35 лет назад, 28 сентября 1988 года, впервые поднялся в воздух широкофюзеляжный дальнемагистральный пассажирский самолет Ил-96 – один из самых надежных самолетов своего класса в мире. На нем был установлен инновационный для того времени турбовентиляторный двигатель ПС-90А.
Двигатель для первого дальнемагистрального самолета
ПС-90А – одно из важнейших достижений российского авиационного моторостроения. Двигатель остается единственным в России двигателем четвертого поколения для отечественной магистральной авиации.
К созданию двигателей для перспективных средне- и дальнемагистральных самолетов пермское КБ Павла Александровича Соловьева приступило в конце 70-х годов. При этом руководством страны была поставлена задача обеспечить конкурентоспособность российских самолетов с лучшими образцами зарубежных компаний: «Боинг», «Локхид», «Эрбас Индастри».
Для достижения поставленной цели требовалось создание турбовентиляторных двигателей большой степени двухконтурности, оснащенных звукопоглощающими конструкциями, электронными системами управления и контроля. Сама конструкция должна была обеспечить принцип модульности замены узла без разборки всего двигателя.
В конце 1982 года был объявлен конкурс на унифицированный двигатель с тягой 16 000 кгс для пассажирских самолетов нового поколения Ту-204 и Ил-96. По сложности конструкции будущий Д-90А резко отличался от всего того, что производилось в стране ранее. Сразу было принято решение развернуть поузловую доводку. Специалисты смогли оценить долговечность и прочность узлов силовой установки и доработать ее характеристики до начала испытания нового двигателя.
Как итог, разработка ОКБ Павла Александровича Соловьева одержала победу в конкурсе. Испытание Д-90А показало существенное преимущество пермского двигателя по удельному расходу топлива и массе.
В 1987 году двигателю было присвоено имя создателя Павла Соловьева, и он стал называться ПС-90А. После успешного прохождения многочисленных летных испытаний в 1992 году Авиационным Регистром МАК был выдан сертификат типа №16. С 1997 года ПС90А эксплуатируется по техническому состоянию – без фиксированных ресурсов в часах в пределах назначенных циклических ресурсов его основных деталей и узлов.
Любая авиакомпания при эксплуатации двигателя ПС-90А, может заказать полный комплекс услуг, обеспечивающих бесперебойную работу в течение всего жизненного цикла.
К 2017 году получено 39 дополнений к основному сертификату двигателя, в том числе на модифицированную камеру сгорания, модифицированный вентилятор.
Кроме того, двигатель ПС-90А стал пионером по использованию узлов из полимерных композиционных материалов. Применение на двигателе звукопоглощающих конструкций второго поколения позволило самолетам с ПС-90А снизить уровень шума до самых современных нормативов и обеспечить им возможность летать во все аэропорты мира без ограничений.
Уникальный самолет Ил-96-300
Создание вместительного лайнера, способного совершать дальние перелеты без пересадок стала главной причиной появления самолета ИЛ-96-300.
Задача разработать новый самолет была поставлена перед авиастроителями в середине 1970-х годов. Первый полет опытного дальнемагистрального широкофюзеляжного лайнера Ил-96-300 состоялся 28 сентября 1988 году на Центральном аэродроме имени М. В. Фрунзе в Москве. Самолет успешно выполнил полеты на расстояние до 14 тысяч км. Более того, он испытывался в Якутске при -50°С и в Ташкенте при +40°С. Итогом испытаний стало вручение 29 декабря 1992 года «АК имени С. В. Ильюшина» Сертификата летной годности.
Через год было запущено серийное производство самолета. А 14 июля 1993 года дальнемагистральный Ил-96-300 совершил свой первый регулярный рейс с пассажирами на борту по маршруту Москва–Нью-Йорк–Москва.
За годы эксплуатации пассажирский лайнер показал себя только лучшей стороны и был признан одним из самых надежных самолетов своего класса в мире: за всю его историю не было отмечено ни одной крупной аварии.
Первый из первых
В 1993 году Управление делами Президента Российской Федерации сделало заказ на создание специального варианта Ил-96-300 с двигателями ПС-90А. Этот лайнер должен был стать не только самолетом первого лица Российского государства, но и пунктом управления, штабом Верховного главнокомандующего. Постройку спецборта завершили осенью 1995 года.
С марта 1997 года дальнемагистральный Ил-96-300ПУ стал «Бортом №1» – специально оборудованным самолетом Президента РФ. Самолет способен находиться в воздухе более 15 часов и без посадок преодолевать расстояния не менее 13 тысяч км.
В 2007 году Ил-96-300 сертифицирован на соответствие требованиям Главы IV ИКАО по шуму самолета на местности, это позволяет ему совершать полеты в любые страны мира без ограничений.
Будущее ПС-90А
В июне 2022 года была принята, а спустя год доработана комплексная программа развития авиатранспортной отрасли до 2030 года.
Цель программы - создание большего количества отечественных самолетов, в том числе и проверенного временем Ил-96-300.
К 2030 году пермское предприятие ОДК произведет 254 двигателя ПС-90А. Производится они будут не одномоментно, а постепенно: в 2023-м появится 6 силовых установок, далее с каждым годом их количество будет увеличиваться вдвое. С 2027 года объем производства достигнет - 44 двигателя в год. Также пермские двигателестроители произведут 11 подменных и запасных силовых установок ПС-90А.