Найти тему
Петр Власов

1МВ. Танки Великобритании (01). «Хвостатые»

Оглавление
Все иллюстрации взяты из открытых источников
Все иллюстрации взяты из открытых источников

Маневренная поначалу Первая мировая война очень быстро перешла в позиционную фазу, и уже в декабре 1914 года под ливнем стали из нового скорострельного оружия воюющие стороны зарылись в окопы и затянулись рядами колючей проволоки. Оборона стала глубоко эшелонированной, и преодолеть ее оказалось просто невозможно: любая атака на ощетинившуюся пулеметами и пушками линию окопов противника приводила к огромным потерям. Возник позиционный тупик, длившийся даже не месяцы, а годы!

Военные всех армий искали выход из этого тупика; искали средство, способное прокладывать путь в проволочных заграждениях и прикрывать подвижным огнем атаку пехоты. В Великобритании идею создания боевой вездеходной машины выдвинул подполковник Э. Суинтон. В октябре 1914 он предложил использовать для этого шасси трактора «Холт». Однако Военный министр фельдмаршал лорд Китченер отклонил эту идею; но она заинтересовала первого лорда Адмиралтейства У. Черчилля, имевшего опыт участия в операции бронепоездов во время англо-бурской войны. И в феврале 1915 им был создан «Комитет по сухопутным кораблям», который предложил фронтовым офицерам сформулировать требования к боевой машине. Оказалось, что будущая машина должна иметь противопульную броню, способность совершать переход через воронки диаметром до 3,7 м и глубиной до 2 м, преодолевать рвы шириной 1,2 м, и прорывать проволочные заграждения. Вооружение требовалось - пушка и два пулемета. Скорость предполагалась не менее 4 км/ч, запас хода до 6 часов, экипаж до 6 человек.

Основываясь на этих рекомендациях, в конце июня 1915 г. комитет заказал машиностроительной фирме «William Foster Ltd» в г. Линкольн, выпускавшей тяжелые колесные тракторы для артиллерии, разработку машины с использованием силового блока тяжелого трактора «Фостер-Даймлер» и шасси американского трактора «Буллок». И всего за 40 дней фирма создали машину, считающуюся первым в истории танком.

-2

Машина «№ 1 Линкольн» представляла собой установленный на шасси «Буллок» коробчатый бронекорпус с грубым макетом будущей пушечной башни. Однако испытания показали слабость ходовой части, и она была перепроектирована. Новый вариант 18,3-тонной машины (уже без башни), получивший прозвище «Маленький Вилли», был испытан в конце ноября 1915. «Маленький Вилли», имевший длину 5,45 м, благодаря колесному хвосту преодолел ров шириной до 1,52 м, стенку высотой 0,6 м, и подъем до 20 градусов. Однако командование английских войск во Франции требовало преодоления рвов в 2,44 м и стенки в 1,37 м, и потому посчитало, что «Маленький Вилли» еще не отвечает боевым задачам.

Тогда у конструкторов родилась идея придать обводам гусеницы форму параллелограмма, а для увеличения высоты зацепа верхнюю ветвь гусеницы пустить поверх корпуса. Поворотная башня слишком подняла бы центр тяжести машины, поэтому вооружение решили разместить «по-морскому» — в бортовых спонсонах (выступающих бортовых казематах).

Танк «Большой Вилли»
Танк «Большой Вилли»

В начале февраля 1916 года начались испытания новой машины, получившей прозвища «Большой Вилли» и «королевская сороконожка». «Большой Вилли», успешно преодолевавший на глазах представителей командования рвы, воронки и эскарпы произвел на них большее впечатление, и новый командующий британскими экспедиционными силами во Франции генерал Д. Хейг попросил как можно скорее изготовить для армии 40 таких машин.

Тогда же новый вид боевой техники стали называть танком. Этот термин родился ради сохранения тайны: для вездесущих шпионов распространяли слух, что выполняется заказ Русской армии на «полевые емкости для воды» (tank — англ. «бак», «емкость»). Поэтому при перевозке первых танков на покрывавших их тентах писали по-русски: «Танк. Осторожно. Петроградъ». Танк «Большой Вилли» армия приняла на вооружение под обозначением Mk.I, и уже в том же феврале выдала заказ на 100 таких машин.

Тяжелые танки серии Mk.I

-4

ТТХ танка Mk.I («самец»/«самка»): Масса – 28,4/27,4 т. Размеры – 8,06х4,2х2,45 м (с хвостом – 9,9 м). Броня – 10-12 мм. Мощность мотора – 105 л.с. Максимальная скорость – 6,4 км/ч. Запас хода – 38 км. Вооружение – 2х57-мм пушки, 3-4х7,7-мм пулемета / 6х7,7-мм пулеметов. Экипаж – 8 человек

Корпус танка Mk.I состоял из пяти частей — коробчатого корпуса, двух рам гусеничного хода, и двух спонсонов. Внутри корпус был очень тесным, и походил на машинное отделение боевого корабля — даже имел палубный деревянный настил. БОльшую часть корпуса занимали двигатель и трансмиссия. Перед двигателем находилось отделение управления — рубка с двумя сиденьями. В правом сидел водитель, в левом – командир (офицер). В проходах и спонсонах располагались наводчики и заряжающие (или пулеметчики), сзади у бортов — помощники водителя – они управляли работой бортовых коробок передач. Всего экипаж Mk.I насчитывал 8 человек. Для посадки и высадки экипажа в задней стенке каждого спонсона имелась дверь, под дверью крепили ступеньку. Имелись также лаз в крыше корпуса и узкая дверь в кормовой стенке справа, за радиатором.

Половина из строившихся танков была сделана пулеметными - так появилось деление танков на «самцов» (male, пушечные) и «самок» (female, пулеметные). «Самцы» были главной ударной силой, машинами прорыва; они уничтожали огнем пушек вражескую окопную артиллерию и пулеметные гнезда. Задачей «самок» было подавление пулеметным огнем пехоты противника в окопах и прикрытие «самцов» от возможных пехотных атак.

-5

На «самцах» устанавливались морские 57-мм скорострельные пушки фирмы «Гочкис», с длиной ствола 40 калибров (скорострельность 15–20 выстр./мин, эффективная дальность до 1.800 м). Ее боезапас занимал все немногое еще остававшееся свободным место в танке. В спонсоне пушка монтировалась на тумбовой установке; для наводки служил рычаг-правило, для управления огнем — пистолетная рукоятка со спусковым крючком. Амбразуру спонсона перекрывал подвижный цилиндрический щит с вертикальными вырезами для пушки и прицела. Установка оказалась весьма неудобной: стрельбу из пушки наводчик вел, стоя на коленях; при откате казенник пушки почти достигал капота двигателя, а щит легко заклинивался при попадании между ним и стенками пуль, мелких осколков или камней с грунта. Стреляные гильзы выбрасывали через отверстие в нижней части двери спонсона.

Кроме пушек «самцы» вооружались 3–4 французскими пулеметами «Гочкис» в цапфенных установках. Питание пулемета — из жесткой ленты («полосы») на 30 патронов, охлаждение ствола — воздушное, позволявшее вести огонь только короткими очередями, что определяло боевую скорострельность в 150 выстр./мин. Огонь из лобового пулемета вел командир. В бортах спонсонов и рубки делались лючки с подвижными заслонками для стрельбы из личных револьверов — в бою танкистам часто приходилось отстреливаться от окруживших танк пехотинцев противника.

-6

Танк-«самка» тоже имел 1–2 пулемета «Гочкис»; но главным его оружием были 4х7,7-мм пулемета «Виккерс», которые в отличие от «Гочкисов», могли развивать более интенсивный огонь (что отвечало назначению пулеметного танка). Интенсивность огня «Виккерса» обеспечивалась питанием из патронной ленты и водяным охлаждением ствола, позволявшими долго вести непрерывный огонь. Поэтому «Виккерс» имел боевую скорострельность до 300 выстр./мин. Но он был более тяжел и громоздок, чем «Гочкис», и занимал больше места.

Каждый спонсон нес по два «Виккерса» в отдельных цилиндрических установках с бронировкой кожуха ствола. Так как на «самке» два «Виккерса» занимали практически всю площадь спонсона, к его задней стенке с откидной дверью вел лишь люк-лаз высотой всего 30 см. Он позволял человеку протиснуться только ползком и боком, а в случае пожара был почти бесполезен.

Компоновка танка Mk.I
Компоновка танка Mk.I

И «самцы», и «самки» снабжались карбюраторным 6-цилиндровым бесклапанным (с золотниковым газораспределением) лицензионным двигателем «Даймлер» жидкостного охлаждения мощностью 105 л.с. Он занимал всю среднюю часть танка, оставляя по бокам проходы шириной всего 35 см. Выхлопные трубы выводились вверх на крышу, но глушителями не снабжались. Выхлоп вверх демаскировал танк искрами, и нередко поджигал брезент и маскировку, крепившиеся на крыше Mk.I на двускатной деревянной раме с проволочной сетью (из-за этого после первых боев на Сомме от громоздкой рамы с сеткой отказались).Некоторые экипажи ставили на выхлопные трубы самодельные глушители из пустых банок из-под масла, обкладывали трубы мокрыми мешками или глиной. Трубчатый радиатор с вентилятором располагался у задней стенки корпуса и соединялся с системой охлаждения двигателя трубой, проходившей под крышей. Два бензобака каждый по 114 л (25 галлонов) размещались по бокам от рубки между внутренними и наружными стенками рам ходовой части (боковых выступов); рядом обязательно крепились огнетушители. К карбюратору бензин подавался самотеком. Если танк сильно наклонялся — например, на дне воронки — подача бензина прерывалась, и экипаж переливал его из бака в карбюратор бутылкой. Запуск двигателя производился тремя-четырьмя членами экипажа П-образной рукояткой, расположенной над коробкой передач. Максимальная скорость танка по хорошей дороге доходила до 6,4 км/ч; однако средняя скорость движения по полю не превышала 3,2 км/ч.

Сзади к танку шарнирно крепился хвост — на X-образной раме монтировали два металлических колеса. Набор пружин прижимал хвост к земле; для подъема служил открыто установленный гидравлический домкрат, для поворота — тросовая тяга. Хвост требовался для увеличения ширины перекрываемого рва, а также для ускорения поворота.

Преодоление рва танком Mk.I с колесным «хвостом».
Преодоление рва танком Mk.I с колесным «хвостом».

26 сдвоенных опорных катков малого диаметра помещались, как в обойме, между стенками рам ходовой части вместе с ведущим и направляющим колесами и бортовыми коробками передач. Направляющее колесо крепилось впереди на салазках с винтовым механизмом регулировки натяжения гусеницы. Гусеница шириной 52 см составлялась из 90 стальных траков. Верхняя часть гусеницы скользила по особому рельсу, там имелся только один поддерживающий ролик. Нижняя ветвь гусеницы шла по дуге, и на твердом грунте длина ее опорной поверхности не превышала 1,5 м. Так хотели уменьшить сопротивление движению и повороту, но в результате из-за этого машину сильно раскачивало. Общими недостатками гусениц, охватывающих корпус, были излишняя длина и масса гусеничной цепи, ее высокая уязвимость и низкий ресурс.

Обзор из танка оставлял желать лучшего. Командир и водитель пользовались смотровыми окнами в лобовом листе, прикрываемыми наружными бронещитками. Смотровые щели в бортах не обеспечивали хорошего обзора, зато осколки, брызги свинца от пуль, попавших в броню вблизи их, и отколовшиеся от этих сильных ударов частицы брони поражали лица и глаза танкистов. Ранения лица и глаз составляли до 80 процентов ранений танкистов Первой мировой войны. Не помогали даже специальные очки — стальные пластины с множеством дырочек.

-9

Не лучше обстояло дело со связью. Для дальней связи в танке возле места помощника водителя крепили клетку с почтовыми голубями, которых выпускали через верхний люк или амбразуры. Но пребывания в грохочущем, трясущемся танке голуби не выдерживали, и нередко просто дохли. Для ближней связи употребляли сигналы флажками или лампой. Не существовало и внутренних переговорных устройств – в грохоте двигателя экипаж общался только жестами.

Танки вообще изрядно шумели. Это производило сильное моральное воздействие на противника, но мешало скрытному сосредоточению техники, а экипажи просто оглушало. В тесном спонсоне при стрельбе скапливались пороховые газы, прямо за спиной артиллеристов и пулеметчиков находился горячий двигатель. К тому же в танке скапливались выхлопные газы, бензиновые пары. В течение 10 минут после запуска двигателя температура внутри танка достигала 40 градусов; даже зимой она редко была ниже 32 градусов, а летом при длительном движении поднималась даже до 70 градусов! В бою отравления выхлопными и пороховыми газами, тепловые удары являлись у экипажей «ромбовидных» танков обычным делом; бывали и смертные случаи. Даже в бою танкисты иногда останавливали танк и выскакивали наружу, чтобы отдохнуть…

Всего было выпущено 150 танков Мк.I: 75 «самцов» и столько же «самок». Впервые англичане применили свои танки в бою во время сражения на Сомме 15 сентября 1916 г.

Танк Mk.I выдвигается на позицию (фото)
Танк Mk.I выдвигается на позицию (фото)

Это сражение до ввода танков в бой шло уже почти два месяца. После мощного артобстрела позиций противника, непрерывно продолжавшегося целую неделю, 1 июля британские и французские пехотные дивизии вслед за перемещающимся вглубь немецкой обороны огневым валом двинулись на врага. Но, несмотря на всю мощь крупнокалиберной артиллерии Антанты наступление забуксовало: многодневные артиллерийские удары так и не смогли ослабить оборону германской армии. Войска англичан и французов истекали кровью, пытаясь прорвать немецкие позиции, но все усилия тратились совершенно напрасно. За 1,5 месяца наступления, потеряв сотни тысяч человек, наступающие сумели продвинуться вперед на разных участках всего на 2-4 км. И тогда на рассвете 15 сентября в бой были впервые брошены танки…

Для этой атаки англичане подготовили 49 танков Мк.I. Но за 3 часа ночного выдвижения на передовые позиции 17 танков застряли по дороге или встали из-за различных неполадок. Так что, в атаке участвовали только 32 Мк.I; вслед за танками, прячась за их броней, шла английская пехота. Ползущие, как громадные стальные черепахи, по изрытому снарядами полю грохочущие машины поразили немцев своим необычным видом, и они открыли по танкам ураганный огонь из винтовок и пулеметов. Однако пули не причиняли танкам никакого вреда, отскакивая от бронированных стенок, как горох. Приблизившись к противнику, танки тоже открыли огонь из своих пушек и пулеметов, засыпав с малой дистанции германскую пехоту градом снарядов и пуль. Немцы надеялись, что эти неуклюжие машины застрянут в многорядном проволочном заграждении перед окопами; но проволока не стала для танков препятствием - они легко подмяли ее гусеницами под себя, разрывая, как паутину. И тогда немецких солдат охватил настоящий ужас: одни стали выскакивать из окопов и бежать, другие поднимали руки, сдаваясь в плен.

Танк Mk.I в бою
Танк Mk.I в бою

Правда, завершали атаку исправными уже всего 18 танков: в ходе боя 5 Мк.I застряли в болоте, а у 9 сломались двигатели. Но эффект от первого массированного боевого применения танков превзошел все ожидания. За 5 часов танковой атаки англичане смогли прорвать оборону немцев на 5 км в ширину, и на 5 км в глубину. Причем их потери оказались в 20 раз меньше, чем это ранее было обычно при наступательной операции – ведь до ввода танков захват одного квадратного километра обходился потерей как минимум 8.000 человек…

И хотя опыт показал, что танки еще очень несовершенные боевые машины, и их надежность и проходимость оставляют желать лучшего, стало ясно, что этого оружия впереди большое будущее. Так что не удивительно, что сразу после первого боевого триумфа танков командующий британскими экспедиционными силами во Франции генерал Хэйг послал в Лондон телеграмму с требованием заказать еще 1.000 таких машин.

ПРОДОЛЖЕНИЕ: 1МВ. Танки Великобритании (02). Тяжелые «бесхвостые»

ОКОНЧАНИЕ: 1МВ. Танки Великобритании (03). От «звёздочек» до «борзых»

Список других статей канала, посвященных армиям и оружию периода Первой мировой войны, НАХОДЯТСЯ ЗДЕСЬ

Список других статей канала, посвященных теме «История бронетехники» можно найти ЗДЕСЬ

Если вас заинтересовала эта статья, поставьте «палец вверх», и подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новую информацию по разным темам военной истории.