ОКОНЧАНИЕ; начало ЗДЕСЬ
«Звездочки»: тяжелые танки серий Mk.V* — Mk.V**
ТТХ танка Mk.V* («самец»/«самка»): Масса – 33/32 т. Размеры – 9,89х4,1х2,6 мм. Броня – 12-14 мм. Мощность мотора – 150 л.с. Максимальная скорость – 4 км/ч. Запас хода – 63 км. Вооружение – 2х57-мм пушки, 4х7,7-мм пулемета / 6х7,7-мм пулеметов. Экипаж – 8 человек
Преодоление британскими танками ранее неприступных оборонительных линий германской армии вынудило немцев начать расширение своих траншей в расчете, что вражеские танки не смогут через них переправляться. Это натолкнуло англичан на мысль удлинить танк примерно на 2 м. Поначалу они просто попытались удлинить на танке гусеницы, разработав конструкцию «хвост головастика». Но удлиненная на 2,74 м хвостовая секция сдвинула вперед центр тяжести и отрицательно сказалась на подвижности и прочности корпуса машины. Поэтому от использования такой системы отказались.
По размышлении нашли другой способ удлинения: корпус танка Mk.V разрезали поперек позади спонсонов, и вставили дополнительную секцию длиной 1,83 м; нарастили гусеницы и поставили удлиненный карданный вал. В бортах дополнительной секции врезали двери и шаровые установки, в которые перенесли пулеметы из спонсонов. Удлиненный таким образом танк получил обозначение Mk.V* (со «звездочкой»). В результате этой переделки британцам удалось увеличить ширину преодолеваемого рва до 3,96 м. Однако масса танка возросла на 3,5 тонны, катастрофически снизилась маневренность, а максимальная скорость упала до 4 км/ч! В принципе, проект можно было признать неудачным, тем более что к тому времени британские танкисты приноровились преодолевать расширенные немецкие траншеи «методом ныряния».
Тем не менее, увеличение внутреннего объема «танка со звездочкой» позволило перевозить кроме экипажа, еще и до 15 пехотинцев – под защитой брони, прямо к рубежу атаки. И в транспортно-боевых целях англичане начали серийное строительство этих машин. А так как танки Mk.V* были способны выполнять и боевую, и транспортную роль, их вполне можно назвать прообразом будущей БМП - боевой машины пехоты. Правда, первая попытка высадить десант (8 августа 1918 г. под Амьеном) оказалась неудачной: от чада и паров бензина внутри танка солдаты угорели, а непрерывная тряска так вымотала их, что после высадки все пехотинцы повалились на землю, и оказались неспособны вступить в бой…
Несмотря на эту неудачу, серийный выпуск Mk.V*, начатый в мае 1918 г., был продолжен - как путем переделки уже имевшихся заготовок танков Mk.V, так и заводской постройкой новых машин. За пять месяцев до окончания войны успели «наклепать» 200 «самцов» и 432 «самки». А кроме того, изготовили еще и 25 Mk.V** (с двумя «звездочками»), которые отличались смещенным назад двигателем, форсированным до 225 л.с. За счет смещения мотора удалось в передней части корпуса соединить рубку управления с наблюдательной, и тем организовать единое обитаемое отделение. Версия «две звездочки» получила более широкие гусеницы (67,3 см) и увеличенный до 908 л запас горючего. Но эти машины в боях не использовались.
Летом-осенью 1918 г. британцы вели дальнейшие работы по улучшению своего «ромбовидного» танка, которые до конца войны так и не вышли из стадии экспериментов, но при этом увеличивали цифру маркировок. Так, на проекте Mk.VI они пытались отказаться от спонсонов, установив одну пушку в лобовой части. Однако проект вылился только в деревянный макет в натуральную величину. Для испытаний построили 3 экземпляра танка Mk.VII с созданной в США регулируемой гидростатической передачей. После вступления в Первую мировую войну Соединенных Штатов англичане разработали «международный» танк Mk.VIII, агрегаты к которому планировалось поставлять из США, а бронелисты и сборку производить в Англии. Но до окончания войны успели собрать лишь 5 машин, которые так и не побывали в бою.
Желая развить идею «танкового бронетранспортера», неудачно воплощенную в модели Mk.V*, британцы приступили к разработке «десантного» танка специальной конструкции. В проектируемом Мk.IX ради обеспечения максимального пространства для десантников отказались от спонсонов и вооружения в них, а двигатель с радиатором сместили вперед. В получившемся отделении для десанта могли поместиться до 30 солдат (экипаж танка сократился до 4 человек). Однако и эта версия на поле боя так и не попала: до окончания войны успели собрать только 3 машины (еще 33 изготовили уже в 1919 г.).
Средний танк Mk.А «Уиппет»
ТТХ танка Mk.А «Уиппет»: Масса – 14,2 т. Размеры – 6,04х2,6х2,7 мм. Броня – 13-14 мм. Мощность моторов – 2х45 л.с. Максимальная скорость – 12,8 км/ч. Запас хода – 64 км (с дополнительными канистрами – 122 км). Вооружение – 4х7,7-мм пулемета. Экипаж – 3-4 человека
Первые же бои британских «ромбовидных» танков показали, что тяжелые тихоходные машины необходимо дополнить машиной более легкой и подвижной. Ведь для развития успеха тяжелых танков требовался быстроходный («кавалерийский») танк, который мог бы вести преследование противника и развивать прорыв, совершенный тяжелыми танками, в глубину.
В декабре 1916-го в инициативном порядке разработкой такого танка занялся конструктор Уильям Триттон. Для выигрыша времени и минимизации затрат Триттон сконструировал ходовую часть по типу отвергнутого ранее «Маленького Вилли»; при этом от имевшегося на «Вилли» колесного хвоста конструктор отказался. В качестве силовой установки Триттон использовал два автомобильных 45-сильных двигателя Тейлора с отдельными коробками передач. С оснащением танка такими моторами проблем не было: они давно массово выпускались для лондонских автобусов. Двигатели располагались рядом в носовой части машины, впереди боевого отделения. Фактически Триттон создал танк, похожий на бронеавтомобиль, поставленный на гусеничный движитель (со своей силовой установкой для гусеницы каждого борта). Вооружение планировалось из одного пулемета во вращающейся одноместной башне, установленной рядом с рубкой водителя.
Опытный экземпляр «кавалерийского» танка проходил испытания в марте 1917 года, однако заказ на его серийное производство в количестве 350 единиц последовал только в июне. При принятии на вооружение машине присвоили обозначение «средний танк Mk.А», но в войсках за ним закрепилось прозвище «Уиппет» (Whippet — борзая, порода гончей собаки).
Уже при начале производства сразу же возникли сложности с изготовлением вращающихся башен, и для ускорения дела от них решили вообще отказаться. Взамен в корме соорудили единую неподвижную рубку с четырьмя пулеметными шаровыми установками - впереди, позади и по бокам. Из-за этого пришлось увеличить экипаж с двух до четырех человек — командир, водитель и два пулеметчика. Для вентиляции и наблюдения командира за полем боя служил люк в крыше рубки; его крышка откидывалась вперед. В таком виде танк и пошел в серию.
Водитель размещался в рубке на сиденье справа, командир стоял слева от него и немного впереди; как правило, он пользовался лобовой пулеметной установкой (из-за тесноты рубки от второго пулеметчика обычно отказывались, и его работу выполнял командир). Командир впереди и крыша длинного моторного отделения сильно ограничивали обзор водителю. Позади водителя находился пулеметчик, обслуживавший боковые и кормовой пулемет. Посадка и высадка производились через кормовую одностворчатую дверь рубки с вделанной в нее шаровой установкой под пулемет. Все четыре 7,7-мм пулемета «борзой» относились к модели «Гочкис» Mk.1*. Снаряженные жесткие патронные полосы укладывались в стеллажах на полу рубки. Для стрельбы экипажа из револьверов в рубке имелись отверстия с бронезаслонками. Сзади по бортам рубки над гусеницами крепились ящики ЗИП и дополнительные канистры с бензином, которые даже водружались на крышу.
Двигатели, установленные в моторном отделении рядом, параллельно оси машины, были карбюраторные, с водяным охлаждением. Единый для них радиатор впереди двигателей два вентилятора обдували воздухом, засасывавшимся через прикрытые бронежалюзями прорези в бортах. Подача бензина в цилиндры двигателей осуществлялась по системе «Вакуум». Цилиндрический топливный бак ёмкостью 378 л располагался в бронированном коробе на носу корпуса. Такое расположение являлось очень спорным: с одной стороны, бензобак был максимально удален от экипажа, но с другой — оказался в самом уязвимом месте, обращенном к противнику…
Доступ к двигателям осуществлялся через откидные крышки верхних люков – как на автомобилях тех лет. Пуск моторов производился от магнето или от заводной рукоятки в корме. Каждый двигатель соединялся со своей коробкой передач, расположенной под полом рубки. Для поворота с малым радиусом водитель выключал или тормозил одну гусеницу; с большим радиусом — прикрывал дроссель одного двигателя и приоткрывал дроссель другого. При включении одной гусеницы на прямой ход, а второй — на задний, танк мог вращаться на месте.
Гусеничный ход с жесткой подвеской собирался по бортам корпуса на бронированных рамах. Ходовая часть на каждый борт имела 16 сдвоенных стальных опорных катков, переднее сдвоенное направляющее колесо с винтовым механизмом регулировки натяжения гусеницы, заднее сдвоенное ведущее зубчатое колесо, и 5 поддерживающих роликов. Гусеница состояла из 67 крупных стальных траков. На грунте длина ее опорной поверхности составляла 1,22 м, в результате машину при движении по твердой дороге сильно раскачивало. В наружной стенке рамы гусеничного хода имелись большие отгибы внутрь — через образовавшиеся окна в движении грязь с верхней ветви гусеницы сбрасывалась.
«Уиппет» первым из танков британского Танкового корпуса мог управляться одним человеком; однако работа водителя «борзой» была непростой — фактически ему приходилось управлять двумя машинами сразу. Справлявшиеся с этим водители «Уиппета» считались в Танковом корпусе виртуозами. Тем более, что они ухитрялись выполнять свою трудную работу в тяжелейших условиях. В тесной рубке жара чувствовалась еще сильнее, чем в «ромбовидных» танках; бывало, что рулевое колесо и рукоятки пулеметов обжигали танкистам руки. Выхлопные трубы с глушителями выводились по бортам моторного отделения и, хотя отклонялись в стороны, все равно обеспечивали загазованность находившейся позади боевой рубки. Экипажи «Уиппетов» угорали от газов даже чаще, чем танкисты в тяжелых машинах; поэтому в бою они, чтобы не потерять сознание, часто дышали в противогазах.
Хотя заказ на «Уиппеты» был сделан в июне 1917-го, в войска первые Mk.А начали поступать лишь в декабре, а первый батальон из 50 машин был укомплектован только в марте 1918 г. Всего же до конца войны построили 200 «Уиппетов» (для сравнения: за тот же период англичане изготовили более 1.000 тяжелых танков Mk.V, Mk.V* и Mk.V**). Mk.А «Уиппет» стал первым британским относительно «быстроходным» танком: ведь по сравнению с основным тяжелым Mk.IV его максимальная скорость выросла вдвое — с 6,4 до 12,8 км/ч. Увеличился и запас хода: с 56 до 64 км (а с возимыми на танке дополнительными канистрами — до 122 км). Танк мог преодолевать подъем в 40 градусов, проходить над рвом шириной до 2,15 м, и перебираться через стенку высотой 0,8 м.
«Уиппеты» активно участвовали в наступательных операциях Антанты в последние месяцы войны. Более дорогие и сложные в производстве и эксплуатации, Mk.А оказались все же удачнее и надежнее «ромбовидных»: их танкисты хвастались перед коллегами с тяжелых танков тем, что «борзые» способны хотя бы своим ходом вернуться из боя, в отличие от вечно ломающихся тяжелых машин...
Средний танк Mk В
ТТХ танка Mk.В: Масса – 18 т. Размеры – 6,92х2,86х2,5 мм. Броня – 14-6 мм. Мощность мотора – 100 л.с. Максимальная скорость – 9,3 км/ч. Запас хода – 100 км. Вооружение – 4х7,7-мм пулемета. Экипаж – 4 человека
В первых же сражениях «Уиппет» продемонстрировал боевые возможности средних танков, и трудившийся еще над созданием «Маленького», а затем и «Большого Вилли» майор Уолтер Вильсон решил разработать свой средний танк, который при равной с Mk.А скоростью будет иметь лучшую проходимость, увеличенный запас хода, и будет проще в управлении. Так в середине 1918 г. появился проект 18-тонного четырехместного среднего танка Mk.В. Его движитель охватывал гусеницами корпус - по образцу «ромбовидных» тяжелых танков. Вооружение из 4 пулеметов размещалось в рубке, возвышавшейся над гусеничным обводом, а в бортовых спонсонах корпуса имелись еще две шаровые установки - чтобы в зависимости от условий боя экипаж мог выбирать, где рациональней установить оружие. Моторно-трансмиссионное отделение находилось позади обитаемого; его занимал 4-цилиндровый вариант двигателя Рикардо мощностью 100 л.с., и планетарная трансмиссия Вильсона. Гусеница имела ширину 57 см. Mk.В преодолевал подъем в 35 градусов, перебирался через стенку высотой в 1 м, и проходил над 3-метровым рвом.
Первый танк Mk.В собрали в сентябре 1918-го, а до окончания войны успели изготовить 45 машин. Часть из них оснастили системой постановки дымовой завесы — она состояла из закрепленного над выхлопной трубой бака с сульфокислотой, которая для создания дыма впрыскивалась в выхлопной тракт двигателя. Использование танка в войсках показало, что Mk.В неудобен в эксплуатации. Доступ к двигателю из обитаемого отделения был затруднен, и в ходе боя неполадки в его работе невозможно было исправить (что при ненадежности двигателей первых танков становилось «смертельной проблемой»). Так же затруднительно было экипажу в боевой обстановке быстро покинуть подбитый танк через один маленький люк в крыше башни. Причем выскочившие из машины танкисты тут же оказывались под огнем противника (в отличие от экипажей тяжелых танков и «Уиппета», покидавших машины через двери позади танка). Все это не способствовало популярности Mk.В в войсках, и сразу после окончания войны его производство было прекращено.
Средний танк Mk.С
ТТХ танка Mk.С: Масса – 18 т. Размеры – 7,86х2,7х2,9 мм. Броня – 14-6 мм. Мощность мотора – 150 л.с. Максимальная скорость – 12,6 км/ч. Запас хода – 120 км. Вооружение – 3х7,7-мм пулемета. Экипаж – 4 человека
Заявка майора Вильсона о том, что его танк будет лучше «Уиппета» заставила Триттона начать борьбу с конкурентом: он приступил к разработке нового среднего танка. И в августе 1918 представил командованию танк Mk.С «Хорнет» («шершень»). Этот танк так же, как и его конкурент Mk.В, имел жесткую подвеску, охватывающие корпус гусеницы, и двигатель «Рикардо». Но Триттон поставил на свой танк другую, 6-цилиндровую версию этого мотора мощностью в 150 л.с. Эти дополнительные «лошадки» позволили довести скорость «Хорнета» до 12,6 км/ч, и «обогнать» равного ему по весу Mk.В (который, впрочем, несмотря на заявку Вильсона, так и не превзошел в этом более легкого «Уиппета»). Превзошел так же «Хорнет» конкурента и в дальности хода. Вооружение составляли 3х7,7-мм пулемета впереди и по бокам рубки; планировалось, что треть построенных танков будут «самцами» с 57-мм пушкой в рубке, но ни одного пушечного Mk.С так и не построили. Для улучшения обзора командир получил поворотную командирскую башенку, а танкисты - одиннадцать смотровых щелей. Экипаж был отделен от двигателя перегородкой, несколько приглушившей гул мотора, и получил возможность общаться голосом. Доступ в моторно-трансмиссионное отделение из обитаемого был проще, чем у Mk.В.
До окончания войны успели построить 36 Mk.С; но в боях эти танки не участвовали.
НАЧАЛО: 1МВ. Танки Великобритании (01). «Хвостатые»
ПРОДОЛЖЕНИЕ: 1МВ. Танки Великобритании (02). Тяжелые «бесхвостые»
Список других статей канала, посвященных армиям и оружию периода Первой мировой войны, НАХОДЯТСЯ ЗДЕСЬ
Список других статей канала, посвященных теме «История бронетехники» можно найти ЗДЕСЬ
Если вас заинтересовала эта статья, поставьте «палец вверх», и подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новую информацию по разным темам военной истории.