Найти в Дзене

"Продать машину по простому договору больше нельзя!"

Не так давно началась муссироваться информация о том, что депутаты предлагают заметно изменить порядок регистрации транспортных средств и даже несколько его усложнить. Об этом недавно рассказывал. В этой связи именно об отмене «простого», то есть никем не заверенного договора купли-продажи автомобиля в последнее время также часто говорили. И вот 08 ноября Госдумой в первом чтении принят законопроект, и теперь можно более предметно рассказать о том, что же именно предлагается изменить в правилах регистрации автомобилей (разумеется, для тех, кто ещё в состоянии купить себе автомобиль, а тем более - новый).

Напомню, как обстоит дело сегодня. Продавец и покупатель составляют договор купли-продажи в простой письменной форме (для краткости - ДКП ППФ), после расчётов покупатель становится собственников автомобиля и спокойно отбывает на нём восвояси. Затем в течение 10 дней он должен придти в ГИБДД и переоформить автомобиль на себя. Однако пока он этого не сделал - машина продолжает «висеть» в базе ГИБДД за продавцом, который получает штрафы и налоги (а иногда и более серьёзные неприятности). И каждое постановление о штрафе надо обжаловать, что само по себе - целый квест…

Однако действующий (пока ещё) порядок даёт продавцу возможность прекратить учёт проданного автомобиля, предъявив в ГАИ документы о совершении сделки. Для это подходит в том числе и упомянутый ранее ДКП ППФ. Правда, сделать это (прекратить учёт после продажи) можно только через 10 дней. Однако и за это время радостный покупатель может нарушить ПДД и «осчастливить» продавца штрафами на ощутимую сумму…

Существует сегодня и второй вариант - прекращение учёта просто по заявлению автовладельца. То есть до истечения 10 дней после продажи или вообще вне зависимости от этого факта. То есть любой желающий вправе прекратить учёт своего автомобиля просто так. По заявлению. Безо всяких причин. И многие дальновидные продавцы эти правом активно пользуются, не дожидаясь истечения пресловутых 10 дней.

Так вот, внесённый законопроект предусматривает оставить право прекращения учёта (не с связи с продажей автомобиля) только для так называемых «специализированных организаций» (дилеров и автосалонов), торгующих автомашинами. А простого автовладельца этого права лишат.

Но самое неприятное заключается в том, что прекращение учёта проданного автомобиля будет возможно лишь в случае оформления этой сделки только через Госуслуги либо нотариуса. То есть сам по себе ДКП ППФ остаётся, но для прекращения учёта не подойдёт. И в случае такого простого оформления продавцу останется лишь молиться на добросовестность и законопослушность покупателя. То есть верить в чудо, которого может и не случиться…

Зачем депутаты всё это придумали - понять сложно. То ли с целью ещё глубже загнать всех в «цифровой концлагерь» и заставить всех там зарегистрироваться. То ли с целью дать подзаработать нотариусам (которые, напомню, в своё время гребли деньги лопатами за удостоверение сделок с недвижимостью, а после отмены такой обязательной формы сделок потеряли львиную долю доходов и пролоббировали частичный возврат в отношении сделок с долями помещений). Однако, как бы там ни было, в благородство порывов депутатской души не очень-то верится, а значит, какой-то подвох обязательно случится.

Правда, справедливости ради отмечу, что в законопроекте есть и полезные предложения, о которых надо обязательно сказать.

Первое. Из перечня документов, обязательных к предъявлению при регистрации автомобиля, исключается полис ОСАГО (сейчас он обязателен). То есть покупать страховку для регистрации (как многие сейчас делают, не продлевая полис в дальнейшем), не придётся. Правда, такое предложение предсказуемо вызвало дружное недовольство со стороны «страховых ОПГ» и наверняка прикормленных ими чиновников - все отзывы на данную часть законопроекта как под копирку отрицательные. Так что весьма вероятно, в окончательном варианте закона это идея вряд ли останется.

Второй плюс. Предлагается предусмотреть возможность прекращения учёта в отношении похищенного и находящегося в розыске автомобиля. Идея действительно правильная - ведь сейчас при нахождении в розыске автомобиля прекратить его учёт невозможно. И, несмотря на то, что в таком случае транспортный налог начисляться не должен - многим потерпевшим, лишившихся своих автомашин, каждый год исправно приходит налоговое уведомление. И бывший автовладелец вынужден постоянно получать в полиции справку о розыске автомобиля и представлять её в налоговую. Претензий к нему вроде бы снимаются, но через год всё повторяется вновь. В случае же прекращения учёта такого автомобиля налог начисляться не будет и ежегодно бегать между налоговиками и полицейскими «безлошадному» автовладельцу не придётся…

Третье важное предложение. Доверенность от имени автовладельца не представление его интересов в ГАИ можно будет оформить через Госуслуги. Сейчас требуется нотариальная доверенность либо (при оформлении её в простой письменной форме) необходимо предъявлять оригинал паспорта собственника. Что, по понятным причинам, возможно далеко не всегда…

В заключение ещё раз обращу внимание - закон прошёл только первые чтение, и сейчас идёт сбор замечаний и предложений ко второму чтению. А потому все публикации в СМИ с громкими заголовками типа «Закон одобрен. Больше никаких рукописных договоров» лучше не читать вовсе. Как и прочих «советских газет».

Читайте лучше меня - здесь только достоверная и проверенная информация со ссылками на первоисточники )