Авиационное топливо для реактивных двигателей (авиационный керосин) - это гомогенная смесь углеводородов выкипающих в диапазоне температур от 60 до 330 °С используемая в качестве горючего вещества, которое вводится в камеру сгорания реактивных двигателей и в процессе окисления кислородом воздуха генерирует необходимую тепловую энергию.
Производство авиационного керосина
Авиационный керосин может вырабатываться несколькими способами:
1. Как прямогонный продукт атмосферной перегонки нефти в качестве керосиновой фракции необходимого фракционного состава. Способ производства возможен если перерабатываемая нефть:
- парафинистая с относительно не высоким содержанием ароматических углеводородов, чтобы в содержание ароматики в керосиновой фракции не превышало 20 (22)% масс.;
- характеризуется не высоким содержанием серы, особенно меркаптановой, чтобы меркаптанов в отбираемой керосиновой фракции не превышало 30 ppm;
2. Как продукт облагораживания некондиционной прямогонной керосиновой фракции:
- гидродеароматизация является решением вопроса с повышенным содержанием ароматических углеводородов и превышением показателя высоты некоптящего пламени;
- гидроочистка или демеркаптанизация позволяют снизить содержание меркаптановой серы до нормируемого значения;
- последовательная гидроочистка и деароматизация позволят снизить до нормируемых значений содержание и ароматики, и меркаптановой серы;
3. Как продукт вторичных процессов нефтепереработки:
- гидрокрекинга;
- каталитического крекинга;
4. Как смесь прямогонной фракции и продуктов вторичных процессов нефтепереработки.
Прямогонные авиационные керосины не требуют добавления присадок, в отличие от продуктов гидрогенизационных процессов, в которые необходимо добавлять присадки для реактивных топлив.
Присадки для реактивных топлив
Для обеспечения качественных характеристик авиационного топлива для реактивных двигателей, имеющих полностью или частично гидрогенизационную природу, применяются следующие присадки для реактивных топлив:
1. Антиокислительные присадки:
- 2,6-дитретбутилфенол;
- 2,6-дитретбутил-4-метилфенол;
- 2,4–диметил–6-третбутилфенол;
- не менее 75% 2,6-дитретбутилфенола и не более 25 % смеси трет и тритретбутилфенолов;
- не менее 55 % 2,4–диметил–6-третбутилфенола и не менее 15 % 2,6- дитретбутил-4-метилфенола и не более 30 % в виде смеси монометил и диметилтребутилфенолов;
- не менее 72 %, 2,4 – диметил – 6-третбутилфенола не более 28 %, смеси третбутилметилфенолов и третбутилдиметилфенолов.
2. Смазывающие присадки/ингибиторы коррозии:
- Apollo PR-19 производства Apollo Technologies Intl. Corp;
- HITEC 580 производства Afton Chemical Ltd.;
- Octel DCI-4A производства Innospec LLC;
- Octel DCI-6A производства Innospec LLC;
- Unicor J производства Dorf Ketal Chemicals;
- Tolad 4410 производства Baker Petrolite;
- Tolad 351 производства Baker Petrolite;
- Nalco 5403 производства Nalco Chemical Co;
- Nalco 5405 производства Nalco Chemical Co;
- Spec Aid 8Q22 производства GE Betz;
- Дистиллированые нефтяные кислоты отечественного производства.
3. Антистатические присадки:
- Stadis 450 производства Innospec LLC;
- Сигбол отечественного производства;
Марки авиационного топлива
Нефтеперерабатывающей промышленностью выпускаются следующие марки авиационного топлива:
Показатели качества реактивных топлив
Характеристики авиационного топлива напрямую зависят от показателей качества реактивных топлив:
1. Расход топлива, дистанция полета и диапазон эксплуатационных допусков авиадвигателя определяются:
- плотностью;
- низшей теплотой сгорания;
2. Пожароопасность, паровые пробки, кавитация, потери от испарения и легкость запуска двигателя определяются:
- температурой начала кипения;
- температурой выкипания 10% об.;
- температурой вспышки;
3. Распыление топлива и смазывающие свойства определяются:
- кинематической вязкостью при +20 °С;
4. Текучесть (прокачиваемость) при низкой температуре определяется:
- кинематической вязкостью при -40 °С;
- температурой кристаллизации;
5. Характеристики горения топлива определяется:
- высотой некоптящего пламени;
- содержанием ароматических и нафталиновых углеводородов;
6. Термоокислительная стабильность, коррозия определяются:
- общим содержанием серы;
- содержанием меркаптановой серы;
7. Совместимость с резинами, эластомерами, металлами и коррозия определяются:
- кислотностью;
- общим содержанием серы;
- содержанием меркаптановой серы;
8. Отложения и нагар в топливной системе самолета, использование в качестве хладагента определяются:
- термоокислительной стабильностью;
9. Наличие полярных соединений в топливе, отделение воды от топлива определяются:
- взаимодействием с водой;
10. Обеспечение безопасности операций с топливом при воздействии статического электричества, при отсутствии дополнительной погрешности в работе приборов и систем автоматического контроля определяются:
- злектропроводностью;
11. Обеспечение бесперебойного поступления топлива в авиадвигатель определяется:
- смазывающей способностью.
Если статья была вам интересной и полезной, ставьте лайк, а если хотите ежедневно получать новые статьи и узнавать больше о нефтепереработке, то подписывайтесь на канал.