Главные события в области строительства Московского метрополитена и развития московского транспортного узла в богатом на новости восьмом в этом году выпуске нашего ежемесячного дайджеста.
Топ 10 новостей за прошедший месяц
1. Третий Диаметр открыт!
17 августа открылся МЦД-3 (Зеленоград - Раменское) - новая наземная ж/д линия городской электрички, которая связала Ленинградское и Казанское направления железной дороги.
В церемонии открытия приняли участие Владимир Путин, Сергей Собянин, губернатор Московской области Андрей Воробьёв и гендиректор ОАО "РЖД" Олег Белозёров.
На МЦД-3 открылись 38 станций с 21 вариантом пересадок на метро, БКЛ, МЦК и другие Диаметры. Позже откроются ещё три станции — Малино, Рижская и Митьково.
При этом семь новых поездов "Иволга 3.0" для МЦД-3 было приобретено благодаря инфраструктурным бюджетным кредитам. Еще 13 составов поступят до конца года. До 2025 года благодаря ИБК Москва получит еще порядка 15 поездов для МЦД-3 и МЦД-4.
Какими станции нового Диаметра предстали перед пассажирами можно посмотреть в нашем репортаже:
Перед открытием, 15 августа, при обкатке нового Диаметра составами произошел интересный казус - состав 6705, следующий из Твери, из-за того что диспетчер забыл перевести стрелку, с Октябрьского направления ЖД ошибочно пропустили по Казанскому направлению. Пассажиры с удивлением для себя оказались не на Ленинградском вокзале, а на станции «Электрозаводская».
Таким образом, пассажиры открыли МЦД-3 раньше Мэра и Президента :)
Лимитирующим при пуске D3 оказался железнодорожный тоннель на Митьковской соединительной ветви - монолитные работы в нём завершились буквально в начале августа.
2. Какие открытия нас ждут в сентябре 2023
Свершилось! Строители в течение всего месяца совершали поистине трудовой подвиг (работы велись в круглосуточном режиме) и сделали то, что ещё в июле многим казалось невозможным - подготовили два новых участка метро к пуску!
В конце августа были утверждены даты открытия новых участков метро для пассажиров:
🚇 «Рассказовка» - «Аэропорт Внуково» 🛫 Солнцевской линии – 6 сентября;
🚇 «Селигерская» - «Физтех» 🔟 Люблинско-Дмитровской линии– 8 сентября.
18 августа первый (пробный) поезд прошел по новому участку от «Рассказовки» до «Аэропорта Внуково»:
А 29 числа этот же состав лаборатория-путеизмеритель впервые прошел по всему участку Люблинско-Дмитровской линии до станции «Физтех».
Все системы диспетчеризации на обоих участках - и Солнцевской линии, и Люблинско-Дмитровской - уже подготовлены у движению поездов в графике. На 2 дня (26 и 27 августа) для подключения новых станций к системам метрополитена закрывался участок Люблинско-Дмитровской линии от «Петровско-Разумовской» до «Селигерской».
Все работы ведутся по графику.
На Солнцевской линии интеграция с действующим метро производилась без прекращения движения поездов.
Давайте же посмотрим на готовность всех 5 новых станций за неделю до их открытия:
Станция «Пыхтино» Солнцевской линии
Изюминкой станции станет модель самолета Ту-144, летящего под стеклянным куполом над эскалаторами:
Станция «Внуково» Солнцевской линии
Особенностью станции является отсутствие оборотных тупиков за ней. Оборот будет осуществляться по съезду на перегоне от «Пыхтино» (то есть до «Внуково» будет ходить только каждый 2 либо 3 поезд в зависимости от времени суток, а остальные составы будут оборачиваться по «Рассказовке»). Соответственно, пассажиры увидят уникальную для московского метро навигация на платформе ("садитесь в поезд на любой стороне платформы"), а также тупиковый упор прямо за станцией.
Станция «Яхромская» (проектн. «Улица 800-летия Москвы») Люблинско-Дмитровской линии
Интересной деталью оформления станции является панно, протянувшееся вдоль одной из путевых стен, которое выполнено на тематику прежнего названия станции - празднованию 800-летия Москвы.
Станция «Лианозово» Люблинско-Дмитровской линии
Особенностью проекта станции является то, что её выходы южного вестибюля очень удобно интегрированы с существующим подземным переходом под Дмитровским шоссе, а северного - с переходом под МЦД.
В едином комплексе со станцией метро 8 числа также будет открыта станция «Лианозово» МЦД-1 в её новом месте расположения:
Станцию МЦД также активно готовят к открытию.
Станция «Физтех» Люблинско-Дмитровской линии (откроется только с одним вестибюлем - южным, ближе к МКАД)
"Фишками" станции стали установленные на платформе 4 стелы, на которых размещены изображения выдающихся ученых-основателей МФТИ и изогнутые трубы на стенах.
А вот как будет выглядеть официальная схема метро после 8 сентября:
3. Началась обкатка МЦД-4
МЦД-4 - ещё один объект, который также откроется для пассажиров до 10 сентября. Точная дата запуска пока не утверждена – ведутся стыковки с графиком Президента.
Практически все основные строительные работы завершены, новые пути уложены. Уже проведена стыковка контактной сети, на этой неделе началась обкатка всего нового маршрута длиной 86 км.
Первый технический состав - рельсовый автобус - был замечен 30 августа на участке от «Тестовской» до «Кутузовской».
31 августа по всему D4 пошли электропоезда.
4. Участок новой линии метро до Троицка начнет строиться в 2025 году
Строительно-монтажные работы на участке продления Троицкой линии от «Коммунарки» до «Троицка» начнутся в 2025 году.
На сегодняшний день Институтом Генплана уже подготовлена проектная документация по ППТ, Метрополитеном согласована. Геология, план и профиль линии тоже согласованы. На «Кедровой» и «Ватутинках» огораживаются локальные площадки под вынос коммуникаций, для строительства станций «Десна», «Летово» и «Сосенки» начаты процедуры изъятия земель.
5. МЦД-5 - первые подробности проекта
На церемонии запуска МЦД-3 было объявлено, что тоннели подземного участка МЦД-5 будут проходиться двумя щитами диаметром 10 метров каждый.
На центральном участке расположится 5 подземных станций:
«Рижская» - 47 м
«Комсомольская» - 60 м
«Китай-город» 47 м
«Павелецкая» - 56 м
«Дербеневская» (мелкого заложения)
Срок реализации проекта - 2028 год.
В данный момент ведётся проработка технических решений по протяженности тоннеля, его размеру и расположению.
Также в сети появилась схема с предварительным размещением остановочного пункта «Площадь Трёх вокзалов» с открытия второй очереди вестибюля одноимённой остановки МЦД-2 и МЦД-4 (с ошибочно показанной станцией «Красные ворота» Сокольнической линии метро)
Станция расположится на глубине 60 метров, у неё будет один собственный выход на Каланчёвской улице и два пересадочных коридора на существующие станции метро:
- На уровень Сокольнической линии будет вести длинный эскалатор, который приведёт общий в зал с эскалатором на Кольцевую линию;
- На станции Кольцевой линии будет разобран глухой торец станции, откуда на D5 будет идти коридор с эскалатором. За основу такого решения взят невоплощённый проект второго выхода станции Кольцевой линии.
6. Приступили к установке ограждения площадки строительства будущей станции «Сосенки» Троицкой линии
Это следующая станция за «Коммунаркой» в направлении Троицка.
Напомним, по планам, в следующем году от «Коммунарки» начнется проходка проходческими щитами обоих тоннелей перегона «Коммунарка» - «Сосенки». К декабрю 2024 должны быть сданы перегонные тоннели до будущей станции «Сосенки», а сама станция «Сосенки» (по плану "максимум") к этому сроку должна быть готова в бетоне без отделки пассажирской зоны.
7. Перспективы развития московского метро
На одном из слайдов презентации, демонстрируемой в рамках выступления Сергея Собянина в ходе участия в деловой сессии Московского урбанистического форума, в качестве перспективных объектов строительства обозначены (кроме уже определенных по срокам участков):
🚇 центральный участок Калининско-Солнцевской линии (соединение двух "жёлтых" линий);
🚇 продление Калужско-Рижской линии в Мытищи;
🚇 продление Бирюлевской линии в Новую Москву.
8. Анонсировано строительство ВСМ
Владимир Путин, открывая движение по третьей линии МЦД, заявил, что наступил момент для реализации высокоскоростной железнодорожной магистрали между Москвой и Петербургом.
По дороге поезда будут делать 12 остановок на станциях: 📍«Рижская» 📍«Петрово-Разумовская» 📍«Крюково» 📍«Новая Тверь» 📍«Высоково» 📍«Логовежь» 📍«Садва» 📍«Выползово» 📍«Жаровская» 📍«Великий Новгород» 📍«Валдай» 📍«Обухово».
Протяжённость магистрали составит примерно 680 км. Как обещают в РЖД, высокоскоростные поезда смогут развивать скорость до 400 км/ч (для сравнения: «Сапсан» разгоняется до 250 км/ч).
По словам Президента, после реализации ВСМ между Москвой и Петербургом нужно продолжать магистраль до Нижнего Новгорода, Воронежа, Уральского региона. Также он заявил, что обсудит с Лукашенко строительство ВСМ в направлении Минска. Президент также видит перспективы строительства ВСМ до Адлера, а также Донецка и Луганска. После Президент расписался на экране с проектом развития высокоскоростных ж/д магистралей.
Но где же взять скоростные поезда в текущих реалиях?
В 2028-2032 годах планируется произвести 50 отечественных электропоездов для ВСМ Москва - Петербург
«Синара - транспортные машины» намерена построить в Москве завод по производству высокоскоростных поездов, сообщил замгендиректора группы Антон Зубихин в кулуарах Международного железнодорожного салона техники и технологий пространства 1520 "PRO//Движение. Экспо".
"В соответствии с параметрами проекта с целью запуска с 2028 года по 2032 год должны быть поставлены 50 восьмивагонных электропоездов. Но объем этой партии может быть до 75 поездов. Это только на ВСМ Москва - Питер 50 поездов", - рассказал он.
При этом Зубихин подчеркнул, что потребность в электропоездах - больше. Обсуждается поставка только на магистраль между столицами в связи с тем, что для нее уже разработаны проектная документация и технико-экономическое обоснование.
Он отметил, что СТМ планирует построить в Москве завод по производству высокоскоростных поездов. Его строительство должно начаться в 2024 году.
"Тут же все от заказа [зависит], поэтому сейчас, на данный момент, мы обсуждали базовый заказ на 50 электропоездов для того, чтобы создать завод. С точки зрения окупаемости инвестиций в создание завода требуется партия из 50 поездов", - уточнил Зубихин.
Время в пути по ВСМ Москва - Санкт-Петербург для пассажиров составит 2 часа 15 минут. Строительство магистрали потребует выделения средств Фонда национального благосостояния в объеме до 468 млрд рублей, подсчитали в Минтрансе. Стоимость строительства в настоящее время оценивается в 1,7 трлн рублей.
9. На «Выхино» напомнили о скором начале конца масштабной реконструкции
Похожие плакаты появились и ещё на нескольких станциях МЦД-3, однако, только в рамках этого ТПУ предусматривается также реконструкция станции метро «Выхино» Таганско-Краснопресненской линии с возможным закрытием на продолжительный период времени.
10. Долгожданные подвижки по метро в Гольяново
«Мосводоканал» объявил тендер на вынос сетей канализации по титулу площадки №1 — это площадка строительства станционного комплекса «Гольяново» Арбатско-Покровской линии.
Прочие новости
Пуск электродепо БКЛ «Аминьевское» всё ближе!
Уже в этом году строительство будет завершено и сюда направят часть составов из других депо Большой кольцевой линии.
В депо расположены пути эстакадного типа. Они находятся выше обычных и упрощают обслуживание поездов.
Как их проверяют: по каждому из путей проезжает специальный вагон, который создает максимальную нагрузку, во время проезда сотрудники замеряют уровень прогиба пути с помощью специального прибора — прогибомера, при обнаружении малейших отклонений путь не будут эксплуатировать до устранения замечаний, рассказали в Дептрансе.
В главном корпусе депо всего 29 канав, из них 24 предназначены для отстоя составов, четыре – для ремонта и одна – для мойки вагонов.
Больше фото из строящегося депо:
Новинки подвижного состава - "Москва-2024" и "Иволга 4.0"
Представлен дизайн новой модификации составов «Москва-2024»
В каждом вагоне планируется установить новые зарядные устройства, усовершенствовать пульт машиниста, а головные вагоны сделать более удобными для входа и выхода маломобильных граждан.
«По поручению Сергея Собянина мы продолжаем обновление парка поездов столичного метро. Совместно с российским производителем работаем над созданием новой серии составов. Для поезда разработали новый дизайн маски и салона, а цветовую схему интерьера выбирают сами москвичи в рамках Московского урбанистического форума. Кроме того, новый состав будет обладать улучшенными техническими характеристиками — поездки станут еще комфортнее», — отметил заместитель Мэра Москвы по вопросам транспорта Максим Ликсутов.
Помимо этого, планируется установить в каждом вагоне новые зарядные устройства, усовершенствовать пульт машиниста, а головные вагоны сделать более удобными для входа и выхода маломобильных граждан.
В новом поезде сохранена силуэтная арка — линия, перешедшая в дизайн подвижного состава Московского метрополитена из оформления электропоезда «Иволга». Узнаваемый элемент подчеркивает силуэт поезда в туннеле и напоминает архитектурную арку. Новое дизайнерское решение — объединение линий с маршрутным экраном — является отсылкой к современной графической концепции Московского метрополитена: линия рассекается названием станции.
При разработке проекта дизайнеры и инженеры добились визуально увеличенного наклона фронтальной маски. Стойки, оформленные в фирменном цвете Московского метрополитена, соединяются с верхними скатами крыши. За счет такого решения поезд выглядит более динамично.
Блок-фары интегрированы в вертикальные стойки поезда и являются продолжением световой арки. Применение специально разработанных световых модулей позволило сделать эти элементы геометрически совершенными.
Разработчики нового оформления также использовали современные приемы, пришедшие в городской транспорт из автомобильного дизайна. Это позволило создать более четкий графический образ за счет отражений света и перепадов формы.
Дизайн будущего поезда метро создал российский производитель АО «Трансмашхолдинг» («ТМХ») при участии Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы. Многократное 3D-макетирование при помощи современных технологий виртуальной реальности позволило дизайнерам добиться ювелирной точности и выверенных пропорций.
Обновленные составы «Москва-2020» могут выйти на линии в следующем году.
На выставке «PRO/Движение.Экспо» в Музее железных дорог России в Санкт-Петербурге представлен новый состав «Иволга 4.0»
Это новая модификация городской бестамбурной электрички с тремя дверьми в вагоне с каждой стороны. При этом третьей двери в первых вагонах нет, она есть только в промежуточных вагонах.
Ожидается, что такие поезда будут курсировать по МЦД-3 и МЦД-4. Второй произведенный состав 4 модификации все желающие на протяжении нескольких дней могли увидеть на «Красном Строителе» МЦД-2.
На «Кленовом Бульваре» Большой Кольцевой линии продолжается строительство ещё одного выхода со станции БКЛ на ул. Кленовый бульвар (ближе к музею-заповеднику "Коломенское")
Забетонирован лестничный подъёму, ведутся работы по конструкциям лифтовой шахты (второй лифт из вестибюля на поверхность). Фото процесса работ:
На «Текстильщиках» продолжается строительство пересадки между Большой Кольцевой и Таганско-Краснопресненской линиями
Часть пересадки пройдет в надземной пешеходной галерее.
Над станцией Таганско-Краснопресненской линии ведётся активное раскрытие котлована в месте примыкания пересадки к верхнему перекрытию. Смонтированы первые расстрелы.
Завершается сборка пролетного строения будущей надземной пешеходной галереи. Готовы все постоянные опоры, рядом с ними установлены временные опоры (СВСиУ), на которые первоначально "ляжет" пролёт перехода.
Открылась выставка «Станция Манеж» в рамках Московского Урбанистического Форума
Специально для выставки в "Манеже" построили даже собственное метро!
Наш большой обзор главного культурного события года в области транспорта:
Делай ярче! Продолжаем наблюдать за ходом реализации программы по улучшению освещенности станций московского метро
В прошедшем месяце очередь дошла и до «Комсомольской» Кольцевой линии. Здесь в центральном зале обновили закарнизную подсветку свода на лампы холодного оттенка.
На «Молодежной» Арбатско-Покровской линии полностью обновлено освещение. Теперь установлены лампы холодного белого света.
Наконец, упоминаемая нами в прошлых выпусках «Улица Академика Янгеля»:
Работы на северном вестибюле станции «Каширская» двух линий вступили в завершающую стадию
Демонтировано постоянное ограждение. Начались благоустройство прилегающей территории и укладка гранита на цоколь и ступени. На верхнем перекрытии завершаются гидроизоляционные работы, разбирается временная крыша. Размеренными темпами ведётся облицовка фасада и колонн, установлено витражное остекление на входных группах.
По плану работы должны завершиться уже в этом месяце.
! С целью единоразовой актуализации сведений на нашей инфографике ежемесячное обновление Схемы РМТМ произойдет 8-10 сентября, после ожидаемых многочисленных открытий, намеченных на начало месяца. Новая версия Схемы будет опубликована отдельным постом.
На этом всё. Благодарим за внимание!
Ссылки на источники всех использованных материалов, а также больше новостей о развитии Московского метрополитена можно найти здесь: https://vk.com/razvitie_metro_msk Подписывайтесь на нас и в других социальных сетях (ссылки на главной странице профиля).