Привет от ВелоСтраны!
Ежедневно мы помогаем нашим подписчикам и клиентам находить ответы на вопросы о жизни с велосипедами. Самые емкие, сложные или частые вопросы мы превращаем в статьи, чтобы они помогали велосипедистам в долгую.
Если у вас есть вопросы о жизни с велосипедом, пишите в комментариях – будем разбираться вместе!
После выхода нашего видео о китайских вилках стали поступать вопросы от подписчиков: «А как вообще подобрать вилку взамен старой?»
В этой статье мы рассмотрим параметры совместимости вилки с велосипедом:
- совместимость вилки с колесом
- совместимость вилки с рамой
- тип и стандарт крепления тормоза
Об отличиях амортизационных вилок у нас есть для вас видео:
Термины, которые встретятся ниже
- Шток вилки – труба, запрессованная в вилку сверху.
Шток вставляется в рулевой стакан рамы и служит соединением вилки с рамой велосипеда. - Ход вилки – расстояние, на которое сжимается вилка.
- Дропауты вилки – посадочное место на вилке для оси колеса.
Совместимость вилки с колесом
Выбирайте вилку с учетом диаметра колеса и ширины покрышки.
Диаметр колеса
Вилки рассчитаны под конкретный диаметр колеса.
Самые популярные:
- 26"
- 27,5"
- 29"
Если поставить вилку побольше, к примеру под 29”, когда колесо 27,5”, изменится положение рамы велосипеда и нагрузка на неё будет распределяться иначе. Велосипед будет ощущаться и управляться по-другому.
Ширина покрышки
Ширина покрышки должна быть такой, чтобы зазор между вилкой и колесом позволял свободно вращаться колесу и оставался запас, который называют «грязевой зазор».
Производители указывают допустимую ширину покрышки в характеристиках вилки.
Для полуфэтбайков и фэтбайков — велосипедов с шириной покрышек от 2,6” — вилки производятся специально под эти стандарты.
Такие вилки обычно вынесены в отдельные линейки, например: Markhor 27.5+ у Manitou или Bluto для Fat байка у RockShox.
Диаметр колеса и ширину покрышки, под которые рассчитана вилка, можно найти на официальном сайте производителя или в карточке товара на сайте магазина.
Картинка ниже показывает, как на официальном сайте RockShox обозначаются диаметр колеса и ширина покрышки для вилки RockShox Recon Silver RL.
Приведённый для примера RockShox Recon Silver RL выпускается в разных версиях под разные стандарты. Все версии прописываются в одной спецификации.
Крепление переднего колеса велосипеда и ширина дропаутов вилки
Актуальные типы крепления колеса:
- на эксцентриковую ось (обозначается QR - quick-release) — ось с эксцентриковым зажимом с одной стороны.
- на сквозную ось (обозначается thru-axle) - ось диаметром 15 мм (еще может встречаться стандарт 20 мм).
Важно учесть, что дропауты вилки под сквозную ось бывают разной ширины под разный стандарт втулок: 100 или 110 мм (стандарт Boost).
Ширина дропаутов под эксцентрик всегда 100 мм.
Совместимость вилки с рамой
Параметры для подбора вилки под раму:
- Диаметр штока
- Форма штока
- Длина штока
- Величина хода
Диаметр штока определяет тип рулевой колонки
Рулевые колонки бывают разных типов. Мы рассмотрим самый популярный — безрезьбовую рулевую.
А если нужно пополнить или освежить знания по рулевым колонкам заходите в статью:
Шток вилки под такую колонку не имеет резьбы. Фиксируется якорем внутри штока и затяжным болтом.
Безрезьбовая рулевая колонка бывает под прямой и конический шток:
- под прямой шток вилки, диаметром 1-1/8" ( " — обозначает дюймы)
- под конический шток – 1-1/8" сверху и 1,5" снизу
(бывают варианты 1-1/8" на 1-1/4")
Форма штока вилки соответствует форме рулевого стакана, но есть исключения.
По форме рулевой стакан рамы бывает:
- прямой — прямая труба
- конический — основание шире вершины
Исключения:
- рулевой стакан рамы конической формы + вилка с прямым штоком
В таком случае используется специальное опорное кольцо рулевой колонки, которое служит переходником с большого подшипника на шток меньшего диаметра.
Такое решение часто можно встретить на прогулочных горных велосипедах.
Если у вас сейчас так, но вы хотите поставить вилку с коническим штоком, то вам потребуется найти опорное кольцо рулевой колонки под конический шток. Все остальные элементы рулевой колонки можно не менять.
- прямой рулевой стакан рамы + вилка с коническим штоком
В таком случае используется специальная рулевая колонка, которая служит переходником.
На новых велосипедах не встречается.
Мы не рекомендуем ставить вилку с коническим штоком в раму с прямым стаканом, так как при этом меняется геометрия велосипеда (по аналогии с использованием вилки с бо́льшим ходом).
Длина штока вилки велосипеда
Рулевые стаканы рам бывают разной высоты, поэтому производители вилок делают шток с запасом длины. При установке новой вилки необходимо укоротить шток до нужного размера.
Чтобы укоротить шток вилки под безрезьбовую рулевую нужно:
- установить вилку в рулевую
- надеть проставочные кольца и вынос
- сделать отметку на штоке вилки
- вынуть вилку из рулевой и обрезать шток на 5мм короче отметки
При покупке вилки с рук вы должны точно знать, какая длина штока требуется под вашу раму.
Ход вилки
Геометрия велосипеда рассчитана под определенный ход вилки.
Поставить вилку с ходом больше или меньше на 20 мм - не критично. Но разница в 40 мм уже повлияет на управляемость и ощущения от велосипеда.
При одинаковом ходе разные вилки могут иметь разную высоту. Этот размер называется «Axle-to-Crown» – расстояние от оси до опорного кольца рулевой.
Высокая вилка повлияет на геометрию велосипеда также, как и вилка с бо́льшим ходом.
Если вы нашли вилку с ходом больше, чем нужно, можно уменьшить ход вилки с помощью проставок под пружину. Этот процесс называют «согнать вилку».
Предварительно погуглите, можно ли согнать именно ту модель вилки, которую вы хотите поставить.
И как именно это сделать и ничего не сломать.
Тип и стандарт крепления тормоза
Ободные тормоза — это чаще всего стандарт «V-brake»
Для него на вилке должны присутствовать крепления – брэйк боссы (brake bosses).
Дисковые тормоза имеют два актуальных стандарта крепления: PM (Post Mount) и FM (Flat Mount)
- PM (Post Mount)
Современные вилки для горных велосипедов производятся с этим стандартом крепления тормоза.
- FM (Flat Mount)
FM раньше встречался только на жестких вилках, так как этот стандарт пришел из мира шоссейных велосипедов.
Сейчас его можно увидеть и на вилках для гравийных велосипедов: например, Fox 32 TC.
Существует и третий стандарт крепления тормоза – IS (International Standart)
Новую вилку с этим типом крепления тормоза встретить практически невозможно.
Тормоза любого из этих стандартов можно установить через переходник под нужный тип крепления
К примеру, если вы нашли подходящую вилку с типом крепления PM, а ваш тормоз стандарта FM или IS, можно подобрать переходник с PM на FM/IS под нужный размер тормозного диска.
Теперь вы можете самостоятельно подобрать подходящую вилку на велосипед
Если техническими делами заниматься нет времени, вам с удовольствием помогут наши мастера:
- проконсультируют по совместимости вилки
- подберут вилку из наличия или установят вашу
- аккуратно укоротят шток специальным инструментом
- обслужат вилку с заменой смазок и расходников
Посмотреть адреса мастерских
Купить запчасти в ВелоСтране можно дешевле, если воспользоваться промокодом для подписчиков канала!
Посмотреть вилки в ВелоСтране
Если у вас есть вопросы или ситуации для разбора — напишите в комментариях, постараемся найти ответы!
Над статьёй работали:
Зятькова Екатерина, автор ВелоСтраны — написала
Ермаков Игорь, SMM и редактор ВелоСтраны — отредактировал
Подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропустить классные статьи и новости из велосипедного мира!
Стараемся быть полезны для вас,
Сеть магазинов велосипедов: ВелоСтрана.ру
Сеть веломастерских: ВелоМастерская.ру
на связи с вами по телефону
8(800)100-22-33
и в мессенджерах:
Телеграм
WhatsApp
ВКонтакте
Присоединяйтесь к нам на других площадках: