Найти тему
ВелоСтрана

Вилка для велосипеда: как выбрать амортизационную вилку, совместимую с велосипедом

Оглавление

Привет от ВелоСтраны!

Ежедневно мы помогаем нашим подписчикам и клиентам находить ответы на вопросы о жизни с велосипедами. Самые емкие, сложные или частые вопросы мы превращаем в статьи, чтобы они помогали велосипедистам в долгую.

Если у вас есть вопросы о жизни с велосипедом, пишите в комментариях – будем разбираться вместе!

После выхода нашего
видео о китайских вилках стали поступать вопросы от подписчиков: «А как вообще подобрать вилку взамен старой?»

В этой статье мы рассмотрим параметры совместимости вилки с велосипедом:

  • совместимость вилки с колесом
  • совместимость вилки с рамой
  • тип и стандарт крепления тормоза

Об отличиях амортизационных вилок у нас есть для вас видео:

Термины, которые встретятся ниже

  1. Шток вилки – труба, запрессованная в вилку сверху.
    Шток вставляется в рулевой стакан рамы и служит соединением вилки с рамой велосипеда.
  2. Ход вилки – расстояние, на которое сжимается вилка.
  3. Дропауты вилки – посадочное место на вилке для оси колеса.

Совместимость вилки с колесом

Выбирайте вилку с учетом диаметра колеса и ширины покрышки.

Диаметр колеса

Вилки рассчитаны под конкретный диаметр колеса.
Самые популярные:

  • 26"
  • 27,5"
  • 29"

Если поставить вилку побольше, к примеру под 29”, когда колесо 27,5”, изменится положение рамы велосипеда и нагрузка на неё будет распределяться иначе. Велосипед будет ощущаться и управляться по-другому.

Ширина покрышки

Ширина покрышки должна быть такой, чтобы зазор между вилкой и колесом позволял свободно вращаться колесу и оставался запас, который называют «грязевой зазор».
Производители указывают допустимую ширину покрышки в характеристиках вилки.

Для полуфэтбайков и фэтбайков — велосипедов с шириной покрышек от 2,6” — вилки производятся специально под эти стандарты.
Такие вилки обычно вынесены в отдельные линейки, например: Markhor 27.5+ у Manitou или Bluto для Fat байка у RockShox.

Диаметр колеса и ширину покрышки, под которые рассчитана вилка, можно найти на официальном сайте производителя или в карточке товара на сайте магазина.

Картинка ниже показывает, как на официальном сайте RockShox обозначаются диаметр колеса и ширина покрышки для вилки RockShox Recon Silver RL.

Характеристики вилки RockShox Recon Silver RL с официального сайта
Источник: https://www.sram.com/en/rockshox/models/fs-rcns-rl-d1
Характеристики вилки RockShox Recon Silver RL с официального сайта Источник: https://www.sram.com/en/rockshox/models/fs-rcns-rl-d1

Приведённый для примера RockShox Recon Silver RL выпускается в разных версиях под разные стандарты. Все версии прописываются в одной спецификации.

Крепление переднего колеса велосипеда и ширина дропаутов вилки

Актуальные типы крепления колеса:

  • на эксцентриковую ось (обозначается QR - quick-release) — ось с эксцентриковым зажимом с одной стороны.
  • на сквозную ось (обозначается thru-axle) - ось диаметром 15 мм (еще может встречаться стандарт 20 мм).

Важно учесть, что дропауты вилки под сквозную ось бывают разной ширины под разный стандарт втулок: 100 или 110 мм (стандарт Boost).
Ширина дропаутов под эксцентрик всегда 100 мм.

Совместимость вилки с рамой

Параметры для подбора вилки под раму:

  • Диаметр штока
  • Форма штока
  • Длина штока
  • Величина хода

Диаметр штока определяет тип рулевой колонки

Рулевые колонки бывают разных типов. Мы рассмотрим самый популярный — безрезьбовую рулевую.
А если нужно пополнить или освежить знания по рулевым колонкам заходите в статью:

Шток вилки под такую колонку не имеет резьбы. Фиксируется якорем внутри штока и затяжным болтом.

-4

Безрезьбовая рулевая колонка бывает под прямой и конический шток:

  • под прямой шток вилки, диаметром 1-1/8" ( " — обозначает дюймы)
  • под конический шток – 1-1/8" сверху и 1,5" снизу
    (бывают варианты 1-1/8" на 1-1/4")

Форма штока вилки соответствует форме рулевого стакана, но есть исключения.

По форме рулевой стакан рамы бывает:

  • прямой — прямая труба
  • конический — основание шире вершины

Исключения:

  • рулевой стакан рамы конической формы + вилка с прямым штоком

В таком случае используется специальное опорное кольцо рулевой колонки, которое служит переходником с большого подшипника на шток меньшего диаметра.
Такое решение часто можно встретить на прогулочных горных велосипедах.

Если у вас сейчас так, но вы хотите поставить вилку с коническим штоком, то вам потребуется найти опорное кольцо рулевой колонки под конический шток. Все остальные элементы рулевой колонки можно не менять.

  • прямой рулевой стакан рамы + вилка с коническим штоком

В таком случае используется специальная рулевая колонка, которая служит переходником.
На новых велосипедах не встречается.

Мы не рекомендуем ставить вилку с коническим штоком в раму с прямым стаканом, так как при этом меняется геометрия велосипеда (по аналогии с использованием вилки с бо́льшим ходом).

Длина штока вилки велосипеда

-6

Рулевые стаканы рам бывают разной высоты, поэтому производители вилок делают шток с запасом длины. При установке новой вилки необходимо укоротить шток до нужного размера.

Чтобы укоротить шток вилки под безрезьбовую рулевую нужно:

  • установить вилку в рулевую
  • надеть проставочные кольца и вынос
  • сделать отметку на штоке вилки
  • вынуть вилку из рулевой и обрезать шток на 5мм короче отметки

При покупке вилки с рук вы должны точно знать, какая длина штока требуется под вашу раму.

Ход вилки

-7

Геометрия велосипеда рассчитана под определенный ход вилки.
Поставить вилку с ходом больше или меньше на 20 мм - не критично. Но разница в 40 мм уже повлияет на управляемость и ощущения от велосипеда.

При одинаковом ходе разные вилки могут иметь разную высоту. Этот размер называется «Axle-to-Crown» – расстояние от оси до опорного кольца рулевой.
Высокая вилка повлияет на геометрию велосипеда также, как и вилка с бо́льшим ходом.

Если вы нашли вилку с ходом больше, чем нужно, можно уменьшить ход вилки с помощью проставок под пружину. Этот процесс называют «согнать вилку».

Предварительно погуглите, можно ли согнать именно ту модель вилки, которую вы хотите поставить.
И как именно это сделать и ничего не сломать.

Тип и стандарт крепления тормоза

Ободные тормоза — это чаще всего стандарт «V-brake»

Для него на вилке должны присутствовать крепления – брэйк боссы (brake bosses).

Ободной тормоз установлен на брейк-боссы вилки
Ободной тормоз установлен на брейк-боссы вилки

Дисковые тормоза имеют два актуальных стандарта крепления: PM (Post Mount) и FM (Flat Mount)

  • PM (Post Mount)

Современные вилки для горных велосипедов производятся с этим стандартом крепления тормоза.

Крепление тормоза стандарта PM (Post Mount)
Крепление тормоза стандарта PM (Post Mount)
  • FM (Flat Mount)

FM раньше встречался только на жестких вилках, так как этот стандарт пришел из мира шоссейных велосипедов.
Сейчас его можно увидеть и на вилках для гравийных велосипедов: например, Fox 32 TC.

Гравийная вилка Fox 32 TC с креплением тормоза FM (Flat Mount)
Источник: https://www.ridefox.com/family.php?m=bike&family=32tc
Гравийная вилка Fox 32 TC с креплением тормоза FM (Flat Mount) Источник: https://www.ridefox.com/family.php?m=bike&family=32tc

Существует и третий стандарт крепления тормоза – IS (International Standart)

Новую вилку с этим типом крепления тормоза встретить практически невозможно.

Тормоза любого из этих стандартов можно установить через переходник под нужный тип крепления

К примеру, если вы нашли подходящую вилку с типом крепления PM, а ваш тормоз стандарта FM или IS, можно подобрать переходник с PM на FM/IS под нужный размер тормозного диска.

Теперь вы можете самостоятельно подобрать подходящую вилку на велосипед

Если техническими делами заниматься нет времени, вам с удовольствием помогут наши мастера:

  • проконсультируют по совместимости вилки
  • подберут вилку из наличия или установят вашу
  • аккуратно укоротят шток специальным инструментом
  • обслужат вилку с заменой смазок и расходников

Посмотреть адреса мастерских

Купить запчасти в ВелоСтране можно дешевле, если воспользоваться промокодом для подписчиков канала!

Посмотреть вилки в ВелоСтране

Если у вас есть вопросы или ситуации для разбора — напишите в комментариях, постараемся найти ответы!

Над статьёй работали:
Зятькова Екатерина, автор ВелоСтраны — написала
Ермаков Игорь, SMM и редактор ВелоСтраны — отредактировал

Подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропустить классные статьи и новости из велосипедного мира!

Стараемся быть полезны для вас,
Сеть магазинов велосипедов:
ВелоСтрана.ру
Сеть веломастерских:
ВелоМастерская.ру

на связи с вами по телефону
8(800)100-22-33
и в мессенджерах:
Телеграм
WhatsApp
ВКонтакте

Присоединяйтесь к нам на других площадках:

YOUTUBE
ВКОНТАКТЕ
ТЕЛЕГРАМ
ОДНОКЛАССНИКИ
RUTUBE