприятия «Древоуния» (10 рэ штука!) целые составы - товарные, пассажирские, ведомые паровозами, электровозами и тепловозами.

Наиболее продвинутые собиратели делали сами или на заказ специальные витрины, в которых аккуратно расставляли драгоценные экземпляры локомотивов и вагонов.
Наиболее продвинутые собиратели делали сами или на заказ специальные витрины, в которых аккуратно расставляли драгоценные экземпляры локомотивов и вагонов.

И правда, этими игрушками можно было и нужно было любоваться – столько тщания и умения вкладывали в их создание наши собратья по СЭВ!
Покупательский интерес подогревался постоянным расширением ассортимента продукции, увеличением ее качества и ее все повышающейся детализацией. Этот «национальный» интерес к моделькам из ГДР породил и дефицит, а дефицит, как известно, всегда порождает спекуляции, так что сложилась и целая «мафия» дельцов, скупающих, или получающих горячий товар из под прилавка, который потом всплывал у торговцев в переходах или у крупных магазинов, торгующих железнодорожными моделями. Ценник же, как правило, был стандартным – «два конца», если в магазине, например, можно было купить стрелочный перевод за рубль, в подземном переходе у барыги он стоил уже два.
Но коллекционирование – настоящая страсть, и здесь были возможны любые перекосы. Некоторые модели тех же локомотивов, например, считались редкими, а посему ценник на них мог умножаться и на три, а то и на четыре, тоже самое происходило и с дефицитными моделями вагонов.
В крупных центральных магазинах Москвы на постоянной основе имелись специальные отделы, торгующие моделями железных дорог фирмы PIKO , здесь практически всегда можно было купить относительно не дефицитные стартовые наборы железных дорог или простенькие дополнения, раскупавшиеся охотно теми, кто только окунался в мир миниатюрного рельсового транспорта. Для наиболее продвинутых предлагались и другие аксессуары, применяющиеся в создании полноценного, стационарного макета. Например, можно было купить набор пластиковых ёлочек или пакетик с окрашенными в зеленый цвет, опилками: из деревьев на макете можно «посадить» целый лес, а опилки применялись вкупе с канцелярским клеем (а лучше с ПВА или "Бустилатом") для создания травяного покрова.

Пластиковые ёлки для макета железных дорог. Оригинальная упаковка, комплект из десяти деревьев разного размера. Внутри упаковки виден бумажный вкладыш. Производитель: VERO, ГДР, 80-е годы.
Миниатюрные пластиковые ёлки отлично дополняли домашний макет. Интересна конструкция корневой системы, выполненной с эксцентриком: достаточно было повернуть корень дерева на определенный угол, чтобы появлялась возможность установить вертикально ель на склон горы или любую другую неровность поверхности макета.
Пластиковые ёлки для макета железных дорог. Оригинальная упаковка, комплект из десяти деревьев разного размера. Внутри упаковки виден бумажный вкладыш. Производитель: VERO, ГДР, 80-е годы. Миниатюрные пластиковые ёлки отлично дополняли домашний макет. Интересна конструкция корневой системы, выполненной с эксцентриком: достаточно было повернуть корень дерева на определенный угол, чтобы появлялась возможность установить вертикально ель на склон горы или любую другую неровность поверхности макета.

Удивительны по схожести с оригиналами и еще одни необходимые участники процесса создания достоверного макета – это автомобили. Скажу больше – маленькие машинки стали не просто дополнением к макету, но и породили отдельную ветвь в коллекционировании, настолько они были разнообразны по ассортименту и опять же, идеально исполнены.

Автомобили для макета железных дорог удивляют своим изумительным сходством с оригиналом.
Автомобили для макета железных дорог удивляют своим изумительным сходством с оригиналом.

Но эти машинки приобретались родителями и в качестве отдельной, не связанной с «железкой», игрушки. В частности, в моем детстве и мать и отец часто покупали мне легковые «Вартбурги», грузовики «Шкода» и автобусы «Робур» в качестве «просто игрушки», причем, в частности, автобус «Робур» приобретался в обычном игрушечном магазине, в котором никогда не продавались никакие наборы, или другие дополнения железных дорог.
Запомнился мне и эпизод посещения игрушечного отдела ГУМа, в котором стояли две огромные коробки от цветных телевизоров, доверху наполненных малюсенькими легковушками «Вартбург» самых разных расцветок. Стоила одна такая машинка, если не ошибаюсь, копеек двадцать.
И если вы уже "втрескивались" в коллекционирование всего и вся, что связано с модельными железными дорогами, собирались строить дома полноценный макет, просто необходимо было обзавестись всяческими дополнениями, например, автоматическими семафорами.

Выпускалось достаточно много различных электрифицированных дополнений для макетирования - это и семафоры, и стрелки и переезды, оборудованные автоматически закрывающимися шлагбаумами и даже специальные расцепщики вагонов, приводимые в действие с пульта управления (который также можно было приобрести в отделах, торгующих модельными железными дорогами или у барыг в подземном переходе).
Выпускалось достаточно много различных электрифицированных дополнений для макетирования - это и семафоры, и стрелки и переезды, оборудованные автоматически закрывающимися шлагбаумами и даже специальные расцепщики вагонов, приводимые в действие с пульта управления (который также можно было приобрести в отделах, торгующих модельными железными дорогами или у барыг в подземном переходе).

Конечно, основным «материалом» для составления коллекции служили локомотивы и вагоны, и немцы, как величайшие педанты всех времен и народов, сегодня озадачились стандартизацией той продукции, которая когда-то выходила на прилавки игрушечных магазинов, появилась даже особая энциклопедия, благодаря которой можно не только определить год, когда была сделана конкретная модель паровоза или электровоза, но и предприятие, ее выпустившее, а также и стоимость на антикварном рынке, ведь сегодня, когда нет ни ГДР, ни многих изготовителей миниатюр, они являются вожделенным приобретением как в Германии, так и далеко за ее пределами.

Страница из книги, посвященной разновидностям моделей локомотивов, выпускаемых самыми разными предприятиями в ГДР. Любопытно, что цены приводятся и в марках и в евро, однако они на момент выхода в свет книги уже не отражали действительность.
Обращает внимание на себя и пометка возле некоторых разновидностей "Свободный прайс", что означает особую редкость экземпляра и возможность счастливого владельца, в сущности, запросить за модель любые деньги, иногда и совершенно сумасшедшие...
Страница из книги, посвященной разновидностям моделей локомотивов, выпускаемых самыми разными предприятиями в ГДР. Любопытно, что цены приводятся и в марках и в евро, однако они на момент выхода в свет книги уже не отражали действительность. Обращает внимание на себя и пометка возле некоторых разновидностей "Свободный прайс", что означает особую редкость экземпляра и возможность счастливого владельца, в сущности, запросить за модель любые деньги, иногда и совершенно сумасшедшие...

Удивительно, но подобной энциклопедии немцам так и не удалось создать по вагонам (слишком, видимо, объёмен этот необъятный материал), но зато выпущена книга, посвященная моделям автомобилей, а это означает, что эта параллельная ветвь в собирательстве игрушек железнодорожной тематики вызывает у немцев (и не только) неподдельный интерес, а многие экземпляры пластиковых малышек стоят приличных денег…

Благодаря энтузиастам создан великий труд, позволяющий увлеченному коллекционеру заняться выяснением происхождения отдельных экземпляров моделей автомобилей, выпускавшихся в ГДР для создания полноценных железнодорожных макетов.
Благодаря энтузиастам создан великий труд, позволяющий увлеченному коллекционеру заняться выяснением происхождения отдельных экземпляров моделей автомобилей, выпускавшихся в ГДР для создания полноценных железнодорожных макетов.

И еще, напоследок: никакие серьезные коллекционные явления, будь то собирательство марок, книг, открыток, монет и так далее, не обходятся без тематических каталогов. В железнодорожном моделизме они также были и выпускали их сами производители моделей, причем с завидной регулярностью.

Каталоги Пико, компании, которая целиком работала на рынок стран СЭВ, выходили достаточно регулярно, но сегодня представляют собой редкий и ценнейший коллекционный материал.
Каталоги Пико, компании, которая целиком работала на рынок стран СЭВ, выходили достаточно регулярно, но сегодня представляют собой редкий и ценнейший коллекционный материал.

Тогда они служили путеводной нитью для приобретателя, получающего актуальную информацию о новинках, что называется, из первых рук. Сегодня же владельцы каталогов обладают еще одной важной коллекционной ветвью, ибо зачастую становится трудно выискать не конкретную модель, а сам бумажный носитель, обобщающий ассортимент, выпускаемый в определенный промежуток времени.
Малейшие отличительные детали в определенном локомотиве или вагончике могут существенным образом влиять на его коллекционную и естественно, материальную ценность. Есть даже такие модели, о которых подавляющее большинство собирателей скажет: « в глаза не видел», а можно с уверенностью добавить: «и не увидишь никогда», потому что они имеются исключительно на страницах каталогов или выпускались столь мизерными партиями, что не сохранились до нашего времени или имеются в нескольких экземплярах в частных собраниях. Например, продукция кооператива "Гюнтер Геберт" отображается в энциклопедии локомотивов исключительно в виде каких-то невнятных фотографий с обложек упаковок, складывается ощущение, что даже составителям книги не посчастливилось ни разу увидеть хотя бы одну модель этого производителя «живьем»!
Собирательство моделей железных дорог всегда "обрастает" различными необычными дополнительными коллекционными ветвями, например, можно параллельно с собиранием подвижного состава и дополнениями увлечься наклейками, которые выпускают производители для продвижения своей продукции...

Наклейки - еще одна статья в списке направлений коллекционирования, подспудно сформировавшихся вокруг основного увлечения.
Наклейки - еще одна статья в списке направлений коллекционирования, подспудно сформировавшихся вокруг основного увлечения.

Эта статья – лишь первенец в серии моих статей, ведь сказать всего о моделях железных дорог в единственном материале просто невозможно! Тема требует продолжения, закономерно делимого по тематическим направлениям, среди которых особняком стоят и локомотивы, и вагоны, и дополнения, и автомобили и, естественно, каталоги, литература. Если вам интересна тема игрушечного советского прошлого, думаю, будет интересно – следите за каналом, подписывайтесь, продолжение прибудет строго по расписанию!

Продолжение истории о моделях железных дорог из ГДР читайте тут:

Часть 2. Каталоги продукции - ценный коллекционный материал.

Часть 3. Каталоги: что выпускала компания PIKO и не только.

Часть 4. Каталоги конца эпохи и редкие издания.

Часть 5. Локомотивы-легенды.
Часть 6. "Доисторический" моторный вагон.

Часть 7. Самый загадочный паровоз PIKO.