И вообще, что это за автомобили?
Согласно данным аналитической службы аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza, в России, независимо от состояния экономики в стране и финансового положения её граждан, год от года увеличивается количество автомобилей, относящихся к классу «люкс».
Исходя из данных Федеральной налоговой службы, в спокойный 2019 год прирост «люксов» достигал 90 процентов. В год пандемии — 2020, он составил примерно 30 процентов.
А в 2022 году количество люксовых машин выросло на 22 процента. То есть если в 2019 году люксовых авто было всего 8 тыс. штук, то сейчас их число увеличилось примерно в 2,5 раза, или почти до 20 тыс. единиц.
Большая часть таких машин находится в Москве. Их там примерно 40 процентов. Около 20 процентов люксового автопарка приходится на Санкт-Петербург и Московскую область. Нет этих автомобилей на Чукотке, в Еврейской автономной области, в Туве и в Ненецком автономном округе. Все оставшиеся распределены по остальной территории нашей страны.
«Люкс» — это что значит?
Вначале следует определить, что значит автомобиль класса «люкс». Если исходить из автомобильного налога «на роскошь», то он уплачивается с машин, стоимость которых составляет от 10 млн рублей. По крайней мере, «люксовая» статистика, приведённая FinExpertiza, основывается именно на этом.
По словам главного редактора журнала «За рулём» Максима Кадакова, здесь надо задавать вопросы статистике. В связи с удорожанием авто под такое определение попали машины, ранее не относящиеся к люксовым. К примеру, Land Cruiser 300 вдруг стал элитным, хотя раньше таковым не являлся, пояснил эксперт в разговоре с ForPost.
Сейчас машины такого ценового сегмента поставляются в Россию по большей части путём параллельного импорта. Ввозить авто стоимостью ниже 4-5 млн рублей нерентабельно.
«По-другому такие машины сейчас привезти невозможно. И всё, что привозится в Россию некитайского — это всё параллельный импорт», — добавил Кадаков.
Как продаётся тот самый люкс?
Между тем внутренний российских рынок настоящих элитных авто, по словам Максима Кадакова, выглядит сейчас не лучшим образом.
«В кризис всегда растут продажи сверхдорогих предметов, в том числе и автомобилей. Но если взять действительно люксовые машины, то их продажи упали. А где брать эти машины? Их можно только привезти по параллельному импорту», — пояснил он.
Согласно всё той же статистике в 2022 году когда знаменитые бренды уже заявили о том, что покидают Россию, стоимость авто класса «люкс» выросла вдвое, а продажи при этом упали примерно в три раза, отметил управляющий директор бренда Lamborghini ГК «Автодом» Сергей Мордовин.
Особенно хорошо это видно на примере Rolls-Royce, который продал в России в прошлом году 104 новых авто. Однако 2021 году продажи были в три раза больше.
К сожалению, в открытом доступе не удалось найти статистических данных по другим «крутым тачкам».
Кто эти счастливцы?
Но кто же они, владельцы машин, стоимость которых превышает 10 млн рублей?
Кто эти люди, которые разрешают себе столь дорогие покупки в столь суровые времена?
«Рост количества люксовых автомобилей, скорее всего, обусловлен желанием граждан ''припарковать'' обесценивающиеся сбережения, а приобретение нового авто является одной из опций», — считает управляющий директор агентства «Национальные кредитные рейтинги» Андрей Пискунов.
Но с этим мнением не согласен кандидат экономических наук Михаил Беляев. По его словам, в нашей стране существует определённый круг людей, которые имеют достаточно высокий уровень доходов.
Экономические проблемы России не оказывают на них никакого влияния. Поэтому покупка очередного автомобиля, по цене превышающей 10 млн рублей, вовсе не является для них некой инвестицией ради сохранения денег. Ведь уже покидая автосалон, автомобиль сразу дешевеет минимум на 10 процентов от своей стоимости.
«Скорее это вопрос престижа. Ну и кроме того, при наличии возможностей и общей тенденции к подорожанию авто, такие люди могут стремиться потратить деньги на люксовую машину сейчас, пока цены не выросли ещё больше. И это вполне понятная логика», — высказал мнение экономист.
Ещё по теме: Что стало с заводами Renault, Hyundai, KIA и Ford в России?
ПОДПИСАТЬСЯ НА КАНАЛ, ЧТОБЫ ПЕРВЫМ УЗНАВАТЬ О НОВЫХ ПУБЛИКАЦИЯХ, МОЖНО ЗДЕСЬ.