Начнем с самого простого - тормозные жидкости. В данной статье мы рассмотрим существующие национальные и международные стандарты на тормозную жидкость. К сожалению отечественных ГОСТ тут нет, но мы рассмотрим 2 документа:
FMVSS No 116 - Federal Motor Vehicle Safety Standard 116 - это документ который появился в США и получил свое распространение по всему миру.
Brake fluid means a liquid designed for use in a motor vehicle hydraulic brake system in which it will contact elastomeric components made of styrene and butadiene rubber (SBR), ethylene and propylene rubber (EPR), polychloroprene (CR) brake hose inner tube stock or natural rubber (NR).
Тормозная жидкость - жидкость, предназначенная для использования в гидравлической тормозной системе автомобиля, в которой она будет контактировать с эластомерными компонентами, изготовленными из стирольного и бутадиенового каучука (SBR), этиленового и пропиленового каучука (EPR), полихлоропрена (CR), внутренней трубки тормозного шланга или натуральный каучук (NR).
В документе можно познакомиться с базовыми требованиями для жидкостей DOT 3, DOT 4, DOT 5 и DOT 5.1
ISO 4925 - пожалуй второй по важности документ, тут происходит "расширение" понятия и классификации тормозных жидкостей.
This document provides the specifications, requirements and test methods, for non-petroleum-based fluids used in road-vehicle hydraulic brake and clutch systems that are designed for use with such fluids and equipped with seals, cups or double-lipped type gland seals made of styrene-butadiene rubber (SBR) and ethylene-propylene elastomer (EPDM).
В этом документе представлены технические характеристики, требования и методы испытаний для жидкостей не на нефтяной основе, используемых в гидравлических системах тормозов и сцепления дорожных транспортных средств, которые предназначены для использования с такими жидкостями и оснащены уплотнениями, манжетами или сальниковыми уплотнениями с двойной кромкой, изготовленными из бутадиен-стирольного каучука (SBR) и этилен-пропиленового эластомера (EPDM).
В документе можно познакомиться с требованиями для жидкостей Class 3, Class 4, Class 5–1 (или 5.1), Class 6 и Class 7.
Все остальные стандарты по своей сути являются вариацией на тему этих двух (JIS K2233,SAE J1703, J1704 и др.) из-за чего их +/- можно и не рассматривать.
Federal Motor Vehicle Safety Standard 116
Рассмотри каждый из показателей что и зачем нужно контролировать:
S5.1.1 Equilibrium reflux boiling point (ERBP).
S5.1.2 Wet ERBP.
S5.1.3. Kinematic viscosities.
S5.1.4 pH value.
S5.1.5 Brake fluid stability.
S5.1.6 Corrosion.
S5.1.7 Fluidity and appearance at low temperature.
S5.1.9 Water tolerance.
S5.1.10 Compatibility.
S5.1.11 Resistance to oxidation.
S5.1.12 Effects on cups.
S5.1.13 Stroking properties.
S5.1.14 Fluid color.
Equilibrium reflux boiling point (ERBP) - температура кипения в простом понимании этого слова - самого продукта, без добавления чего либо.
Wet ERBP - температура кипения жидкости при условии ввода в нее дополнительной жидкости (воды).
Kinematic viscosities - почти как в маслах, кинематическая вязкость для тормозными жидкостями определяется при 2 температурах при 100°С и при -40°С.
pH value - водородный показатель pH определяется при условии дополнительного ввода водно-этанольного раствора.
Brake fluid stability - стабильность тормозной жидкости, тут идет проверка по двум важным параметрам: Высокотемпературная стабильность и Химическая стабильность. Если с первой все интуитивно понятно, мы греем в специальном лабораторном стекле до стартовой температуры, а потом в соответствии с процедурой.
S6.5.3.1 Procedure.
(a) Heat a new 60 ±1 ml. sample of the brake fluid to 185° ±2 °C. (365° ±3.6 °F.). Hold at this temperature for 120 ±5 minutes. Bring to a reflux rate in excess of 1 drop per second within 5 minutes. The reflux rate should not exceed 5 drops per second at any time. Over the next 5 ±2 minutes adjust the heating rate to obtain an equilibrium reflux rate of 1 to 2 drops per second. Maintain this rate for an additional 2 minutes, taking four temperature readings at 30–second intervals. Average these as the observed ERBP. If no reflux is evident when the fluid temperature reaches 260 °C. (500 °F), discontinue heating and report ERBP as in excess of 260 °C. (500 °F.).
S6.5.3.2 Calculation. Correct the observed ERBP for thermometer and barometric pressure factors according to S6.1.5 (a) and (b). Average the corrected ERBP's of the duplicate samples. The difference between this average and the original ERBP obtained in S6.1 is the change in ERBP of the fluid.
Химическая стабильность - проверяется с применением "стандартизированного загрязнителя" по SAE RM-66-04, смесь других тормозных жидкостей конкретных марок и последующим термостатированием.
Corrosion - термостатируем жидкость при 100°С в присутствии тест пластин в течении 120 часов.
Fluidity and appearance at low temperature - оценка состояния жидкости при низких температурах, фактически это термостатирование тормозной жидкости при -40°С и -50°С. Визуально составляются наличие осадка, кристаллизации или расслоения, дополнительно оценивается "всплывание пузырьков".
Water tolerance - тормозная жидкость смешивается с небольшим объемом воды, затем термостатируется при -40°С и 60°С - оценивается визуальное состояние продукта.
Compatibility - совместимость с другими тормозными жидкостями, фактически повторяется тест Water tolerance но при дополнительном внесении смеси SAE RM-66-04.
Resistance to oxidation - в тормозную жидкость помещается окислитель (benzoyl peroxide) и металлические пластины,
Effects on cups - воздействие на "накладки" (SBR) - фактически проводится тест на набухание и деформацию стандартизованной резины в присутствии тормозной жидкости.
Stroking properties - тест заключается в создании искусственных условиях эксплуатации тормозной жидкости в "стандартизованной системе".
Fluid color - оценка цвета жидкости просто цвета.
В следующей статье мы чуть подробнее разберем методы, ISO 4925 и общие требования к тормозным жидкостям разных видов.
На этом конец. До скорых встреч.