Найти тему

Конструктор авиационных двигателей: двигатели, на которых мы будем летать

Оглавление

Заместитель генерального конструктора – главный конструктор авиационных двигателей пермского предприятия ОДК-Авиадвигатель Александр Бусыгин рассказал о текущих задачах, перспективах российского двигателестроения и самых важных аспектах работы.

Как стать двигателестроителем для современных самолетов

С раннего детства я любил технику – от велосипеда и папиного автомобиля и дедушкиного трактора. Я делал деревянные самолеты, вертолеты, прикреплял к ним моторчики на батарейках. К окончанию школы я точно знал, что буду получать техническую специальность.

Об аэрокосмическом факультете в Пермском Политехе (Пермский национальный исследовательский политехнический университет) узнал в старших классах и понял, что хочу связать карьеру с авиацией. Факультет и сейчас – один из самых престижных. Его выпускники – "золотой фонд" производства, науки, технологий – всегда будут нужны стране.

Подготовка двигателя ПД-14 к испытаниям на предприятии ОДК-Пермские моторы © Объединённая двигателестроительная корпорация
Подготовка двигателя ПД-14 к испытаниям на предприятии ОДК-Пермские моторы © Объединённая двигателестроительная корпорация

Двигателестроение – одна из самых перспективных отраслей промышленности. Продукция и технологии востребованы во всех областях машиностроения. Поэтому я выбрал авиационное двигателестроение и соответствующую кафедру в университете.

Мне повезло, я проходил практику на предприятии ОДК-Пермские моторы, затем в конструкторском бюро ОДК-Авиадвигатель. Увидел, что на предприятиях с вниманием относятся к выпускникам и особенно к молодым специалистам – создают все условия для адаптации. Параллельно стажировался в ведущем конструкторском отделе, в котором разрабатывали новый двигатель ПД-14, участвовал в его создании.

О текущих задачах

Я работаю на предприятии ОДК-Авиадвигатель десять лет. За эти годы занимал разные должности: инженер-конструктор, заместитель начальника отдела, заместитель главного конструктора. Добиться таких результатов мне помогла молодежная политика нашего предприятия, индивидуальное профессиональное развитие, обучение. Каждый может добиться больших успехов. Главное – желание. Конечно, нужно быть профессионалом, уметь взаимодействовать с коллективом. У нас все-таки командная работа.

В цехе сборки авиадвигателей предприятия ОДК-Пермские моторы © Объединённая двигателестроительная корпорация
В цехе сборки авиадвигателей предприятия ОДК-Пермские моторы © Объединённая двигателестроительная корпорация

Я начинал свою карьеру с разработки новых перспективных двигателей, затем стал заниматься серийными двигателями. Сейчас два пермских предприятия «Авиадвигатель" и "Пермские моторы" составляют единый научно-производственный комплекс, поэтому я теперь директор программы серийных авиационных двигателей на заводе. В сфере моей ответственности – весь комплекс работы по двигателям семейства ПС-90А, Д-30, Д-30Ф6.

Я считаю, что конструктор – разносторонний специалист. Он занимается всем – и технической, и творческой, и организационной работой. Сначала конструктор должен разработать деталь, узел или двигатель. Но этого мало. Он должен быть технологом, знать материалы, металлургию, суметь организовать работу по испытаниям изделия, чтобы его детище воплотилось "в железе", а не осталось, как говорят, на бумаге.

О задачах государственной важности

Сейчас на нашем предприятии много разных проектов: и в рамках опытно-конструкторских разработок модификаций двигателей, и в рамках серийного производства и эксплуатации.

Перед авиастроителями стоит важнейшая задача – развивать гражданскую авиацию России, возродить массовое производство отечественных самолетов с отечественными двигателями. Запланирован значительный рост производства. Поэтому все специалисты активно задействованы в реновации и техническом перевооружении научно-производственного комплекса "Пермские моторы". Сейчас все зависит только от нас, нашей команды. Вклад каждого сотрудника громаден. Лично я ощущаю большую значимость этих задач и колоссальную ответственность за них.

Заместитель генерального конструктора – главный конструктор авиационных двигателей ОДК-Авиадвигатель Александр Бусыгин © Объединённая двигателестроительная корпорация
Заместитель генерального конструктора – главный конструктор авиационных двигателей ОДК-Авиадвигатель Александр Бусыгин © Объединённая двигателестроительная корпорация

Первоочередная задача предприятия – создавать инновационные, конкурентоспособные продукты. Главное условие выполнения этой задачи – развивать своих сотрудников, а также привлекать новых квалифицированных специалистов и мотивировать их на долгосрочную работу в двигателестроении.

О двигателях, на которых мы будем летать

К 2030 году мы должны выйти на значительный рост объемов производства двигателей для гражданской авиации. В том числе двигателя ПС-90А для самолетов типа Ту-214, Ил-96-300, Ил-76. Этот двигатель – одно из важнейших достижений российского авиационного моторостроения. Радует, что он по-прежнему востребован, а вместе с ним оживает и самолет Ту-214, который может совершать беспосадочные перелеты на 6-7000 км, например, из Москвы в Хабаровск. Для России с ее огромной территорией это очень нужный самолет.

Мы работаем и над перспективными проектами. Например, над двигателем ПД-35, в котором сосредоточены новейшие технологии, колоссальный научно-технический и эксплуатационный потенциал.

Самолеты с нашими серийными двигателями надолго останутся в небе и навсегда – в истории отечественной и мировой авиации. Мы считаем, что двигатель ПС-90А на самолетах будет жить как минимум до 2070 года. Еще больше перспектив у новых пассажирских среднемагистральных самолетов МС-21 с двигателями ПД-14. Даже через 50-70 лет мы будем летать на двигателях, уже существующих сегодня, и на перспективных двигателях, находящихся в разработке.

Среднемагистральный пассажирский самолет МС-21-310 с двигателями ПД-14 © Объединённая двигателестроительная корпорация
Среднемагистральный пассажирский самолет МС-21-310 с двигателями ПД-14 © Объединённая двигателестроительная корпорация

Будущее также за развитием гибридных силовых установок, созданием электрического самолета и двигателя, беспроводным управлением и диагностикой. Задачи перед нами масштабные. У нас с вами – большое будущее.

Детям своих коллег я рекомендую для обучения выбирать техническую специальность – сегодня и всегда это востребовано и перспективно. Ну, а затем приходить работать к нам, на ОДК-Пермские моторы. Видеть результат своей работы – это необыкновенная радость. Наши двигатели делают возможной работу различной техники в небе, на земле, в космосе, на воде. Мы создаем движение государственной важности. Это вызывает гордость за свое любимое дело.

Авто
5,66 млн интересуются