Тупиковая ветвь оказалась не тупиковой

15K прочитали

Вот уже более полувека карьерные самосвалы БелАЗ являются доминирующими в отечественной добывающей отрасли. Однако в последнее десятилетие на российском рынке карьерных самосвалов идет большой передел. В чем он заключается? Для начала немного истории.

Эпоха послевоенного восстановления СССР, время великих строек, начало масштабного освоения земных недр - все это требовало наращивания производства самосвалов особо большой грузоподъемности. В ту пору единственным изготовителем такой техники был Минский автозавод, с 1951 года выпускавший капотный самосвал МАЗ-525 грузоподъемностью 25 т. Для своего времени его характеристики впечатляли: грузоподъемность - 25 т; дизельный двигатель Д-12А (12-цилиндровый V-образный мощностью 300 л.с., представлявший модификацию танкового мотора); ковшовый кузов особой конструкции, позволявший перевозить скальные грунты. С 1958 года производство этой машины осуществлялось на БелАЗе.

МАЗ-525
МАЗ-525

Однако грузоподъемности в 25 т для добывающей отрасли тоже было недостаточно. Поэтому была разработана более мощная модель. Первый образец самосвала МАЗ-530 грузоподъемностью 40 т был представлен в 1957 году. По сути он представлял собой развитие концепции предшествующей модели МАЗ-525. Ему добавили третью ось, снабдили более вместительным кузовом, установили более мощный 450-сильный двигатель (все тот же танковый), а также гидромеханическую коробку передач вместо механической, применявшейся на МАЗ-525.

МАЗ-530
МАЗ-530

Большегрузные первенцы советского автопрома имели существенные конструктивные недостатки и к началу 1960-х годов не отвечали требованиям эксплуатации. Из-за длинной колесной базы машины обладали плохой маневренностью (особенно МАЗ-530), им был присущ излишний собственный вес, большая металлоемкость, неэффективная трансмиссия, недостаточная мощность двигателя, у МАЗ-525 задний мост имел жесткое крепление, а у МАЗ-530 была балансирная подвеска задней тележки. Вывод был очевиден - для самосвалов сверхвысокой грузоподъемности нужны принципиально иные конструктивные решения, отличные от тех, что применяются на классических грузовиках, по образу которых были созданы МАЗ-525 и МАЗ-530.

В 1960 году конструкторы БелАЗа приступили к разработке проекта нового карьерного тяжеловоза, а в сентябре 1961-го из ворот автозавода вышел первый опытный образец самосвала БелАЗ-540. В 1964 году была собрана промышленная партия из 20 машин, серию эта модель пошла в 1965 году. В конструкцию этого автомобиля было заложено много технических новшеств, нацеленных на эффективную работу в условиях карьеров. Это впервые примененная в отечественном автомобилестроении пневмогидравлическая подвеска, обеспечивавшая высокую плавность хода как в груженом, так и в порожнем состоянии. Расположение кабины сбоку от двигателя позволило уменьшить колесную базу по сравнению с МАЗ-525 (с 4780 до 3550 мм) и снизить габаритную длину машины (на целый метр), повысив тем самым маневренность (радиус поворота сократился с 12 до 8,3 м). Платформа ковшового типа позволила снизить центр тяжести и улучшить устойчивость автомобиля. Собственная масса БелАЗ-540 по сравнению с МАЗ-525 была уменьшена на 3 т (до 21 т), а грузоподъемность увеличена до 27 т. Двигатель Д-12А-375 развивал мощностью 375 л.с. Максимальная скорость возросла с 30 до 55 км/ч.

БелАЗ-540 (опытный)
БелАЗ-540 (опытный)

В дальнейшем БелАЗ продолжил свое развитие по выбранной стезе, а карьерные самосвалы, представлявшие собой увеличенные копии дорожных грузовиков были признаны тупиковой ветвью.

Однако спустя десятилетия концепция МАЗ-530 в современной интерпретации вновь стала актуальной в нашей стране. Нынешний интерес к хорошо забытому старому возродили китайцы. На протяжении последних более чем десяти лет из КНР в Россию стали ввозиться 3-осные самосвалы грузоподъемностью 40-80 т, позиционируемые как карьерные. С классической лонжеронной рамой и с рессорной (нередко) подвеской. В отличие от своего предшественника родом из 50-х годов эти машины снабжаются бескапотной либо полукапотной кабиной, но на рынке представлены и капотные варианты – фактически МАЗ-530 в чистом виде.

Как заверяют производители, такие самосвалы представляют собой альтернативу классическим двухосным карьерным самосвалам, они позволяют достаточно эффективно выполнять свою работу при низких стартовых затратах на покупку и обслуживание техники. В числе преимуществ по сравнению с обычными карьерными самосвалами (естественно, речь идет только о моделях сопоставимой грузоподъемности) отмечаются: меньшая собственная масса; более дешевые запчасти, в особенности шины, которые очень интенсивно изнашиваются при горнодобывающих работах; большая экономичность, так как такие самосвалы имеют двигатель меньшего объема по сравнению с классическим карьерником; меньшая ширина, соответственно, им нужны менее широкие технологические дороги.

Собственно, врожденные недостатки тоже остались – это существенная габаритная длина, большой радиус поворота, недостаточная ширина кузова, что выступает ограничением при загрузке большими карьерными погрузчиками и экскаваторами.

Особенно мощный наплыв китайских 3-осных карьерных самосвалов отмечается в последнее время. Нынешняя выставка CTT Expo наглядно продемонстрировала этот тренд.

Sany SKT90S
Sany SKT90S

Sany SKT90S – карьерный самосвал в типичном китайском стиле. При собственной массе 30 т машина обладает грузоподъемностью 60 т. Установленный 11,5-литровый дизельный двигатель Wechai WP13 развивает мощность 460 л.с. Коробка передач Fast может применяться как механическая, так и автоматическая. Привод осуществляется только на задние мосты. Передняя подвеска – гидропневматическая, задняя – рессорная.

Zoomlion ZT118
Zoomlion ZT118

Карьерный самосвал Zoomlion ZT118 имеет колесную формулу 6х4. Его грузоподъемность 75 т при снаряженной массе 33,5 т. Подвеска всех осей – гидропневматическая. В отличие от многих других карьерников Made in China, которые были показаны на выставке, эта модель имеет U-образный, а не коробчатый кузов. Привод машины осуществляется от двигателя Yuchai мощностью 520 л.с. Коробка передач может быть как механическая, так и автоматическая, в обоих случаях – Fast.

LGMG CMT96
LGMG CMT96

LGMG представила два самосвала в духе китайских традиций. Модель CMT96 грузоподъемностью 65 т (снаряженная масса – 34 т) имеет колесную формулу 6х4. Она оснащена 12,5-литровым двигателем Weichai WP13 мощностью 530 л.с., коробкой передач Fast и мостами Shandong Pengxiang Automobile Co. Ltd.

LGMG CMT60A
LGMG CMT60A

Вторая модель LGMG CMT60A – полноприводная. Ее грузоподъемность почти вдвое меньше – 35 тонн. Производители агрегатов силовой линии те же самые, что и у более грузоподъемной версии, но двигатель установлен меньшего объема и мощности – 11,6-литровый 460-сильный WP12.

Weichai WT95
Weichai WT95

Карьерный самосвал Weichai WT95 с колесной формулой 6х4, обладающий грузоподъемностью 65 т и снаряженной массой 30 т, – еще один представитель конструкторской школы КНР. Логично, что на машине применены агрегаты собственного производства – двигатель Weichai WP12 мощностью 460 л.с. и коробка передач Fast.

LiuGong DW90A
LiuGong DW90A

Карьерный самосвал LiuGong DW90A имеет грузоподъемность 59 т при снаряженной массе 31 т. Двигатель – Yuchai мощностью 480 л.с. Трансмиссия – Fast, 10-ступенчатая механическая либо 9-ступенчатая автоматическая.

Tonly TL859
Tonly TL859

Полноприводный карьерный самосвал Tonly TL859 при снаряженной массе 45 т везет 90 т. Оснащен двигателем Weichai WP12 мощностью 460 л.с., КПП Xi'an и мостами Hande.

Самое интересное, что тему китайских карьерных самосвалов подхватил один из российских производителей – Машиностроительный завод "Тонар". Вскоре после появления на российском рынке первых китайских карьерников с "дорожными генами" это предприятие изготовило свой аналог. В 2013 году стартовало производство карьерного самосвала Тонар-4525 с колесной формулой 6х4 грузоподъемностью 45 т. Некоторые комплектующие на этом самосвале были китайского происхождения: бескапотная кабина, механическая КПП Fast, мосты Hande. Раму и кузов завод делал сам, двигатель применил ЯМЗ-650 мощностью 412 л.с. В семействе представлено две модификации – для перевозки скальной породы с кузовом объемом 25 м3 (Тонар-4525) и для перевозки угля с кузовом объемом 37 м3 (Тонар-45251). Всего было выпущено порядка 60 машин этой серии.

Тонар-45251 первой серии
Тонар-45251 первой серии

С 2017 года "Тонар" запустил в производство модернизированные 45-тонные самосвалы Тонар-4525/Тонар-45251. Хотя индексы остались прежними, машины кардинально изменились. Место китайской кабины заняла собственная капотная кабина на алюминиевом каркасе с обшивкой из алюминия. Взамен ярославского дизеля стал устанавливаться Cummins мощностью 450 л.с. либо 425-сильный ТМЗ-8437.10 в паре с АКПП Allison. В задней подвеске вместо рессор применили резиновые упругие элементы вкупе с реактивными тягами, а спереди установили пневмо-рессорную подвеску. Мосты, как и прежде, – Hande. В связи с февральскими событиями 2022 года "недружественный" двигатель заменили на Yuchai мощностью 520 л.с., а КПП – на механическую Fast.

Тонар-4525 второй серии
Тонар-4525 второй серии
Тонар-45251 второй серии
Тонар-45251 второй серии

В 2018 году завод приступил к производству карьерного самосвала капотной компоновки Тонар-7501 грузоподъемностью 60 т, который также имел колесную формулу 6х4. По сравнению с 45-тонником его снаряженная масса выросла не столь значимо (с 24,5 т до 32,5 т), а вот грузоподъемность прибавилась существенно. Изначально на автомобиль ставили двигатель Cummins и АКПП Allison, в дальнейшем переориентировались на двигатель Yuchai мощностью 800 л.с. и китайскую автоматическую коробку передач. Ведущие мосты остались, как и прежде, – Hande. Тип подвески – аналогичен, как на машинах меньшей грузоподъемности. Модификации рассчитаны на перевозку скальной породы с кузовом 37,5 м3 и угля – с кузовом 63,5 м3.

Тонар-7501
Тонар-7501

Кстати говоря, в ту пору, когда к нам стали поступать современные аналоги МАЗ-530 из Китая, а также машины "Тонар", в России дебютировал американский вариант 530-го – Western Star 6900XD. Впервые его показали на публике на выставке "СТТ 2014". Самосвал грузоподъемностью до 40 т имел колесную формулу 6х6, был оснащен двигателем Detroit Diesel мощностью 470 л.с. и имел большую степень унификации с грузовиками Freightliner. Продвижением автомобилей этой марки на российском рынке занималась компания "Мерседес-Бенц Тракс Восток". При наличии спроса рассматривалась возможность сборки и локализации на производственной площадке "МБТВ" в Набережных Челнах. Однако проект так и не состоялся.

Western Star 6900XD
Western Star 6900XD

Спасибо за внимание! Буду благодарен за ПОДПИСКУ на канал, за ЛАЙК и за то что ДЕЛИТЕСЬ материалом с друзьями!