Мотивация — это мотор, который помогает нам каждое утро браться за работу. Запускают этот мотор разные силы: мысли о любимом занятии или жесткие внешние стимулы. Некоторым из нас нужно больше таких стимулов, а некоторые способны мотивировать себя и других самостоятельно. С детьми тоже самое. Стремление детей к познанию — это наследие эволюции. Ребенок стремится развиваться, становиться самостоятельным, приобретать новые знания, потому что иначе он не сможет выжить.
Чем меньше ребенок, тем более он любопытен. Те, кто занимался с 2-3 летними детьми, знают, насколько искренне и открыто малыши стремятся к новому. И даже в первый класс дети обычно идут с удовольствием и с радостью выполняют первые домашние задания. Но школьная рутина и усталость подтачивают интерес. Что может быть причиной и как помочь ребенку?
Возможно, причина в плохом понимании материала. Ребенок теряется в учебном материале, не понимает, о чем в нем идет речь. Если это продолжается долгое время, то его мозг как бы отключается, и желание разбираться в этом хаосе непонятной информации исчезает. И тут необходимо искать «точки понимания», на которые можно опереться.
Не ожидайте, что в школе ситуация изменится. Объясните ребенку непонятный материал и помогите его понять. Или найдите педагога-репетитора, который, не откладывая в «долгий ящик», сразу восполнит тот недостаток в понимании материала, который только возник, который совсем «свеженький». При этом, возможно, помогут небольшие упрощения объяснения, выбор нестандартных, интересных заданий по теме, игры, которые помогут по-новому раскрывать тему (обратите внимание на игры от БандыУмников).
Возможно, ребенок плохо читает. Если ребенку трудно читать, то вся его энергия уходит на чтение задания, а на его выполнение сил уже не остается. Со 2-го класса дети должны относительно легко и быстро читать условие задачи и понимать его.
Умение читать и понимать прочитанное — очень важный навык, ему нужно повышенное внимание. Развивайте любовь ребенка к книгам с самого маленького возраста. Увлекайтесь книгами и прочитанным, обсуждайте, делясь впечатлениями с детьми, и предлагайте им рассказать что-то особенное из прочитанного ими.
Возможно, учебная программа не соответствует уровню развития и уровню способностей ребенка. Слишком сложно и слишком просто — одинаково плохо влияет на мотивацию учиться. Ребенку или ничего не понятно, или все настолько просто, что становится скучно. Всегда можно заинтересовать ребенка с помощью дополнительных нестандартных заданий. Если вашему чаду скучно на школьной математике, обратите внимание на олимпиадную. Если же наоборот сложно, то, вероятно, есть пропуски в знаниях и стоит поработать с репетитором.