Ну, казалось бы, зачем на юге страны нужны ледоколы? Черное море, вообще, не замерзает, море Азовское вообще…
А. что вообще? Моря наши, хоть и южные, дуют на них часто ветра северные, и (вот как это ни странно) ледоколы нужны. История ледоколов, служивших в наших морях, очень интересная. Многие из них «одели военную форму», а, потому, попробуем немного о них рассказать.
Но, раз мы немного зацепили историю Азовско-донского канала, проследим его судьбу. Я о ледоколе, который так и назывался «Ледокол донских гирл», который упоминался в предыдущей статье. Итак…
«Ледокол Донских гирл» по происхождению, был «немцем». Он был построен в 1897 на судоверфи «Howaldtswerke AG» в Штеттине (Германия) по заказу Комитета Донских Гирл (о котором мы когда-то писали).
В справочниках за 1899 год в списках паровых судов Комитета Донских гирл появляется пароход «Ледокол» под командованием штурмана дальнего плавания Павла Спиридоновича Арсени.
Двухвинтовой стальной ледокол открывал навигацию 1899 года. По данным Отчета Комитета Донских гирл в течении навигации 1902 года буксиром было проведено 610 судов. В «межсезонье» «Ледокол» буксировал шаланды при землечерпательных машинах, расчищающих протоки, занимался спасательной буксировкой.
Самое интересное, что ледокол оказался задействован и в экспериментах «отца радио» Попова.
Потом началась Первая Мировая.
Из пяти портовых ледоколов 4 принадлежали МТиП и находились в ведении административной части торговых портов: Николаева («Ледокол 1» и «Гайдамак»), Одессы («Ледокол 3») и Мариуполя («Ледокол IV»). Только небольшой «Ледокол Донских гирл» принадлежал Комитету Донских гирл и был приписан к Ростовскому порту. 5 ледокольных буксиров типа «Удалец» принадлежали портовикам МТиП: «Евгений» – Херсона, «Пантикапея» – Керчи, «Ногайск» – Бердянска, «Горгипия» – Таганрога и «Фанагория» – Ростова-на-Дону. В составе южного торгового флота России находились еще несколько небольших буксирных судов, считавшихся ледокольными или ледорезными, например, таких как старый частный буксир «Шалун», ледорез «Морж», буксиры и спасатели РОПиТ «Полезный» и «Смелый».
Всего в бассейне имелось 23 гражданских ледокольных судна (включая 5 портовых ледоколов). В составе Морского ведомства числились 2 ледокольных буксира: портовые суда – «Удалец» и «Бельбек». Можно также считать ледокольным (или ледорезным) судном спасатель «Черномор», построенный по видоизмененному проекту первого «Силача».
До конца 1914 г. почти все гражданские ледокольные суда включили по военно-судовой повинности в состав различных флотских формирований или превратили в плавсредства Севастопольского и Николаевского военных портов.
«Ледокол» Комитета Донских гирл в 1915 году был призван по военно-судовой повинности. В 1914 г. в состав плавсредств Севастопольского порта последовательно вошли «Ногайск» (25 июля) и «Горгипия» (26 ноября), а в 1915 г. – «Ледокол I» (1 марта), «Ледокол IV» (3 мая), «Лукоморье» (7 июля) и «Ледокол Донских гирл» (21 июля).
О боевой работе ледоколов информации очень мало. Участи ледоколов в Гражданской войне – тема отдельного рассказа.
В горниле Гражданской войны в Азово-Черноморском бассейне уцелели только «Ледокол IV» и «Ледокол Донских гирл», которые в ходе Гражданской войны были включены в состав Красной Азовской флотилии как канонерские лодки. 16 декабря 1917 Ледокол донских гирл вошел в состав Красного ЧФ, но потом случилась немецкая интервенция, и 1 мая 1918 он был захвачен в Севастополе германскими оккупантами и вскоре возвращен Комитету Донских Гирл. С 31 мая 1919 в качестве вооруженного ледокола входил в состав морских сил Дона Добровольческой белой армии, но 20 января 1920 захвачен частями РККА при освобождении Ростова-на-Дону. 7 февраля 1920 национализирован и передан Ростовскому Рупводу НКПС, а 13 апреля 1920 мобилизован вновь и в качестве вооруженного парохода зачислен в состав Доно–Азовской флотилии. 8 мая 1920 переведен в состав АВФ и переклассифицирован в КЛ. Участвовала в гражданской войне (минно-заградительные действия у Белосарайской косы в июне 1920). 28 января 1921 КЛ вошла в состав МСЧМ, а 23 ноября 1921 разоружена и исключена из списков судов РККФ в связи с возвратом Ростовскому торговому порту НКПС для использования в качестве ледокола.
Но во время Великой Отечественной войны, ледокола в нашем районе уже не было. Он ушел на Каспий.
20 марта 1928 ледокол приобретен КАСПАР, летом 1928 совершил переход вокруг Европы и по внутренним водным системам из Азовского моря на Каспий и вошел в состав плавсредств Махачкалинского торгового порта. Почему таким странным путем? Да. Потому, что другого не было. Волго-Донской канал построили после войны.
Ледокол под именем «Сталин» вышел из Ростова, прошел Азовское и Черное моря, проливы Босфор и Дарданеллы, Средиземное море, Гибралтарский пролив, Бискайский залив, пролив Ла-Манш, Северное море, Кильский канал, Балтийское море, пришел в Ленинград (израсходовав при этом ресурс своих котлов и паровых машин на пару навигаций вперед и немало валюты на покупку топлива). Далее он пошел отечественными речными путями по Неве, озерам, Мариинской системе, Шексне, вышел к Рыбинску и затем примерно 2000 км спускался вниз по Волге до Астрахани, далее по Каспийскому морю до Махачкалы.
В то время на Каспийском море уже был пароход «Сталин», более крупный, чем вновь прибывший, поэтому 7 мая 1934 года бывший «Ледокол Донских гирл» снова сменил имя на «Шаумян».
В феврале 1936 года во время шторма, ледокол затонул, погиб весь его экипаж (31 человек). Похоронены они на русском кладбище Махачкалы.
«МОСКВА, 22. (ТАСС). От Каспийского пароходства получены новые сведения о поисках ледокола «Шаумян», пропавшего без вести по пути из Махач-Калэ в порт Александровский.
Суда «Пролетарий», «Туркмен» обследовали весь район от Александровска до острова Чечен, в районе которого «Шаумян» 16 февраля подавал сигналы бедствия. Суда дошли до острова Тюленей, не обнаружив никаких следов аварийного ледокола.
«Пролетарию» и «Туркмену» дано задание подойти к северным частям Каспийского моря по кромке льдов и пробиться на один-полтора километра во льды, тщательно обследуя эти районы.
На борту «Шаумяна» 31 человек.»
Нашли его рыбаки, случайно зацепившись за него сетями. В 1937 году он был поднят и поставлен в ремонт.
С 27 марта 1938 в качестве ледокольно-буксирного парохода входил в состав пароходства «Касптанкер» Наркомвода и с 9 апреля 1939 - в состав НКМФ. В годы Великой Отечественной войны осуществлял воинские и народнохозяйственные перевозки на Каспии, буксировал в Астрахань шаланды и баржи с нефтепродуктами и использовался как буксир, СС и ледокол. 23 марта1946 поступил в подчинение ММФ, 10 июля 1947 выведен из эксплуатации, законсервирован и поставлен в гавани СРЗ им. Парижской коммуны в Баку на прикол, где впоследствии лег на грунт. В 1950 поднят, 22 июля 1950 признан непригодным к восстановлению и 16 октября 1950 исключен из списков судов ММФ в связи с передачей «Главвторчермету» для демонтажа и реализации.
Ледокол №4 (или Лелокол №IV, встречается и такое написание)
Корабль сей, имел более драматичную судьбу, и прошел две войны. Построен он был в 1907 году в Риге на верфи «Ланге и сын» («A.Lange un J.Skuje ») .
Заказал его в начале 1905 г. Отдел торговых портов Главного управления торгового мореплавания и портов для азовского торгового порта Мариуполь. Срок постройки, как водится, был коротким – готовое судно предъявлялось для испытаний и приемки не позднее 15 августа того же года. Однако из-за начавшейся в стране революции, закончить в срок постройку «ледокольного парохода» (так он именовался в договоре) не удалось. «Ледокол IV» пришел в Мариуполь летом 1907 г. По архитектуре это было 1-палубное судно с непрерывной верхней палубой и полубаком. Посередине судна установлена большая 2-этажная рубка, а перед ней – единственная мачта. Большая и широкая труба выведена сквозь настил рубки. По длине корпус ледокола разделен 7 водонепроницаемыми переборками. В носу имелась 1 балластная цистерна на 25 т воды, в корме – 2-я на 40 т. Водоизмещение 750 тонн, Длина всего 45,7 метров, ширина 12, осадка 4,86. Мощность паровых машин 1260 сил. Скорость 8 узлов.
Призван по военно-судовой повинности 03.05.1915 г. и вошел в состав плавсредств Севастопольского военного порта. Участвовал в Первой мировой войне. Как и большинство кораблей ЧФ поднял красный флаг, и 16.12.1917 г. вошел в состав красного ЧФ. 1.05.1918 г. захвачен немецкими интервентами. Передан в Мариуполь. Перешел на сторону «красных», но был расстрелян артогнем вооруженного ледокольного буксира Добровольческой армии "Полезный" и выбросился на берег у Генического маяка. 23.05.1920 г. поднят и 20.06.1920 г. вошел в состав Азовской флотилии в качестве канонерской лодки. С 13.06.1920 г. по 13.06.1922 г. - "Знамя социализма". Участвовал в гражданской войне. 28.01.1921 г. вошел в состав Морских сил Черного моря. 13.06.1922 г. разоружен, исключен из списков судов РККФ и возвращен Мариупольскому торговому порту под прежним названием "Ледокол IV". Первоначально ледокол находился в подчинении НКПС, с 30 января 1931 - Наркомвода и с 9 апреля 1939 - НКМФ. 22 июля 1941 мобилизован вновь, принят от НКМФ, переоборудован в канонерскую лодку «№4». Корабль получил на вооружение два орудия 34К и два пулемета, и был включен в состав Азовской флотилии (11 августа 1941 года).
В сентябре 1941 года канонерская лодка в составе корабельного отряда АзВФ вела огонь по Арабартской срелке, сдерживая продвижение противника от Геническа на Генгорку. С этого момента, канонерская лодка постоянно фигурирует в сводках.
24 сентября отряд кораблей в составе КЛ №4, «Рион», «Дон», «Перванш», снова ведут огонь по противнику. 27, 28, 30 сентября канонерка в составе отряда действует по Геническу, оз. Молочное и о. Бирючий. В октябре канонерка работает под Мариуполем. В начале ноября под Керчью, помогая эвакуировать части и поддерживая их своим огнем. Канонерская лодка №4 участвует в Керченско-Феодосийской десантной операции (об этом эпизоде ее биографии уже писалось). Но в январе на некоторое время выходит из строя, намотав трос на винт.
Канонерка ушла на дно от ударов немецкой авиации в июле 1942 года в Темрюкском порту.
Но на этом ее биография не заканчивается. 01.03.1944 г. корабль был поднят АСО Азовской флотилии и возвращен Наркомату морского флота. Правда, через год эксплуатации сказались повреждения, полученные от авиабомб, и в 1947 году корабль поставили на прикол. Разделали его на металл в 1950 году на Азовстали. А, вот фото этого славного корабля я и не нашел. Жаль.