Здравствуйте, уважаемые посетители канала и постоянные подписчики. В этой статье хочу осветить тему ГБО – плюсы и минусы, мифы и реальность. Тема, я думаю, будет актуальной, особенно учитывая реалии в которых мы все живем. Каждый старается на чем-то сэкономить. Вот именно поэтому считаю тему с ГБО довольно актуальной.
Сейчас много людей обсуждают газовое топливо и его применение. Существуют сторонники этого альтернативного вида топлива, а также ярые противники. Сегодня мы рассмотрим все мифы и легенды, а также грабли, на которые можно наступить, если решите газифицировать свое авто. Многие люди хотят поставить газ, однако сами же этого боятся. Цены на бензин неуклонно растут, поэтому некоторые думают о поиске альтернативного решения. Один из вариантов - использование пропана. Для установки необходим компактный и легкий баллон, в котором газ содержится под давлением в 10-15 атмосфер. Что, кстати, в этом плане выгодно отличает его от метана, для перехода на который потребуется тяжелый толстостенный баллон. Поскольку метан в баллоне содержится при давлении до 200 атмосфер. Из-за этого его чаще всего используют на грузовиках и автобусах. Кроме того, метановых автозаправочных станций довольно мало, что делает его менее популярным в сравнении с пропаном. Поэтому в данной статье мы не будем рассматривать метан в силу его нераспространенности. Однако, чтобы статья не выглядела несколько неполноценной – краткую информацию дам. Итак, главное, что следует знать и понимать при выборе «пропан или метан».
Преимущества пропана.
Само оборудование и его установка в целом обойдутся дешевле. И этому есть ряд причин. Как я уже написал выше – баллон для пропана тонкостенный, легкий. Дело в том, что пропан находится там в сжиженном виде. В отличие, кстати, от метана, который не сжижается и находится в баллоне просто под большим давлением. Отсюда еще один плюс пропана – в баллон одинакового объема пропана влезет во много раз больше. Соответственно – оборудование немного проще в устройстве, баллон легче. Как вывод – оборудование на пропане стоит дешевле, весит легче, газа при одинаковом объеме баллона входит больше.
Преимущества метана.
Собственно, основных всего три. Он стоит еще дешевле, чем пропан. При работе на метане, мощность двигателя (по сравнению с работой на бензине) падает чуть меньше, чем при работе на пропане. Расход на метане будет чуть меньше, чем на пропане. Однако последнее преимущество сомнительно, поскольку нивелируется стоимостью установки оборудования, а также меньшим пробегом на одной заправке (вам чаще придется ездить на АГЗС – а их мало и находятся они как правило на окраине города).
В общем, с этим разобрались и далее будем говорить о пропановых ГБО.
Прежде чем принимать окончательное решение об установке ГБО, вам необходимо проанализировать некоторые факторы. Прежде всего, следует определить экономическую целесообразность использования ГБО на вашем автомобиле. Для определения целесообразности установки ГБО вы можете воспользоваться онлайн-калькулятором, доступным на специализированных веб-ресурсах, посвященных газовой теме. Этот инструмент поможет вам найти ответ на вопрос, выгодно ли вам устанавливать газобаллонное оборудование на ваш автомобиль.
В общих чертах суть вот в чем. Практически у всех автомобилей класса "А" и многих класса "Б" потребление топлива изначально невысоко. И если вы ездите в основном в городе и ваш годовой пробег не превышает 10-15 тысяч км, скорее всего установка ГБО будет не рентабельна. Можете прикинуть сами – возьмите сумму покупки и установки ГБО. Также стоимость его обслуживания, которое происходит обычно раз в 10-15 тысяч км пробега. Стоит это относительно не дорого, но все же. В современных реалиях автомобиль обычно держат 3-5 лет, потом приобретается другой. Так вот за эти 3-5 лет вам нужно отбить всю стоимость ГБО, потом на разнице в цене газ/бензин выйти в точку «0» - и только после этого у вас начнется, непосредственно, экономия. А на бензине, допустим, у вас и так расход 7-8 литров по городу. А то и меньше. Не окупится, вы раньше решите автомобиль поменять :-) Кроме того, установка газобаллонного оборудования займет место в багажнике, урезая его объем. Часто до 1/3. В целом существует мнение, что если ваш годовой пробег составляет менее 10 000 километров, а расход топлива на этом пробеге не превышает 10 литров на 100 км, то ставить ГБО точно не стоит.
А сейчас давайте обсудим мифы и легенды, а также негативные стороны и проблемы, которые могут возникнуть при установке ГБО. Одним из довольно распространенных мифов является утверждение о возможности взрыва газа, в том числе при ДТП. Это действительно неприятно, но на самом деле бензиновые автомобили представляют не меньшую опасность, чем газовые. При возникновении искры бензин воспламеняется гораздо легче, чем газ. Пропан-бутановая смесь плохо смешивается с воздухом в атмосфере. Более того, производители давно разработали систему многоступенчатой защиты и предусмотрели все возможные аварийные ситуации. Автомобили с ГБО попадают в аварии каждый день, также как и автомобили с бензиновыми двигателями, но они не взрываются и не горят. Кроме того, баллон рассчитан на давление в 16 атмосфер и куда более прочен, чем бензобак.
Поэтому при возникновении дорожно-транспортного происшествия, есть крайне малая вероятность взрыва автомобиля. Кроме того, в случае аварийной утечки газа из поврежденного трубопровода, имеется предохранительный клапан, который предотвращает несанкционированный выход газа. Также на случай перегрева в газовых баллонах предусмотрены клапаны избыточного давления, которые стравливают давление в атмосферу и предотвращают взрыв. Значит, если правильно установить газовое оборудование, не использовать некачественные комплектующие и не допускать ошибок при монтаже и настройке, то риск взрыва будет исключен. Даже если произойдет небольшая утечка газа, на которую аварийные клапаны не сработают автоматически, то запах газа будет заметен для вашего обоняния. Специальные добавки, которые содержатся в пропан-бутановой смеси, делают газ очень заметным с первых секунд. Если вы почувствуете такой запах, это повод сразу обратиться в газовый сервис. Что касается запаха газа в газифицированных автомобилях, я бы уточнил, что он связан с неисправностями в работе системы. Неисправные газифицированные автомобили могут иметь запах, так же как и неисправные бензиновые автомобили пахнут бензином. Ароматизатор добавляется в газ как раз для того, чтобы даже малейшее нарушение герметичности трубопровода было заметно. Он сигнализирует водителю о необходимости обратиться к специалистам. У автомобилей с правильно установленной, отрегулированной и исправной газовой системой, запах газа не должен ощущаться ни внутри, ни снаружи.
Еще одним «вселенским страхом» является вопрос о ресурсе двигателя при установке газобаллонного оборудования, в частности прогар клапанов.
Давайте я расскажу вам, откуда пошла история о том, что клапана на автомобилях с ГБО прогорают. Такое действительно случалось раньше, в эпоху карбюраторных двигателей. Но стоит заметить, что и тут виноват человеческий фактор, а не газ. Причин тут было три.
Первая – ГБО второго поколения устроено так, что газ из баллона поступает в редуктор, где он из жидкого состояния переходит, собственно, в газообразное. И уже в виде газа от редуктора идет в карбюратор. Собственно, на баллоне стоит кран, который открывает подачу газа в редуктор. А на редукторе есть регулировочный винт (кто знаком с карбюраторами – тем будет проще понять :-) ), который регулирует подачу газа в карбюратор. Таким образом регулируется топливо-воздушная смесь. Ну а поскольку ГБО люди ставили для того, чтобы сэкономить, то уж и экономить хотели по полной :-) И получая машину с настроенным в сервисе редуктором – начинали крутить винт подачи газа, чтобы эту самую подачу еще максимально снизить. В итоге, как мы понимаем, двигатель начинал работать на обедненной смеси. Говоря проще – минимум топлива и максимум кислорода. Соответственно, клапана горели, а машина нифига не ехала :-) Кто знаком с карбюраторами - опять же понимают, что если карбюратор настроить на максимально бедную смесь – для двигателя тоже это плохо закончится.
Вторая причина – если на клапанах нет гидрокомпенсаторов, то клапана нужно время от времени регулировать. Но многие же на это «забивают», верно? :-) А вот газ, в отличие от бензина, горит равномернее, но дольше. Что и не удивительно – октановое число газа около 100, а бензин в те времена имел октановое число 76-92. То есть бензин сгорает быстрее, резко, почти взрывом. Кстати, этим и объясняется более ровная работа мотора, что особенно заметно на холостых оборотах. Мотор на газе работает гораздо ровнее, чем на бензине. Но поскольку газ сгорает дольше, то если зазоры на клапанах ушли – мы и получаем эффект газовой горелки. Говоря проще – при установке ГБО клапана нужно регулировать чаще, лучше всего примерно в 2 раза чаще, чем на бензине. Ну а поскольку мало кто этим заморачивался – клапана и горели.
И, наконец, третья причина. Банальная :-) Когда ГБО пошло в массы, устанавливать его стали чуть ли не все сервисы. При этом опыта еще было мало и большинство просто не понимали что и как там работает. Соответственно, брали любое оборудование, как правило по принципу «лишь бы подешевле». Настраивать систему толком не умели. Ну и вот выезжает из сервиса машина с ГБО, собранным непонятно из чего непонятно кем и настроенным непонятно как. Добавьте сюда первые две причины – и прогорание клапанов вам гарантировано! :-)
К слову сказать, у моего хорошего знакомого отец отъездил на газу на карбюраторной Волге в течение пяти или шести лет, и у него не возникало никаких проблем.
Позже, с появлением инжекторных двигателей, стали устанавливать ГБО 4 поколения, которое уже управлялось электроникой и водители не могли влиять на баланс топливно-воздушной смеси. Ошибки могли допускаться установщиками, но в целом количество прогаров клапанов из-за газа резко сократилось.
Следует также сказать, что некоторые современные модели двигателей изначально спроектированы так, что не любят газ, так как при этом не охлаждаются и не смазываются клапана. Поэтому для таких двигателей придумали газобаллонное оборудование с системой подачи специальной смазки в коллектор, которая снижает температуру клапанов и смазывает их. Высокооборотистые двигатели, например, Honda, требуют дополнительных датчиков и настроек. Эту проблему с высокими оборотами решают, переключая двигатель на бензин автоматически при превышении определенных оборотов, как правило 4500-5000 оборотов. Эти параметры настраиваются в блоке управления ГБО (аналог ЭБУ или «мозгов» на инжекторном двигателе).
Некоторые современные системы также имеют режим сбережения клапанов, который впрыскивает небольшое количество бензина через определенный интервал времени. Это настраивается индивидуально под конкретный двигатель и учитывает его особенности. Квалифицированные специалисты и установщики ГБО знают все эти проблемы и тонкости для каждого конкретного двигателя и могут легко решить их благодаря опыту и готовым решениям. При правильной установке и настройке, ничего не прогорит.
В современных реалиях ГБО управляется электроникой, поэтому все возникающие проблемы связаны с низкой квалификацией тех, кто устанавливал и настраивал оборудование, а также низким качеством комплектующих.
Здесь много нюансов. Не буду грузить уважаемых читателей кучей технической информации, но в общих чертах расскажу, на что вам стоит обратить внимание, если вы решили отдать автомобиль в сервис для установки ГБО.
Форсунки должны быть установлены как можно ближе к ГБЦ, то есть к клапанам. Если врезать форсунки в коллектор на максимальном удалении от ГБЦ – неизбежно получите потерю динамики автомобиля и избыточный расход газа. Речь идет, естественно, о 4-м поколении, поскольку в 5-м впрыск газа осуществляется непосредственно в цилиндры в жидком виде.
Также важна одинаковая длина подводящих шлангов к форсункам, чтобы обеспечить равномерное распределение газа. Разная длина подводящих шлангов приведет к неравномерному питанию форсунок. Именно по этой причине в инжекторных двигателях форсунки расположены на рампе. Это обеспечивает равномерное распределение давления по ним.
Теперь поговорим о потери мощности двигателя при переходе на ГБО. При правильной установке и настройке ГБО потеря как правило не превышает 5%. Если пожелаете, опытный настройщик сможет обеспечить вам практически сопоставимую с бензиновой динамику на газу. Однако это приведет к заметному увеличению расхода газа. И тогда возникает вопрос – а где экономия? :-) Если вы хотите активно ездить, так может и не нужно переходить на газ? Хотя, с другой стороны, и при активном педалировании на бензине расход может увеличиться и в 2 раза и более :-).
Ну и есть еще один момент – для ГБО требуется техническое обслуживание. Это требует регулярной смены фильтров, проверки герметичности системы и, при необходимости, регулировки настроек. Делается это обычно раз в 10-15 тысяч км. пробега. Примерно через каждые 60 000 км, рекомендуется разбирать газовый редуктор и проверять состояние мембраны, при необходимости - заменять ее. Однако стоимость такого техобслуживания составляет в среднем 2 500 рублей, может быть и дороже, и дешевле, в зависимости от условий.
Итак, вроде бы все хорошо, никакой взрыв или прогорание клапанов не грозит, а также есть дополнительные преимущества газа - более стабильный холостой ход и более тихая работа двигателя. Кроме того, мотор остается чистым внутри – при работе на газе после 5 000 км пробега моторное масло остается абсолютно чистым, как будто его только что залили. Соответственно, фильтр тоже, лаковые отложения в двигателе отсутствуют. Вот только не нужно думать, что значит масло можно теперь не менять. :-) Меняем как и на бензине, раз в 5-7 тысяч, вместе с фильтром. Двигатель становится более экономичным в эксплуатации и экологичным, чем его бензиновые или дизельные аналоги.
Казалось бы, одни плюсы, но есть и пара минусов, о которых также следует знать. Когда вы решите продать автомобиль, вы с удивлением обнаружите, что желающих приобрести его за хорошие деньги будет немного. Кроме того, попытки смотать пробег бесполезны, так как все понимают, что у машины с ГБО должен быть большой пробег, и гоняли ее всю жизнь в хвост и в гриву. А иначе зачем бы на нее стали устанавливать ГБО? Логично же! :-)
Снимать ГБО перед продажей также не имеет никакого смысла. Во-первых, следы установки все равно останутся. Во-вторых, в документах будет стоять отметка об установке ГБО.
Кстати - интересно, что в Евросоюзе водителям предоставляются скидки при установке газобаллонного оборудования, а также их освобождают от уплаты транспортного налога, в отличие от нас. У нас, чтобы внести изменения в документы, нужно не только заплатить, но и три раза посетить ГИБДД.
Также стоит учесть, что установка газового оборудования на новый автомобиль лишает вас гарантии. Это означает, что вам придется выбирать между экономией на топливе и сохранением гарантии производителя.
Кроме того, установка баллона в багажнике сократит доступное место и увеличит общий вес автомобиля. Конечно, есть вариант установить ГБО вместо запаски. Но это тоже не идеальный вариант. Если в городе без запаски еще куда ни шло – звонок другу или какой-нибудь службе помощи на дорогах все порешает. А вот ездить по трассе, особенно зимой, без запаски я категорически не рекомендую.
В итоге, если вы все тщательно просчитали и приняли решение о установке газобаллонного оборудования, не бойтесь воплощать его в жизнь.
В конце статьи я хотел бы дать вам несколько рекомендаций перед установкой газобаллонного оборудования. Вроде бы элементарные вещи, но почему-то кто устанавливает ГБО первый раз - почти никогда об этом не задумывается.
Очень важно заранее изучить вопрос о том, где вы будете заправляться. Дело в том, что газовых заправок все же намного меньше, чем бензиновых. И если в крупных городах они встречаются довольно часто, то в небольших населенных пунктах их может быть 2-3 штуки и не факт, что вы проживаете рядом с одной из них.
Также очень рекомендую выяснить среди знакомых, или на местных форумах, в общем – среди тех, кто ездит на газу – на каких заправках газ хороший, а на каких заправляться не стоит. В принципе, и на плохой бензин нарваться можно. Но это сейчас случается гораздо реже, и обычно где-то на трассе. В городе сейчас такое случается не часто. А вот нарваться на плохой газ намного проще, чем на плохой бензин. В таком случае ваш автомобиль просто будет плохо ехать, и потом вам придется тратить время на чистку форсунок, редуктора и так далее.
Также рекомендую уделить особое внимание поиску проверенных сервисов, которые предоставляют услуги по установке ГБО. Важно обсудить с мастером, какое оборудование будет установлено, каким образом оно будет установлено и какие тонкости связаны с настройкой. Постарайтесь максимально изучить эту тему и не стесняйтесь задавать вопросы. В какой-то степени, надеюсь, и данная статья тоже вам пригодится.
Казалось бы это понятно, но тем не менее советую избегать дешевых комплектующих. Не всегда имеет смысл брать самые дорогие, и самые дорогие не всегда самые лучшие. Но откровенно дешевые не берите – они по определению не могут быть хорошего качества.
Ну вот, вроде бы все высказал. Надеюсь, кому-нибудь будет полезно. Если я в чем-то ошибся, или что-то не дописал – высказывайтесь в комментариях, дополняйте.
Также есть мысль написать о поколениях ГБО – чем 1 и 2 отличаются от 3 и 4 и почему 5 поколение очень отличается от всех них очень сильно. Ну и, соответственно, какое поколение на какие двигатели можно поставить. И, что немаловажно, какое поколение на какие двигатели ставить не только можно, но и имеет смысл. :-)
Всем удачи на дорогах и вне дорог!