Найти тему
Сайт Авиационной Истории

Испытания L-410 на лыжном шасси

В начале 2015 года совершил первый полет пассажирский самолет L-410 на лыжном шасси. Немного новейшей истории отечественной авиации...

L-410 2015 год
L-410 2015 год
L-410 2015 год
L-410 2015 год

Чтобы понять откуда взялось лыжное шасси у самолета L-410, предлагаю читателю ознакомиться со статьей с портала Правительства Оренбургской области от 26 ноября 2013 года.

Лыжные шасси для L-410 – первый этап сотрудничества ПО «Стрела» и «Aircraft Industries»

ОАО «ПО «Стрела» по заказу ОАО «Уральская горно-металлургическая компания» ведет работу по изготовлению лыжных шасси для оснащения самолетов L- 410.

Планируется, что в декабре первые комплекты «лыж» будут представлены заказчику для проведения летных испытаний. По результатам будет принято решение о запуске в серийное производство лыжного шасси.

Самолет L-410 на лыжном шасси после проведения испытаний рассматривается как один из основных транспортных самолетов для обеспечения интересов РФ в Арктическом регионе.

Проект использования самолетов L-410 в Арктике был представлен на заседании Русского Географического Общества Артуром Чилингаровым – известным исследователем Арктики и Антарктики.

Сегодня в ГУП «Международный аэропорт «Оренбург» производилась пробная замена колес самолета L-410 на лыжное шасси. Демонтаж одного колеса и монтаж лыжного шасси занял один час.

– Это говорит о том, что технология мобильная, самолет можно быстро «переобувать», никаких технических трудностей это не вызывает, – пояснил помощник первого заместителя генерального директора – главного инженера ОАО «ПО «Стрела» Игорь Сероштан. Он также рассказал, что в настоящее время ПО «Стрела» занимается освоением новых лыжных шасси на самолет L-410, который широко распространен в северных регионах Российской Федерации – Красноярском крае, Ямало-Ненецком АО, Новосибирской области. Посадка самолета там часто затруднена из-за снежного покрова. В связи с чем и возникла необходимость создать конструкцию лыжного шасси на этот тип самолета.

Изготовлением «лыж» занимается агрегатно-сборочный цех ПО «Стрела». За основу был взят опыт по изготовлению лыжных шасси чешской авиастроительной компании «Aircraft Industries», но на более легкие самолеты. L-410 весит на 1200 кг. больше старых самолетов, а значит, и конструкция необходима другая.

– Пришлось менять ее полностью, - говорит ведущий конструктор производственного объединения «Стрела» Сергей Конарев.

– При разработке документации для производства новых шасси были применены современные системы проектирования мирового уровня, что позволило до минимума сократить риск возникновения конструкторской ошибки. Представленные образцы будут направлены на ряд технических испытаний для подтверждения правильности произведенных изменений и запаса прочности лыжных шасси, – рассказал ведущий конструктор.

Лыжные шасси представляю собой три составляющих: металлическая конструкция, деревянная и полиэтиленовая. Это принципиально новая технология, которая еще нигде при производстве шасси не применялась. На деревянной, или как ее называют, скользящей части, тщательно подобранные сорта дерева склеиваются в три слоя: два слоя ясеня и слой сосны. Ясень – это материал, который обладает высокой прочностью, в то же время имеет очень низкий удельный вес. Кроме того, ясень очень хорошо адаптирован к вибронагрузкам, что неизбежно при взлете и посадке самолета. Слои укладываются не цельными кусками, а отдельными выпиленными рейками. Эти рейки вначале подгоняются на оснастке всухую, т.е. без клея, а потом уже рабочие приступают к склейке. В настоящее время разработана методика, позволяющая выявить даже самые незначительные «непроклеи».

Полиэтилен – завершающая часть. Как пояснил главный металлург ПО Василий Сальников, она оказалась одной из наиболее сложных, так как полиэтилен практически не клеится. Технологию позаимствовали у компаний, производящих горные, беговые лыжи. После проклейки полиэтилена его проверяют в том числе и на хрупкость: он должен выдержать температуру до минус 70 градусов.

– Лыжные шасси это первый этап сотрудничества «Стрелы» и «Aircraft Industries». Вторым станет изготовление так называемых шасси-поплавков для посадки самолетов «L-410» на водную гладь, – комментирует начальник центрального производства ОАО «ПО «Стрела» Анатолий Галкин. В настоящее время разработка конструкции таких шасси-поплавков производится специалистами авиапредприятия совместно с сотрудниками конструкторского бюро ПО «Стрела».

© Юрий Дорошенко