Найти тему
Uremont

Советский грузовой фургон от ЗАЗ, который так и не стал массовым. А жаль!

Оглавление

Советский грузовой фургон от ЗАЗ, который так и не стал массовым. А жаль!

В СССР фургоны были в большом дефиците, как и микроавтобусы или пикапы. Многие разработки в этом направлении так и не получили поддержки и никогда не вышли в свет. И здесь речь пойдет о редком ЗАЗ-970, который в то время мог вполне составить конкуренцию Volkswagen T-1.

Начало биографии ЗАЗ идет с того времени, когда в Москве было принято решение перенести производство «Москвич-444» (малолитражку) на территорию УССР. Хотя такая машина была очень востребована в Союзе, столичные заводы просто не справлялись с производством, так как уже занимались выпуском более старших моделей. В конце 50-х маленький «Москвич» приехал на украинский завод «Коммунар» и здесь же был переоснащен в «Запорожец-965». Вместе с новой моделью на производство приехал один из инженеров Горьковского автозавода – Юрий Сорочкин – он и стал инициатором появления легкого грузовика на базе ЗАЗ-966.

Откуда прототип?

В 50-х сотрудниками НАМИ был приобретен для нужд Volkswagen T-1, который сразу советские инженеры оценили за простоту конструкции и практичность. Быть может тогда Юрий Сорочкин и загорелся создать свой, «советский» Фольксваген. Но был один неблагоприятный фактор – добро от властей получить не удалось, машину пришлось собирать на свой страх и риск.

-2

Первый коммерческий ЗАЗ

Тот самый «горбатый запорожец» всего лишь год, как пошел в серийное производство, а в запорожском КБ уже представили свое видение небольшого грузовика той же марки. Проект получил название ЗАЗ-790. Прототип был полностью оригинальным, а кузов радовал взгляд приятными линиями. При нахождении мотора сзади кузова от переднего багажника решили отказаться, а затем разработчики задумали выпустить целую линейку: фургон, грузовичок с бортами, минивэн и полноприводную версию (ЗАЗ-971). Несмотря на скромные габариты, ЗАЗ-970 мог поднять 450 кг, что очень даже неплохо!

Под капотом установили традиционный для «запорожцев» четырехцилиндровый двигатель с мощностью 27 л. с. Подвеска была независимой: сзади пружины, спереди – торсионная). Уникальным стало решение внедрить в конструкцию колесные редукторы, позволяющие ограничить скорость, но зато увеличивающие тягу. К тому времени компактному грузовику вполне хватало 70 км/ч. Интересно, что на испытаниях, в соперничестве с Renault Estafette, полноприводная версия ЗАЗ победила иномарку по проходимости и другим ходовым характеристикам. Без недочетов не обошлось, но через год их полностью устранили и успешно провели повторное тестирование.

ЗАЗ-970 успешно успел поработать на пищевых предприятиях в разных уголках СССР. Но, увы, руководство сделало ставки на ЛуАЗ, а выпуск коммерческого транспорта был прекращен. Вот почему сейчас ЗАЗ-970 сохранился разве что в музеях.

А как вы считаете, стоило ли продолжить выпуск такой машины?

Авто
5,66 млн интересуются