ПРОДОЛЖЕНИЕ; начало ЗДЕСЬ
Тяжелые танки серий Mk.II — Mk.III
После первого применения танков на Сомме осенью 1916 г. командование потребовало увеличить производство танков, но при этом внести улучшения в их конструкцию. Учитывая, что для усовершенствования единственной имеющейся конструкции Mk.I потребуется время и проверка рациональности изменений в боевой обстановке, был запланирован последовательный выпуск трех модификаций. В качестве переходных моделей в январе 1917 г. собирались изготовить 50 танков версии Mk.II, в феврале - 50 танков Mk.III. А затем, обкатав эти модификации и выявив их достоинства и недостатки, наладить массовый серийный выпуск усовершенствованной на их опыте модификации Mk.IV, изготавливая в неделю по 20 таких танков.
Главным отличием Mk.II от предшественника стал отказ от колесного хвоста. После этого ширина перекрываемого танком рва сократилась всего на 0,5 м, зато общая длина самого танка уменьшилась почти на 2 м; причем, вопреки опасениям, его маневренность без колесного хвоста не ухудшилась. Круглый лючок в крыше заменили более удобным прямоугольным с откидываемой вперед крышкой. Общую емкость бензобаков увеличили до 281 л. Железные опорные катки и ведущие колеса заменили чугунными. Выхлопную трубу вывели вдоль крыши на корму. На «самки» вместо «Виккерсов» начали ставить более компактные ручные пулеметы «Льюис» с воздушным охлаждением.
На Mk.III увеличили толщину брони бортов до 12 мм, в стенках корпуса сделали отверстия для крепления накладных бронелистов-«экранов» (но «экраны» так и не установили). Ввели балку самовытаскивания - 2-метровый деревянный брус, крепившийся на крыше поперек машины. Если гусеницы начинали буксовать, их останавливали, один из танкистов выбирался на крышу и цепями крепил брус к тракам гусениц. Гусеницы пускали вновь, балка упиралась в грунт и давала им опору.
В намеченные сроки изготовили по 50 единиц Mk.II и Mk.III (каждой версии - по 25 «самцов» и 25 «самок»). Некоторое время они использовались на фронте, а впоследствии, после того как в войска поступило достаточное количество запущенных в большую серию Mk.IV, еще оставшиеся на ходу Mk.I, II и III перевели в учебные. Часть этих машин превратили в специальные: разоружили и переделали в танки снабжения путем заделки амбразур спонсонов, которые стали «грузовыми». Грузоподъемности такого «тендера» хватало для снабжения и обеспечения действий пяти боевых танков. А некоторое количество Mk.II и Mk.III переделали в «радиотанки» — в одном спонсоне размещали радиостанцию с аккумуляторной батареей, в другом оборудовали место радиста. На рубке крепили подъемную мачту, удерживаемую растяжками, между ней и штырем в корме машины натягивали антенну из вертикальных проводов. Впервые «радиотанки» использовали в сражении на Ипре. Работать такая радиостанция могла только на стоянках. Эти машины получили обозначение Mk.I Radio tank.
Тяжелые танки серии Mk.IV
ТТХ танка Mk.IV («самец»/«самка»): Масса – 28/26,4 т. Размеры – 8,06х4,1х2,5 мм. Броня – 16-12 мм. Мощность мотора – 125 л.с. Максимальная скорость – 6,4 км/ч. Запас хода – 56 км. Вооружение – 2х57-мм пушки, 2х7,7-мм пулемета / 5х7,7-мм пулеметов. Экипаж – 8 человек
В феврале 1917-го началось производство танков Mk.IV, а в войска первые танки этой серии начали поступать в марте. Планировали выпустить до 1.200 таких танков, но всего собрали 1.015 экземпляров; из них 420 «самцов» и 595 «самок». Боевой дебют Mk.IV во Франции состоялся в июне у Мессин.
Улучшения, внесенные в устройство Mk.IV, в основном касались бронирования и вооружения. Так как германская пехота после первых встреч с танками противника начала использовать против них бронебойные пули, толщину лобовой брони «четверки» довели до 16 мм, бортов — до 12, а крыши — до 8 мм. Этого оказалось достаточным для защиты танка от ружейно-пулеметного огня на всех дальностях. Спонсоны скосили снизу, благодаря чему танки перестали застревать из-за зарывания их нижней грани в грунт при крене машины. Кроме того, спонсоны теперь могли вдвигаться внутрь корпуса по особым салазкам, что облегчало транспортировку танков по железной дороге — у предыдущих модификаций спонсоны при перевозке приходилось отделять. Правда, в бою иногда при большом крене и тряске у спонсонов срывались фиксаторы, и они внезапно вползали в танк, калеча экипаж. На «самках» размеры спонсонов заметно уменьшили, снизив этим массу танка. Для облегчения посадки-высадки экипажа под пулеметными спонсонами выполнили прямоугольные люки-лазы с двустворчатыми крышками; а так же сделали люки в крыше.
Стволы орудий укоротили с 40 до 23 калибров (с 2,28 до 1,31 м), и они перестали утыкаться при кренах в землю, и задевать деревья или стены домов. Уменьшение массы и размеров орудия облегчало его наведение в бою, а так же демонтаж при ремонте. Укорочение стволов и уменьшение начальной скорости снаряда при небольших дальностях ведения огня (а танки вели по противнику только ближний огонь) на его эффективность фактически не повлияло. В боекомплект орудий Mk.IV ввели картечные выстрелы, часто помогавшие «очищать» окопы огнем накоротке. Правда, размещение боекомплекта на «четверке» не изменилось, и по-прежнему оставалось источником высокой взрывоопасности.
Пулеметы «Льюис» с темпом стрельбы 500–600 выстр./мин крепились в шаровых установках; на «самках» эти установки монтировались в поворотных цилиндрических щитах. Новая шаровая установка была лучше и удобнее, чем прежняя цапфенная. «Самцы» имели по 2 «Льюиса» (+ 2 запасных); «самки» — по 5 (+ 1–2 запасных). Пулемет «Льюис» питался патронами из крепившегося сверху диска емкостью 47 патронов; но для авиации разработали увеличенный диск на 96 патронов. Хотя боевая скорострельность «Льюиса» составляла, как и у «Гочкиса», 150 выстр./мин., его система дискового питания была совершеннее, чем питание из жесткой обоймы («полосы»). А оригинальная система воздушного охлаждения обеспечивала «Льюису» возможность ведения и интенсивной стрельбы. Для установки в Mk.IV применялась пехотная версия пулемета, у которой приклад заменялся «авиационной» рукояткой под левую руку; а так же на «танковой» версии часто использовали более ёмкие «авиационные» диски.
Еще одним усовершенствованием Mk.IV стала модернизация двигателя, повысившая его мощность до 125 л.с. В дополнение установили регулятор малых оборотов, эжектор выхлопной системы, наконец-то ввели глушитель, расположив его на крыше. Заменили систему подачи горючего на «Автовак» («Вакуум»). Бачок этой системы крепили над карбюратором, вакуумный насос работал от двигателя. Бензин выкачивался из баков в бачок за счет разрежения и подавался в карбюратор под действием собственной тяжести. Теперь двигатель значительно реже глох, когда танк сильно наклонялся, съезжая в воронку. Еще одной важной новинкой стала установка бензобаков вне корпуса на корме, так что их прикрывали выступы ходовой части. Емкость баков составляла теперь от 272 до 318 л.
Усовершенствовали и «систему самовытаскивания». К корпусу приделывали на болтах согнутые из стального уголка длинные направляющие, приподнимавшиеся над верхней ветвью гусениц и рубкой. На направляющих цепями крепили новую «незарывающуюся» балку в виде призматического деревянного бруса, похожую на железнодорожную шпалу, но с окованными железом концами. Так же на направляющих могли крепить фашину или свернутую штурмовую дорожку: сброшенные в траншею, они создавали танку и пехоте «мост» для переправы.
Усиленный мотор повысил ударную силу Mk.IV. Теперь танк не только проделывал в проволочных заграждениях проходы шириной до 2,5 м, но и преодолевал каменный забор высотой 1,5 м, проходил сквозь сад, ломая деревья, и даже сносил углы зданий, разворачиваясь на улицах городов. Это было доказано на практике во время сражения при Камбрэ. Однако надежность танка возросла ненамного: капитальный ремонт требовался уже после 100–112 км пробега.
На протяжении всего 1917 г. Mk.IV был самой массовой модификацией британских танков. В 1918-м, по мере поставки в войска танков новой модели Mk.V, часть Mk.IV стали переделывать в танки снабжения (по аналогии с Mk.I - Mk.III). Тем не менее, и тогда именно Mk.IV оставался самым массовым британским танком - вплоть до окончания Первой мировой войны.
Тяжелые танки серии Mk V
ТТХ танка Mk.V («самец»/«самка»): Масса – 29,47/28,4 т. Размеры – 8,06х4,1х2,6 мм. Броня – 14-8 мм. Мощность мотора – 150 л.с. Максимальная скорость – 7,5 км/ч. Запас хода – 72 км. Вооружение – 2х57-мм пушки, 4х7,7-мм пулемета / 6х7,7-мм пулеметов. Экипаж – 8 человек
Серийный выпуск несколько улучшенной модификации Mk.IV дал англичанам выигрыш времени, позволивший им заняться существенной модернизацией конструкции танка. Боевой опыт показал, что главной проблемой первых версий были мало подходящие для этого вида машин двигатель и трансмиссия; поэтому было поднят вопрос о разработке агрегатов, специально рассчитанных для использования в танке.
Весной 1917 г. британцы провели первое в истории танкостроения конкурсное испытание нескольких боевых машин с разными системами трансмиссии. И для модели, намеченной к скорому выпуску, выбрали трансмиссию системы Вильсона с планетарными механизмами поворота. Она при своих сравнительно небольших габаритах давала наибольшие скорости хода, и совмещала удобство управления с надежностью работы. Немаловажным было и удобство ее обслуживания.
Серийное изготовление новой модели тяжелого танка, обозначенной как Mk.V, началось в декабре 1917-го. Поначалу «размахнулись» заказом на выпуск за 1918 г. 4.000 экземпляров, но после неудачи под Ипром, где более 20 танков застряли на болотистой местности и были расстреляны немецкой артиллерией, заказ сократился до 1.350 машин.
На Mk.V установили коробку передач и рядный двигатель «Рикардо» (первый специально разработанный танковый двигатель), повысивший скорость и запас хода. Этот мотор имел увеличенную до 150 л.с. мощность, систему охлаждения уменьшенных размеров, был способен работать в широком диапазоне меняющихся нагрузок и при любых углах наклона. Разъемный картер позволял обслуживать двигатель, не снимая с крепления, что обеспечивало возможность ремонта даже в полевых условиях. Но запуск двигателя по-прежнему требовал усилия четырех человек, вращавших П-образную заводную рукоятку. Для запуска в холодную погоду экипажу приходилось предварительно заливать топливом все шесть цилиндров двигателя и прогревать запальные свечи. Две выхлопные трубы от двигателя выводились на крышу в глушитель. Радиатор охлаждения был трубчатый. Решетки системы охлаждения на Мк.V разместили в бортах; их прикрывали броневыми жалюзи или уголками-крышками. От левого борта через радиатор к правому воздух перегонял вентилятор. Система выхлопа оставалась негерметичной, и, хотя вентиляцию несколько улучшили, внутренний объем танка по-прежнему заполнялся отработанными газами.
Планетарная трансмиссия Вильсона позволила производить поворот танка с помощью двух рычагов, установленных по бокам от сиденья водителя. А с помощью педали тормоза водитель мог притормозить гусеницу при повороте. Управление силами одного человека намного повысило маневренность танков и эффективность их действий на поле боя. Легкость управления Mk.V не шла ни в какое сравнение с предшествующими моделями.
Усовершенствования коснулись не только механической части, но и корпуса. Увеличили рубку; сверху в ней сделали прямоугольный люк с откидной крышкой. Кроме того, в корме на крыше установили дополнительную рубку со смотровыми лючками, что обеспечило круговое наблюдение, а также улучшило вентиляцию. Позади кормовой рубки над радиатором появились два больших люка. Важным новшеством на Mk.V стало снабжение смотровых щелей небьющимися стеклопакетами типа «триплекс», что заметно уменьшило случаи ранения глаз и лиц танкистов.
Кормовой бензобак на Mk.V был разделен на три отсека; при пробоине в одном горючее в других сохранялось (общий запас горючего — 422 л). Направляющие с балкой самовытаскивания остались, как на Mk.IV, но благодаря дополнительной рубке работа с балкой стала безопаснее. По-прежнему на направляющих могли крепить сбрасываемые фашину или свернутую штурмовую дорожку - для создания мостков переправы через траншею. Вместо сигнальных флажков стали использовать семафор — на крыше за кормовой рубкой крепили стойку с двумя рычагами с красным и белым дисками.
Схема вооружения новых танков осталась прежней: пушечно-пулеметное у «самцов», и чисто пулеметное у «самок». Но стандартным танковым пулеметом на Mk.V стал не «Льюис», а приспособленный под штатный британский 7,7-мм патрон «Гочкис» Mk.l*. Он крепился в шаровой установке с сектором обстрела до 90 градусов. Причем на Mk.V появился еще и кормовой пулемет (в дверце кормового люка), служивший для круговой обороны на случай осады танка пехотой противника.
Мк.V начали поступать в войска в мае 1918 г.; до конца войны изготовили 400 машин — по 200 «самцов» и «самок». Впервые Mk.V вышли в бой у Амель 4 июля 1918 г. и до конца войны вместе с Mk.IV они были основой британского Танкового корпуса. А после боя у Виллер-Бретоне 24 апреля 1918 г., в котором пулеметные «самки» оказались совершенно беспомощны против пушек встретившихся им немецких танков A7V, на части уже построенных «самок» Мк.V один пулеметный спонсон заменили пушечным. В результате получился танк, вооруженный одним 57-мм орудием и пятью пулеметами; эту версию обозначили как Mk.V «композит». Но в войсках армейские остряки окрестили «кривобокую» машину «гермафродитом»…
Около сотни танков Mk.V англичане передали своим союзникам: французам, канадцам и американцам. Кроме того, в годы русской гражданской войны около 30 Mk.V из поставленных британцами белогвардейцам, попали в качестве трофеев на вооружение РККА.
НАЧАЛО: 1МВ. Танки Великобритании (01). «Хвостатые»
ОКОНЧАНИЕ: 1МВ. Танки Великобритании (03). От «звёздочек» до «борзых»
Список других статей канала, посвященных армиям и оружию периода Первой мировой войны, НАХОДЯТСЯ ЗДЕСЬ
Список других статей канала, посвященных теме «История бронетехники» можно найти ЗДЕСЬ
Если вас заинтересовала эта статья, поставьте «палец вверх», и подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новую информацию по разным темам военной истории.