Найти тему
Сравни

Как правильно обслуживать тормозную систему машины

От состояния тормозной системы во многом зависит безопасность передвижения на автомобиле. Чтобы механизмы работали исправно и эффективно, нужно вовремя проводить обслуживание системы и менять расходники. Рассказываем, как и когда это делать.

Из чего состоит тормозная система

Тормозная система состоит из нескольких важных компонентов. Правильная работа каждого из них обеспечивает быструю остановку автомобиля.

  • Педальный узел. Он располагается в ногах водителя слева. Нажатие на педаль активирует работу системы.
  • Главный тормозной цилиндр. Механизм устанавливают рядом с резервуаром с тормозной жидкостью. Его задача — преобразовать усилие, которое прикладывает водитель при нажатии на педаль, в давление, которое нагнетает тормозную жидкость в магистраль.
  • Рабочая жидкость. Жидкость заправляют в бачок, который находится в подкапотном пространстве. Объём жидкости и её характеристики могут различаться в зависимости от конкретной модели автомобиля.
  • Элементы магистрали. Шланги, которые соединяют бачок с рабочей жидкостью, и исполнительные механизмы системы — суппорты или барабаны.
  • Усилитель. Чаще всего встречаются вакуумные и электрические усилители. Они увеличивают энергию, которую водитель прикладывает при нажатии на педаль. Это повышает давление в системе и эффективность работы тормозов.
  • Суппорты. Исполнительные механизмы устанавливают на ступицах колёс. Давление рабочей жидкости смещает поршни суппорта, и они прижимают колодки к тормозному диску. У суппорта может быть один или несколько поршней. Механизмы с несколькими поршнями встречаются у мощных автомобилей.
  • Барабаны. Барабанный механизм выполняет те же функции, что и суппорт, но он менее эффективный. Поэтому в современных автомобилях барабаны чаще всего можно встретить на задней оси. В барабанном механизме предусмотрен рабочий цилиндр, который создаёт дополнительное давление жидкости. Колодки прижимаются к внутренней поверхности барабана.
  • Датчики. Датчики тормозной системы могут отслеживать уровень рабочей жидкости в бачке, уровень износа колодок, а также включают задние стоп-сигналы при нажатии на педаль.
  • ABS. Большинство современных моделей оснащены антиблокировочной системой. Она не даёт блокировать колёса при экстренном торможении. Датчики системы отслеживают скорость вращения колёс. Если она очень быстро снижается, то клапаны кратковременно прерывают подачу тормозной жидкости и не дают заблокировать колёса. Это необходимо, чтобы при экстренном торможении сохранить контроль над машиной.
  • Стояночный тормоз. Это дополнительный механизм, который используют на парковке, чтобы автомобиль не откатывался на неровной поверхности. Бывают механические и электрические системы. Механический тормоз можно активировать, если поднять рычаг, который установлен на центральной консоли. Тогда натянутся тросы, и дополнительные колодки заблокируют ступицу. Для активации электрического тормоза нужно поднять специальный рычажок. Тогда блок управления даст команду электромотору прижать дополнительные колодки к тормозному диску.
-2

В тормозной системе есть расходники, которые нужно периодически менять. При этом не все их них имеют регламентные сроки замены. То есть некоторые элементы нужно менять только тогда, когда они износились.

Тормозные колодки

Чаще всего приходится менять тормозные колодки дисковых тормозных механизмов. На передние элементы нагрузка больше, поэтому в среднем они служат 30 000–40 000 км. При этом многое зависит от качества колодок и от манеры вождения. Например, при агрессивной езде ресурс элементов может сократиться вдвое. Задние колодки служат дольше. Их обычно приходится менять раз в 50 000–60 000 км. Колодки барабанных механизмов могут работать на протяжении 80 000–100 000 км. Тормозные колодки всегда меняют комплектом на одну ось.

-3

Определить износ колодок можно по нескольким признакам:

  • Приходится сильнее жать на педаль для остановки автомобиля.
  • Появляется скрип во время торможения.
  • Сработал датчик износа (если он установлен).
  • Визуально виден износ колодок.

Тормозные диски

Тормозные диски в среднем рассчитаны на два-три комплекта колодок. То есть их ресурс примерно составляет 60 000–80 000 км. Задние тормозные диски служат дольше — около 70 000–90 000 км. Барабаны обычно служат не менее 100 000 км. Износ дисков можно определить по выработке рабочей поверхности. Чем она ниже металлической окантовки, тем выше уровень износа. Ещё диски могут перегреться, и тогда будет нарушена их геометрия. При торможении появится биение, и диски нужно будет менять. Перегрев напрямую не зависит от уровня износа, но чем выше износ, тем проще перегреть диски. Диски всегда меняют парой на одну ось. При установке новых дисков нужно установить новый комплект колодок.

-4

Тормозные диски всегда меняют парой на одну ось. Источник: automoto-zap.ru.

Тормозные барабаны

Проверить состояние тормозных барабанов сложнее. Для этого нужно снять колесо и удалить крышку, а затем измерить диаметр рабочей поверхности барабана. После этого нужно сравнить фактические значения с допустимыми, которые указывает производитель. Эту информацию можно найти в инструкции по эксплуатации.

-5

Тормозная жидкость

Тормозную жидкость нужно менять каждые два года эксплуатации автомобиля или при ремонте тормозной системы. В составе постепенно скапливается вода, поэтому при высоких температурах жидкость может закипеть, и тогда эффективность работы системы резко и существенно снизится. Жидкость меняют путём прокачки — новый состав под давлением вытесняет старый. При этом важно не допустить попадания в магистраль воздуха, иначе система будет работать неправильно.

-6

Обслуживание суппортов

Суппорты работают в тяжёлых условиях, поэтому на их элементах скапливаются грязь, ржавчина и продукты износа дисков и колодок. Если долго эксплуатировать машину с изношенными колодками, то поршни суппортов часто будут находиться в предельных положениях, что приведёт к попаданию на них и цилиндры посторонних частиц. Также постепенно изнашиваются защитные пыльники. При каждой замене колодок и дисков нужно проводить чистку суппортов. Если в работе механизмов появились проблемы — например, они начали подклинивать, — то нужно провести ремонт. Как минимум меняют уплотнители и направляющие, но может потребоваться и замена поршней.

При замене колодок барабанов нужно также проводить чистку механизма от отложений и грязи.

-7

Шланги

Со временем материал тормозных шлангов приходит в негодность. Из-за этого под воздействием давления их раздувает. Поэтому давление в системе снижается, а также возникает риск разрыва. Осмотреть шланги можно визуально — когда автомобиль установлен на подъёмнике. У металлических элементов встречается коррозия. Из-за разрушения металла могут начаться течи тормозной жидкости. При замене шлангов нужно выбирать оригинальные запчасти или качественные аналоги. Некоторые компании предлагают армированные шланги. Они обеспечивают большее давление в системе, а значит, и более высокую эффективность работы тормозов.

-8

Как выбрать запчасти

Ни один автопроизводитель не делает колодки и диски самостоятельно. Поэтому переплачивать за оригинал нет смысла. Также многие аналоги не уступают, а иногда и превосходят по своим характеристикам оригинальные элементы. Например, сторонние компании предлагают перфорированные тормозные диски с улучшенной вентиляцией. Такие элементы реже перегреваются. Нужно выбирать детали и жидкости ведущих производителей, а покупать запчасти — в крупных магазинах или на проверенных интернет-площадках.

Ведущие производители компонентов тормозных систем:

  • TRW
  • Textar
  • Brembo
  • Otto Zimmermann
  • ATE
  • Bosch

Параметры тормозных колодок, дисков и жидкостей можно найти в инструкции по эксплуатации автомобиля и в электронных каталогах. Также можно обратиться в магазин запчастей — консультанты подберут нужные элементы по VIN-коду автомобиля. На некоторых сайтах автомагазинов есть подбор запчастей по VIN-коду.

-9

Что можно поменять самостоятельно

Самостоятельно можно поменять тормозные колодки, диски и тормозную жидкость. Для замены колодок и дисков потребуется домкрат и ключи. Сначала нужно снять колесо, затем развести суппорт и вытащить колодки. Для демонтажа дисков потребуется открутить крепёжные элементы. После этого нужно очистить посадочные места от грязи, ржавчины и продуктов износа. Для этого используют щётку с металлической щетиной.

У моделей, оснащённых электрическим стояночным тормозом, сначала нужно перевести систему в сервисный режим. Это можно сделать с помощью специального компьютерного оборудования, которое подключают к диагностическому разъёму автомобиля.

Тормозную жидкость проще всего менять вдвоём. Сначала из бачка откачивают старую жидкость и заливают новую, затем к штуцеру суппорта подсоединяют сливную трубку. После этого нужно несколько раз нажать на педаль тормоза и зафиксировать её в нижнем положении на несколько секунд. При этом нужно постоянно доливать в бачок свежий состав, иначе в систему попадёт воздух. Прокачивать магистраль нужно до тех пор, пока из сливной трубки не пойдёт свежая жидкость. Затем операцию нужно повторить на каждом суппорте.

Если нет опыта, то лучше обратиться в автосервис. Если ошибиться при выполнении работ, то тормозная система может работать неправильно. Тогда есть риск попасть в аварию.

Можно ли протачивать тормозные диски

Во многих сервисах предлагают проточку дисков. Её применяют в случае, если диск перегрели и он деформировался. Сначала с помощью специального измерительного прибора проверяют, насколько ровная рабочая поверхность диска. Если есть незначительное нарушение геометрии, то диски можно проточить. Специальный станок снимает верхний слой с рабочей поверхности и выравнивает её.

Если тормозной диск сильно изношен, то проточить его нельзя, потому что у элемента есть минимально допустимая толщина. После проточки диски всё равно станут тоньше, поэтому их будет легче перегреть, а также сокращается их срок службы. Если проточили диски, то нужно установить новый комплект колодок.

-10

Читайте также:

Подпишитесь на наш канал, если статья была полезной