Найти тему
Мекленбургский Петербуржец

🟡🇩🇪📰(+)WiWo: «В России снова взлетает больше самолётов — в ущерб безопасности?» (перевод с немецкого)

Обзор немецких медиа

🗞(+) WirtschaftsWoche в статье «В России снова взлетает больше самолётов - в ущерб безопасности?» рассказывает, что несмотря на все санкции, российские авиакомпании снова перевозят больше пассажиров. Чудо в российском небе произошло благодаря игре ва-банк: серый импорт, более мягкие правила. Как долго это будет продолжаться? Уровень упоротости: умеренный 🟡

Пассажир в аэропорту Шереметьево в Москве © imago images
Пассажир в аэропорту Шереметьево в Москве © imago images

Когда в середине августа сотни клиентов российской авиакомпании Red Wings оказались в затруднительном положении, на Западе забрезжила надежда: тогда 600 путешественников из России вынуждены были простоять до двух суток в аэропорту турецкго курорта Анталья, а ещё около 300 не могли вылететь из Шарм-эль-Шейха в Египте. Причиной стали «в том числе и проблемы с закупкой запасных частей», - цитирует авиакомпанию отраслевой портал «Аэротелеграф». Для западного уха это звучит как долгожданный признак того, что санкции, с помощью которых США и ЕС хотят поставить российскую авиацию на колени, наконец-то начинают действовать.

Жаль только, что тем временем три самолёта Boeing 777 московской линии Red Wings снова летают без каких-либо заметных проблем. Да и остальные российские авиакомпании, похоже, работают как хорошо отремонтированный двигатель: после спада в прошлом году «Аэрофлот» демонстрирует здоровый рост традиционных показателей. Размер флота, количество часов работы, число пассажиров - все эти показатели в этом году выросли.

Как такое может быть?

Ну, это обманчиво. Дело в том, что эмбарго изматывает российскую авиационную промышленность. Поскольку западные производители уже 18 месяцев не могут поставлять запасные части, в эксплуатации находится всё меньше и меньше самолётов: некоторые парки состоят из самолётов, которые уже давно не поднимались в воздух. Сравнение с 2022 годом, которое любят проводить российские авиационные руководители, в любом случае бессмысленно. Важно развитие событий с 2019 года, до начала пандемии. Дэвид Стюарт, партнёр по авиационному бизнесу консалтинговой компании Oliver Wyman, говорит: «Если в остальном мире отрасль в значительной степени вернулась к размерам, которые были до пандемии, то в России она всё ещё значительно меньше. И в краткосрочной перспективе она, скорее всего, ещё больше сократится», — добавляет он.

Однако пока российские авиакомпании и регулирующие органы пытаются «обелить» ситуацию сомнительными средствами.

Недостаток западных самолётов в России: красный — самолёты российского производства в авиапарке по годам.
Недостаток западных самолётов в России: красный — самолёты российского производства в авиапарке по годам.

Даниэль Буркард, заместитель директора единственного в Москве чисто частного аэропорта Домодедово, видит из своего кабинета типичный летний ажиотаж. Он говорит. На перроне стоят самолёты отечественных поставщиков, например, самолёты S7 с зелеными хвостовыми блоками, красные Red Wings и синие Utair и Ural. Кроме того, есть и зарубежные авиакомпании, такие как Emirates из Дубая, израильская El Al и Turkish Airlines. «У нас снова почти столько же пассажиров, сколько было в 2019 году до появления пандемии, а внутренние перевозки даже выросли почти на 20%», - говорит Буркард, уроженец Германии.

Ситуация в отдельно взятом аэропорту - это одно, а электронные таблицы Excel консультанта Стюарта показывают другую, более масштабную картину. Инженер и его коллеги из компании Oliver Wyman проанализировали данные о более чем 27 000 регулярных воздушных судов, действующих в мире. Они показывают, что в России в настоящее время летает на 34 самолёта больше, чем в 2022 году, но по сравнению с 2019 годом парк сократился на 76 самолётов до 730 единиц. Более того, поскольку в первом полугодии самолёты находились в воздухе в среднем на два часа в день меньше, чем четыре года назад, фактическое количество рейсов по сравнению с 2019 годом сократилось на добрых 40%.

Сколько часов в месяц находятся в воздухе самолёты «Аэрофлота»
Сколько часов в месяц находятся в воздухе самолёты «Аэрофлота»

Прежде всего, сказывается европейский запрет на полёты российских операторов: «Аэрофлот», занимавший до пандемии пятое место в Европе, потерял около 80 из почти 100 зарубежных направлений, а значит, и значительную часть особо прибыльных бизнес-туристов и отдыхающих на премиальных направлениях в Европе и США. Это, а также сокращение расписания полётов привели к тому, что в 2022 году убыток государственной авиакомпании составил ₽41 млрд (около €510 млн по текущему курсу) при обороте в ₽330 млрд. По данным ежедневной газеты «Коммерсантъ», ещё девять авиакомпаний подали заявления о банкротстве.

С другой стороны, запрет на поставку западными странами самолётов и запчастей в Россию действует медленнее, чем ожидалось. Расчёт был прост: поскольку российские авиакомпании используют практически только западную технику от западных лизинговых компаний, то с введением эмбарго они сразу же вернут большую часть своих самолётов. А самолёты, принадлежащие инвесторам из своей страны или стран, не попавших под эмбарго, таких как Китай, вскоре не смогут подняться в воздух из-за отсутствия запасных частей.

Сколько тысяч пассажиров за неделю в августе в пик отпусков обслуживают российские аэропорты (по годам)
Сколько тысяч пассажиров за неделю в августе в пик отпусков обслуживают российские аэропорты (по годам)

Пока этого не произошло. Поскольку к началу действия эмбарго почти все российские авиакомпании вернули свои самолёты на родину, лизинговые компании смогли обеспечить из 600 с лишним самолётов, находящихся в России на ремонте, только 80.

По словам одного из инсайдеров, создатели эмбарго недооценили «сочетание креативности и решительности» России. Весной 2022 года президент Владимир Путин не стал уклоняться от, пожалуй, самой крупной кражи последних десятилетий: когда лизингодатели потребовали аннулировать регистрацию своих сбежавших самолётов, Путин разрешил регистрацию в России и приказал авиакомпаниям оставить самолёты у себя. Уже год лизинговые компании и их страховые компании ведут тихие переговоры о том, кто и какую часть ущерба, оцениваемого в $30 млрд, должен понести.

Российские авиакомпании и регулирующие органы также отреагировали на надвигающуюся нехватку запчастей, проявив изобретательность и сыграв в «ва-банк». Видимо, ещё до войны с Украиной они заполняли склады авиазапчастями и расходными материалами. «Им помогает то, что на современных самолётах, таких как Airbus A350, комплектующие служат долго», - говорит Генрих Гросбонгардт, авиационный консультант из Гамбурга.

Когда стало ясно, что запасы всё равно опустеют до окончания конфликта с Западом, последовали более радикальные меры. Во-первых, российские авиакомпании сократили свои расписания, а также стали использовать дальнемагистральные самолеты на более коротких маршрутах. «Чем меньше самолет находится в пути, тем дольше служат запчасти», - говорит консультант Стюарт. Это позволило создать резервы, позволяющие говорить о нормальной жизни, по крайней мере, этим летом, как говорит один из экспертов по российской авиации: «Смысл был в том, чтобы как можно больше людей смогли улететь в отпуск и почувствовать, что они не живут в условиях военной экономики».

Турция — любимое отпускное направление россиян (сравнение по года в тысячах пассажиров на направление в неделю)
Турция — любимое отпускное направление россиян (сравнение по года в тысячах пассажиров на направление в неделю)

В августе 2022 года первое табу было нарушено. Тогда «Аэрофлот» начал снимать недостающие запчасти с припаркованных самолётов. При этом, по данным инсайдера, не менее 30 из 346 самолетов группы выступали в качестве доноров запчастей. В конце декабря правительство официально разрешило этот каннибализм - в постановлении под номером 353.

А авиакомпании смягчили дальнейшие стандарты. Например, неисправные тормоза иногда отключают, а не заменяют. По крайней мере, об этом говорится во внутренней информации «Аэрофлота», распространяемой в сервисе коротких сообщений Telegram. В ней также сообщается, на что следует обратить внимание пилотам при посадке с отключенными тормозами: «Самолёт будет стремиться развернуться боком, особенно на мокрой полосе при встречном ветре».

Некоторые мелкие казусы, видимо, больше не должны фиксироваться экипажами в бортовых журналах. Вместо этого, как сообщает авторитетный российский портал proekt.media со ссылкой на служебную инструкцию «Аэрофлота», авиакомпания довольствуется тем, что бортпроводники сообщают о таких неисправностях капитану. Всего в 2022 году на более чем 2000 рейсов были зафиксированы «нарушения правил», например, использование комплектующих сверх установленного срока службы, сообщил российскому парламенту глава Ространснадзора Виктор Басарги, по сообщениям прессы.

Кроме того, российская авиационная промышленность регулярно нарушает санкции. Контрабанда целых самолётов очевидна. Например, с помощью баз данных, таких как CH-Aviation из Швейцарии, можно проследить перемещение регионального самолёта итало-французской авиастроительной компании ATR. Самолёт, находившийся на Западе на техническом обслуживании, был первоначально передан его российским владельцем «ДельтаЛизинг» в лизинг монгольской авиакомпании Hunnu Air. Они выполняли на нём полёты в столицу Монголии Улан-Батор с промежуточными посадками. Через два месяца «ДельтаЛизинг» передал самолет авиакомпании «Красавиа» из Красноярска (Россия). Самолёт уже был успешно доставлен на родину.

За границу — только в виде исключения. Количество пассажиров в аэропорту Домодедово по месяцам.
За границу — только в виде исключения. Количество пассажиров в аэропорту Домодедово по месяцам.

Ни одно эмбарго не является непробиваемым, «иначе ни один самолёт не взлетел бы в Иране в течение многих лет», - говорит эксперт отрасли Гросбонгардт. Это касается и отдельных запасных частей для самолётов: «Через подставные фирмы в таких местах, как Дубай, Абу-Даби или Гонконг, можно снова и снова ввозить в страну запрещённые товары с поддельными сертификатами».

Независимое российское издание «Вёрстка» с помощью таможенных данных проследило, как именно происходит нелегальная торговля. Согласно этим данным, только за первые шесть месяцев этого года четыре крупнейшие российские авиакомпании ввезли в страну запчасти на $110 млн, в основном через Китай и Объединённые Арабские Эмираты. Посредниками выступают небольшие компании с ничего не значащими названиями, их поставщиками, согласно отчету, являются, например, компании из Объединённых Арабских Эмиратов и Таиланда. Не последнюю роль, по-видимому, играет и Китай: хотя эта страна обещала не поставлять авиационную технику в Россию, в марте оттуда, по некоторым данным, ушёл двигатель для самолёта семейства Airbus A320 в российскую авиакомпанию S7.

Но всё это, как признал в мае глава Ространснадзора, не решает проблемы острой нехватки запчастей на российских авиазаводах. Как сообщает газета «Коммерсантъ», в интервью комитету по транспорту российского парламента он заявил, что теперь запчасти для самолётов в цехах приходится ждать не неделю, а до четырёх месяцев. Некоторые детали вообще перестали поставляться. Согласно годовому отчёту, в первом полугодии 2023 года «Аэрофлот» потратил на ремонт всего ₽8,4 млрд - против ₽13,1 млрд в предвоенном 2021 году, хотя в это время летало на 15% меньше самолётов.

В результате власти не утруждают себя дальнейшими нормами безопасности: российским авиакомпаниям разрешено использовать детали из Китая, Ирана, Узбекистана или Египта вместо тех, что имеют сертификат производителя. Правительство разрешило даже воспроизводить детали Airbus и Boeing. S7 Group - одна из пяти компаний, получивших на это разрешение. До эпохи пандемии Lufthansa Technik помогала создавать свои цеха. «Сейчас там грохочут 3D-принтеры», - говорит тот, кто обладает информацией.

Эксперты, такие как Абдол Моабри, глава и основатель американской компании GA Telesis, предоставляющей авиационные услуги, тем не менее считают, что не позднее чем через пять лет ни одна российская авиакомпания не будет летать на полусовременных западных самолётах. К тому времени придётся заменять даже крупные и сложные детали: «Двигатели будут сгорать», - говорит предприниматель из Флориды. Скорее всего, останется только 170 старых самолетов, таких как Boeing 777 компании Red Wings. Их так много по всему миру и, соответственно, так много запасных частей, что инспекторы по санкциям вряд ли смогут за ними уследить.

Чтобы восполнить пробел, государство рассчитывает на «технологическую независимость от иностранной продукции», как выразился генеральный директор «Аэрофлота» Сергей Александровский. Его авиакомпания заказала добрых 300 самолётов по чисто российским технологиям. Но когда они полетят, пока неизвестно: особенно узким местом являются двигатели, например, модель PD14, которая должна заменить западный двигатель на единственной современной российской модели Superjet. Ростех уже несколько раз переносил сроки поставки.

Но самая большая проблема для российских авиакомпаний не техническая: чтобы люди бронировали билеты, им нужна уверенность в компаниях и их технике. Насколько оно уже пошатнулось, показывает статистика российской поисковой системы «Яндекс». Согласно ей, в прошлом году в восемь раз больше пользователей задавали вопрос: «Безопасно ли летать?».

Авторы: Рюдигер Киани-Кресс и Эрнст Труммер. Перевёл с немецкого: «Мекленбургский Петербуржец».

@Mecklenburger_Petersburger

P. S. от «Мекленбургского Петербуржца»: не бойтесь, возродится в России своя гражданская авиация! 🤗🛫

🎚Об упорометре канала «Мекленбургский Петербуржец» 🟤🔴🟠🟡🟢🔵

🤝Поддержать проект «Мекленбургский Петербуржец»