Найти тему
Журнал Авто.ру

Лада, которая шокировала Париж: история эксцентричного Рапана из 1990-х

Оглавление

Девяностые — не самое удачное время для отечественного автопрома. Впрочем, даже в этой эпохе можно найти кое-что духоподъёмное. Например, неожиданно удачный концепт-кар Лада Рапан, который стал новым героем рубрики «Старые, но не бесполезные».

Такой прототип от ВАЗа не ждали

Мысленно перенеситесь на четверть века назад. Страна тогда находилась в тяжелейшем финансовом кризисе, рубль стремительно слабел, а вместе с национальной валютой рушилась как покупательная способность населения, так и объёмы промышленного производства. Поэтому автомобильная индустрия страны стояла на коленях.

И вдруг в таких условиях происходит чудо: сенсацией международной выставки в Париже становится новейший и яркий концепт-кар из Тольятти. Вызывающе футуристичная Лада Рапан одним своим видом отрицала малейшую возможность серийного производства.

-2

Владельцы Лад тогда, вероятно, были недовольны. Почему у завода есть средства на лишённый конвейерного будущего прототип, а на качественные серийные модели — нет?

Но сам по себе вазовский концепт в этом точно не виноват. А вот со своей задачей — хоть ненадолго развести тучи, сгустившиеся над российским автопромом, — футуристичная Лада справилась отлично.

От задумки до воплощения прошло четыре года

Впервые об этом шоу-стоппере заговорили в 1994 году. Не сказать, что те времена были для ВАЗа более спокойными и сытыми, чем 1998-й. Например, ещё недавно стабильные экспортные поставки трещали по швам. Какой-никакой зарубежный спрос на «Ниву» пока сохранялся, зато «Самара» потеряла всю рыночную актуальность. «Десятое» же семейство давно превратилось в долгострой.

И в этой ситуации в Тольятти приняли решение о разработке нового концепт-кара. Но зачем?! Его делали с одной целью — немного поправить пошатнувшийся имидж бренда в глазах иностранцев.

-3

Задача с самого начала стояла конкретная — придумать что-то максимально эффектное, а также построить машину, способную восхитить даже привыкшую к ярким концептам и суперкарам зарубежную публику. Нужно было показать, что АвтоВАЗ — это не только машины из прошлого.

Рулить проектом поставили инженера-конструктора Михаила Маркиева. Он подтянул к разработке дизайнеров Владимира Плешанова (экстерьер) и Валентину Новикову (интерьер). Работа по созданию концепт-кар ElCar 2000 стартовала тогда же, но закончилась только через четыре года.

Вначале у машины было другое название

Почему, кстати, ElCar 2000? Всё дело в том, что удивлять иностранную публику Маркиев решил именно электромобилем! А число в индексе намекало не столько на год выпуска модели, сколько на её нацеленность в будущее.

Интересоваться электромобилями на ВАЗе начали задолго до того, как это стало всеобщим трендом. Поэтому и ElCar 2000 создавали по самым передовым электротехнологиям того времени. Платформа для Элькара с аккумуляторами, размещёнными в полу, — это сегодняшний стандарт электромобилестроения. И это в 1994 году!

Элькаром концепт пробыл недолго. Говорят, что Валентина Новикова, разглядывая эскизы своего коллеги Плешанова, обратила внимание на их схожесть с ракушками рапанов — неизменным сувениром, который везли домой отдыхающие с черноморского побережья.

Так машина и стала Рапаном.

Стилистика автомобиля буквально приснилась дизайнеру

Затейливые формы вазовского концепта впечатляют и сегодня, а представьте, какой шок они произвели в середине 1990-х! Владимир Плешанов дал волю фантазии. По признанию самого дизайнера, облик машины пришёл к дизайнеру из Тольятти во сне.

Работа Плешанова — идеальный сплав эклектики и разумных компоновочных решений. Огромная зона остекления, дискообразные двери, переплетающиеся кузовные элементы: линия передней оптики, например, переходит в зеркала заднего вида. Всё это по-настоящему шокировало!

А ещё затейливый экстерьер Рапана зрительно увеличивал автомобиль. При длине в 3490 мм он вообще-то лишь чуть больше «Оки», но кажется при этом машиной на класс выше.

Приподнятая крыша, объёмные боковины кузова и низкий пол обеспечивали концепту просторный четырёхместный салон.

Интерьер, к слову, достоин внешности Рапана. Созданный в стилистике биодизайна салон концепта удивлял интригующими решениями. Что скажете, например, о неподвижной рулевой ступице? В верхней её части разместились спидометр и контрольные лампы, а в нижней — подушка безопасности. Только в 2004-м нечто отдалённо похожее появилось на серийном Citroen C4.

Рапан был функциональным концептом

Столь яркому внешне прототипу можно было простить статус макета, но Рапан задумывали и сделали полноценным действующим образцом. Концепт оснастили электродвигателем постоянного тока ПТ-125 мощностью 34 л.с. и никель-кадмиевыми аккумуляторами НКП-120. И то, и другое подошло от электрической «Оки», опытную партию которой на ВАЗе выпустили ещё в начале 1990-х.

По нынешним меркам, дальность хода не впечатляет — около 90–100 км. Но для концепт-кара это не так важно. Главное, что Рапан получил соответствующую своему статусу автомобиля из будущего силовую установку — тихую и экологически чистую.

Не всё в процессе создания шло гладко. Очень долго до ума доводили электрическую трансмиссию концепта, а весной 1995-го, когда большая часть работ по машине была уже сделана, проект вдруг остановили. Все свободные руки дизайнеров кинули на доводку проекта новой «Нивы» — ВАЗ-2123.

К Рапану не прикасались почти два года и вернулись к нему только в 1997-м.

Российский концепт стал сенсацией Парижа

Остаётся только догадываться, какой фурор произвёл бы Рапан, если бы дебютировал в Париже двумя годами раньше. Но и осенью 1998-го вазовский концепт-кар заявил о себе в полный голос. На фоне скудной модельной гаммы ВАЗа казалось, будто этот впечатляющий автомобиль по ошибке поставили не на тот стенд.

После порции восторгов от маститых дизайнеров и экспертов Рапан отправился в Италию: машину пригласили на съёмки телепередачи на канале Rai 1. В общем, это был успех, хотя и с оттенком грусти.

Все понимали, что футуристичный концепт из Тольятти — это разовая акция, а не сигнал к перезагрузке АвтоВАЗа. В течение нескольких лет Рапан, сменив окраску с бежевой на светло-зелёную, ещё поездил по разным выставкам, а после осел в фирменном музее, не дав серийного потомства.

Со временем машина растеряла первоначальный лоск и выправку, как это часто бывает со ставшими ненужными концептами. Но в Тольятти решили не забывать прежних героев. Совсем недавно вазовцы отчитались о полной реставрации Рапана. После трёх месяцев работ машинка вернулась в музей почти в таком же блестящем виде, в каком она предстала перед парижской публикой осенью 1998-го.

Фотографии: drom.ru

Крыша-крышка и кузов из пенопласта: все особенности Lada Roadster из 2000-х

Российская «Жёлтая акула», ездить которую учил Макрей: история ВАЗ-21106

Авто
5,66 млн интересуются