Найти тему
Этюды Эпохи

Наш "аэробус" ИЛ-86

*Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Собственно - сабж, ИЛ-86; скан из рекламного буклета
Собственно - сабж, ИЛ-86; скан из рекламного буклета

Появление пассажирских широкофюзеляжных авиалайнеров было связано с бурным ростом пассажиропотока во второй половине 60х годов прошлого века на т.н. "Западе", прежде всего в США, а затем и в Европе. Этот рост вызывал значительное увеличение объёма авиа-перевозок, и с этим объёмом уже не справлялись ни эксплуатировавшиеся тогда узко-фюзеляжные самолёты (типа Boeing 707, Douglas DC-8, Mercury, Trident) вместимостью порядка 160-180 человек максимум, ни аэропорты и аэродромные службы.

В СССР схожие проблемы также обозначились уже в начале 70х. И перед авиа-конструкторами была поставлена задача создать авиалайнер, который бы за один рейс перевозил столько же пассажиров как, например, три ИЛ-18, или два ТУ-154.

И вот, к концу 70х годов был разработан отечественный широкофюзеляжный пассажирский лайнер, в народе первые годы именовавшийся просто "аэробус"*

авиалайнер ИЛ-86, скан из рекламного буклета "АЭРОФЛОТ-Soviet Airlines" 80х годов
авиалайнер ИЛ-86, скан из рекламного буклета "АЭРОФЛОТ-Soviet Airlines" 80х годов

ИЛ-86, первый советский широкофюзеляжный двух-палубный пассажирский авиалайнер, разработанный в КБ Ильюшина. Наш, так сказать, «ответ Чемберлену» - на появившиеся в конце 60х-начале 70-х годов ХХ века на "Западе" широкофюзеляжники – американские Boeing 747, Douglas DC-10, L-1011 Tristar, и европейский Airbus A300.

ИЛ-86, скан из буклета "АЭРОФЛОТ-Soviet Airlines" 80х годов
ИЛ-86, скан из буклета "АЭРОФЛОТ-Soviet Airlines" 80х годов

На нижней палубе лайнера располагались отделение для багажных контейнеров, полки для багажа "с собой", кухня, некоторые технические отсеки. На верхнюю палубу вели три лестницы, имелся также лифт - им пользовались бортпроводники для поднятия комплектов бортового питания из кухни в салон. На верхней палубе - собственно три салона, гардероб, буфет, туалетные комнаты, кабина экипажа.

схема компоновки салона, верхней и нижней палуб ИЛ-86
схема компоновки салона, верхней и нижней палуб ИЛ-86

Первый полёт наш аэробус совершил в 1976г., начало эксплуатации на авиалиниях – с 1980г.

в наборе высоты; скан из рекламного буклета 80х годов
в наборе высоты; скан из рекламного буклета 80х годов

Интересные факты. На данном лайнере разработчиками внедрена уникальная электро-импульсная антиобледенительная система, эффективность которой во много раз больше обычной тепловой. Эта уникальная система была тогда же (в 70-е годы) запатентована в некоторых заграничных странах.

кабина экипажа ИЛ-86; скан из буклета "АЭРОФЛОТ-Soviet Airlines" 80х годов
кабина экипажа ИЛ-86; скан из буклета "АЭРОФЛОТ-Soviet Airlines" 80х годов

Также из проверенных источников известно, что на то время (конец 70х начало 80х) у ИЛ-86 - самая большая, не считая Boeing 747, ширина салона/фюзеляжа: 5,7/6,08м

салон ИЛ-86 с нетипичной компоновкой кресел 2-4-2; скан из рекламного буклета
салон ИЛ-86 с нетипичной компоновкой кресел 2-4-2; скан из рекламного буклета

Например, супротив Airbus А-300 – у которого 5,35/5,64м., а у Douglas DC-10 – 5,54м. (салон).

Да и на сегодняшний день ИЛ-86 остается одним из самых «пузатых» широкофюзеляжников, не зря его еще также именуют "баклажан". К примеру, у Дримлайнера B-787 "DreamLiner" ширина: салона– 5,49м., фюза – 5,77м., а вот у Boeing 777 больше чем у ИЛа – 5,86/6,19м. соответственно.

*Из воспоминаний пассажира (орфография и пунктуация сохранены): "Первый раз мне посчастливилось лететь этим чудесным лайнером летом 1981-го, рейсом из Москвы в Минводы. Был я тогда школьником и летел на каникулы. Сказать, что наш советский аэробус произвел на меня, тогдашнего пацана, сильное впечатление, это значит - ничего не сказать. Полный отпад башки! Когда поднимались на борт - сначала по выдвижному трапу на нижнюю палубу,

т.н. выдвижной трап ИЛ-86; скан из рекламного буклета
т.н. выдвижной трап ИЛ-86; скан из рекламного буклета

а затем наверх – в салон, у меня аж «челюсть отвисла». Ну, а когда расположился в салоне на своем излюбленном месте – у окна, включил индивидуальный вентилятор во впереди стоящем кресле, и особенно когда полетели, до 5-ти раз кричал в голос от восторга, так что бортпроводницам пришлось несколько раз дополнительно давать мне газировки. Самолёт, ясен перец, поражал своими размерами (до него самый большой на котором я летал, был ТУ-154), а салон – комфортом и простором. Довольно широкие проходы между рядами кресел, наличие не маленьких свободных площадок впереди и в хвосте… хочешь - бегай, хочешь пляши, что немыслимо в современных эйрбасах и прочих боингах. Да там нормы ГТО сдавать можно было! И в дальнейшем, летал не мало на этом прекрасном авиалайнере и в 90-е и в 00-е, вплоть до снятия его с линий ГВФ."

скан из буклета "АЭРОФЛОТ-Soviet Airlines" 80х годов
скан из буклета "АЭРОФЛОТ-Soviet Airlines" 80х годов

К сожалению, эксплуатация этого лайнера на пассажирских авиарейсах в РФ была прекращена в начале 2010х годов по причинам "нерентабельности".

Остаётся надеяться, что у российских пассажиров еще будет возможность полетать на его, условно говоря, младшем брате - ИЛ-96-400М.

Спасибо за внимание!

А вот здесь про самолёты, которые хоть и отлетали своё - но продолжают радовать глаз: Авиа-памятники

#ИЛ_86 #авиация #аэробус #Ильюшин #IL_86 #Ilyushin86